Вольтер (настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694–1778) публицист, философ, историк и писатель. Вольтер — французский писатель и философ-просветитель, был почетным членом Петербургской АН. Лирическое творчество писателя проникнуто эпикурейскими мотивами, а также содержит выпады против абсолютизма. Его проза разнообразна по темам и жанрам. Его перу принадлежат следующие произведения: философская повесть «Кандид или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (1761), сатирические поэмы «Орлеанская девственница» (1735) и другие.
Кроме того, Вольтер с критикой абсолютной системы писал такие книги, как «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764–1769). Он ещё с детства имел блестящие способности и склонность к чтению. Рано начал сочинять стихи, а драматические произведения стал писать в годы учебы в колледже.
Среди своих друзей был очень веселым, речь его был полна эпиграмм и острот. В молодости за сатиру на Филиппа Орлеанского и его дочь герцогиню Беррийскую его посадили в Бастилию, там он находился 11 месяцев.
В тюрьме задумал писать эпическую поэму о Генрихе IV и трагедию «Эдип», которая была закончена в 1718 году. В 1723 году пишет «Поэму о Лиге». Книга была напечатана тайно в Руане. «Я слишком настаивал в моем произведении на терпимости и миролюбви в области релегии, я высказал слишком много горьких истин римскому двору и излил недостаточно желчи по адресу реформаторов, чтобы питать надежду на разрешение печатать его на родине», — писал Вольтер [3, с. 372].
Вольтера узнали вскоре во Франции как великого творца. Писатель побывал в Англии и там им написана и издана книга «Письма об Англии», которая была осуждена.
Вольтер долго жил в Сирее (замок Эмилии дю Шатле). Эмилия — образованная женщина, переводила на французский язык Ньютона. Здесь Вольтер писал трагедии и комедии, труды по истории, сочинения по математике и философии. Вольтер писал в Сирее известную сатирическую поэму «Орлеанская девственница». Писатель жил до смерти Эмилии дю Шатле в 1749 года. Его давно приглашал король прусский Фридрих II, но Вольтера удерживала Эмилия. Однако Вольтер согласился поселиться в Берлине.
В своей книге «Слово о Вольтере» Ф. Меринг справедливо писал о том, что «Вольтер как придворный не переставал быть передовым бойцом.
Проводить свои цели при дворе, осуществлять их при помощи государей — такая тактика характеризует определенную историческую и довольно продолжительную фазу развития просвещения. Государи и их дворцы остаются всегда для просвещения только средствами для осуществления их целей. Что они были только таковыми и для Вольтера, лучше всего доказывает та непримиримая вражда, которой кончались его отношения со всеми государями и дворами» [2, с. 741].
В период проживания в Берлине Вольтер пишет памфлет «Диатриба доктора Акакия», где сатирическим мастерством осмеивает глупость Берлинской академии. Король приказал сжечь памфлет рукой палача у окон дома Вольтера. Позже он устроился на границе Франции с Швейцарией. И здесь жил последние годы жизни.
В Фернее был устроен домашний театр и ставились пьесы Вольтера. В этом театре сам автор тоже играл. Приезжали сюда французские актеры Клерон и Лекен. Бывали гости из России: граф А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, которому впоследствии Пушкин посвятил свое знаменитое стихотворение «К вельможе».
Деятельность Вольтера имела огромное прогрессивное значение в антифеодальной борьбе XVIII века. В первую очередь критиковал феодальный строй, обличал паразитизм дворянства и обскурантизма. Вольтер работает над новой трагедией «Агафокл». Он побуждает Французскую академию к составлению академического словаря французского языка. Однако вскоре 30 мая 1778 года Вольтер умирает. После революции гроб был торжественно перевезен в столицу Франции. Библиотеку Вольтера, собрание его рукописей купила Екатерина II у наследницы его госпожи Дени. Ныне она хранится в Санкт-Петербурге в библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.
История французской просветительской литературы XVII века есть одновременно и история её политических, философских и социальных идей. Прогрессивными борцами за просвещение были Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций.
Вольтер написал эпические, философские и героическо-комические поэмы, политические и философские оды, сатиры, эпиграммы, стихотворные новеллы и лирические стихи. Вольтер написал такие оды, как «Смерть мадмуазель Лекуврер», «На войну русских против турок», а также сатиру на тему «Русский в Париже».
После Вольтера осталось огромное литературное наследие. Полное собрание его сочинений, выпущенное вскоре после смерти, составило 70 томов.
В трагедии «Заира» лежит психологическая проблема любви и ревности. Автор показал трогательную любовь Заиры и Оросмана. Вольтер противопоставляет любовь к религии, где последняя препятствует счастью двух влюбленных.
Театр Вольтера был трибуной просветителей, откуда они в лице своего старшего и наиболее популярного представителя обращались к французскому народу, воспитывали его, готовили к восприятию предстоящей революции.
Вольтер известен и как комедиограф. Он написал несколько комедий. Однако его комедийные произведения не были популярными, как трагедии. Но и здесь писатель-просветитель оставался борцом за идею просвещения. Известны такие комедии, как «Нескромный», «Нанина», «Шотландка».
В комедии «Нанина» (1749) Вольтер ставит проблему равенства людей. Аристократ д’Ольбан полюбил простую девушку, не имевшую ни дворянского звания, ни богатства, служанку Нанину. Д’Ольбан честен, умен, у него передовые убеждения, он исключение в своей среде. В Нанине влюбляется Блез — садовник графа. Слуга простодушно рассказывает