Структурно-семантические типы безличных предложений в поэтическом тексте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 593 раза

Библиографическое описание:

Рузметова, З. Н. Структурно-семантические типы безличных предложений в поэтическом тексте / З. Н. Рузметова, Сарвиноз Жуманиязова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 646-648. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40876/ (дата обращения: 18.12.2024).



Говоря о структурно-семантических типах безличных предложений, необходимо остановиться, по нашему мнению, на следующих группах:

  1. Это небольшая группа безличных предложений, в которых выражается действие какой-то мифической силы, связанной с понятием рока, судьбы. Сюда же можно включить и такие конструкции, которые выражают непредвиденную случайность. Такие конструкции в современном русском языке малоупотребительны, непродуктивны, поскольку глаголы, выступающие главным членом в таких предложениях единичны. По замечанию Е. М. Галкиной-Федорук, они — пережиток прошлого.

Эта группа отличается тем, что тут действовала какая-то сила — мифическая, таинственная: Друзья мои сердечные, не вечно мне везло. (Н. А. Некрасов).

  1. Более многочисленную группу безличных предложений составляют конструкции, в которых выражаются действия внутренней и импульсивной силы в организме человека или другого какого-нибудь живого существа: сила эта не названа, хотя она действует и причиняет те или иные физические ощущения. Продуктивность подобных предложений связана с тем, что многие личные глаголы могут переходить в безличные для выражения физического состояния. Становясь безличными, эти глаголы изменяют своё значение: в них мыслится проявление активной деятельности без деятеля. Они могут быть переходными и непереходными, например: рябит, кипит, стучит и т. п. нередко одни и те же глаголы выражают и действие какой-то силы в природе (нестерпимо жгло в июльский полдень), и действие неизвестной силы в организме человека (жжет во рту). При этом они могут употребляться то в прямом, то в переносном смысле. Например: Темнело в глазах. (Н. Некрасов).

Иногда безличные предложения данного типа осложнены указанием причины действия. При этом причина действия выражена родительным падежом существительного с предлогом от. Например: От тишины, от зноя звенело в голове. (А. Ахматова). Безличные предложения, обозначающие действие неизвестной силы, могут относиться и к психологической сфере человека. Те же самые глаголы, выражающие физическое состояние, в переносном значении выражают различные проявления психики человека. Ср.: У рыбаков от холодной воды дух захватило в груди. Спой нам что-нибудь такое…, чтобы захватило, знаешь, прямо за сердце… (И. Аксаков).

Таких глаголов в современном русском языке немного: влечёт, клонит, манит, подмывает, тянет и другие. Например: Меня влекло на Волгу. (М. Горький)

Некоторые глаголы этого типа употребляются с инфинитивом, в котором обозначено желаемое или отвергаемое действие: Мне надоело сидеть за столом. (Ю. Крымов)

3. Большую группу составляют безличные предложения, выражающие действие также неизвестной, неопознанной силы, которое осуществляется посредством орудия. Предложения с таким значением образуются из личных глаголов в безличном употреблении в сочетании с творительным падежом орудия. В этих предложениях действующее лицо устранено, но обозначено орудие, которым действует неизвестный деятель. Вместо: гроза зажгла дерево говорят: зажгло грозою дерево.

По своему значению эти безличные предложения подразделяются на три группы:

1) Безличные предложения, в которых выражается действие стихийной силы посредством какого — либо орудия: Ветром сдуло снег со льда. (Н. Некрасов)

2) Безличные предложения, выражающие внутренние психофизические ощущения, которые возникают под влиянием какого — либо объекта на орган восприятия. В данных предложениях состояние чаще всего выражается с помощью сравнения с конкретным действием. Если же нет налицо сравнения, то глагол в подобных безличных предложениях употреблён переносно. Сравнение в безличной конструкции иногда выражается метафорически. Например: Но каменным сделалось сердце моё. (А. Ахматова).

3) Более распространены безличные предложения, выражающие физическое или психологическое состояние с глаголом в переносном значении: Стало жутко…я песни своей не допел. (Н. Некрасов)

В современном русском языке эта конструкция очень продуктивна. И как отмечает Е. М. Галкина-Федорук, «она начинает конкурировать с личным оборотом и даже вытеснять его».

Однако и личные конструкции широко распространены в современном русском языке. В поэтической речи авторы предпочитают личную конструкцию безличной. Например: Он тучами был, как делами завален. (Б. Пастернак); Гроза как жрец сожгла сирень. (Б. Пастернак).

Однако у многих писателей употребление безличных конструкций является излюбленным приёмом. Так, например, у Вересаева в рассказе «Без дороги» можно найти 14 безличных предложений с творительным объекта: Из сада потянуло росой и запахом душистого тополя; C луга тянуло запахом влажного сена; Нас обдало острым запахом и другие.

А в чеховской «Степи» отмечено всего 4 безличных предложения.

  1. Лексически ограниченную, но довольно широко употребительную группу безличных предложений образуют отрицательные конструкции с глаголами бытия и родительным падежом имени, относится с утвердительными двусоставными предложениями. Например:

Но нет земному от земли И не было освобожденья. (А. Ахматова)

…но нет пути назад. (А. Ахматова)…что души моей нет на свете. (А. Ахматова) Нет времени у вдохновенья. (Б. Пастернак)

С глаголами бытия безличные отрицательные предложения образуют только с родительным отрицания. Следовательно, родительный падеж и «является главной конструктивной частью, которая обусловливает безличность отрицательного предложения».

Отрицательные безличные предложения, несмотря на логическую членимость, не стоят между личными и безличными, а входят в систему безличных предложений [1, с. 81]. Для них характерна грамматическая односоставность и особый оттенок в значении по сравнению с личными. Личный оборот указывает на отсутствие предмета определённого, известного, а безличный — на отсутствие какого-либо предмета вообще, например: «гости не будут» (т. е. те, которые не ждали) – «гостей не будет» (т. е. вообще никаких).

Это едва уловимое различие в оттенках определенность/неопределенности можно заметить при сравнении личного утвердительного и безличного отрицательного предложений: Упрудов есть сердце — У прудов нет сердца. (Б. Пастернак); Есть зверь сильнее кошки — Сильнее кошки зверя нет. (Ю. Крымов). В утвердительном предложении имеется в виду какай-то определенный зверь, известный говорящему, в отрицательном — звери вообще.

Особую разновидность безличных предложений составляют конструкции с эллипсисом глагола бытия. Например: Только это — западня,

Где ни радости, ни света. (А. Ахматова)

И ни души, ни звука. (Б. Пастернак)

В лингвистической литературе такие предложения рассматриваются или как отрицательные безличные, или как отрицательные номинативные. Сравним: Ни луны, ни звёзд… – Луна, звёзды. Ни луны, ни звёзд… – Нет (не было) ни луны, ни звёзд.

В своём отрицательном значении типа ни луны, ни звёзд входит в систему безличных предложений.

Живые связи (ни облачка — нет ни облачка и т. п.) не позволяют считать сочетание ни облачка — главным членом односоставного предложения. В этом предложении нулевое сказуемое. Подобные предложения составляют 2 % из подобранных нами для анализа.

Анализ показывает, что во всех случаях, когда выбор падает на безличные предложения при наличии синонимичных личных, он объясняется необходимостью по тем или иным причинам устранить из речи обозначение производителя действия и носителя признака.

Тонкие оттенки значения, передаваемые безличными конструкциями, способствуют их широкому распространению в языке художественной литературы. С помощью безличных предложений возможно описание таких состояний, которые характеризуются неосознанностью. Сравним: не сплю — осознанное; Не спится (Б. Пастернак) — неосознанное. Посредством безличных конструкций можно придать действию особый оттенок необходимости, выделить само действие и его результат. Сравним: яблоки запахли — Запахло яблонями и дымком. (М. Цветаева). Среди безличных предложений есть такие, которые типичны для разговорной речи: не спится; морозит; ни души и т. п. Эти же предложения получили широкое распространение и в поэтической речи. Например: Ни звука в чаще свежей…(А. Ахматова); Не спится (Б. Пастернак); давно мне пора в дорогу (А. Ахматова). Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами безличные конструкции: Быть твоею сестрою отрадной мне завещано давней судьбою (А. Ахматова); Легко проснуться и прозреть, словесный сор из сердца вытрясти и жить, не засоряясь впредь (Б. Пастернак); Так страшно слушать в чёрную полночь в пустом дому! (М. Цветаева).

Литература:

  1. Бабайцева В. В. Односоставные предложения в современном русском языке. — М., 1968.
  2. Бабайцева В. В. Синтаксис русского языка: Монография. — М.: Флинта, 2015.
  3. Галкина-Федорук Е. М. Безличные предложения в современном русском языке. — М.: Либроком, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): предложение, конструкция, современный русский язык, глагол, действие, нет, Пастернак, главный член, какая-то сила, неизвестная сила.


Задать вопрос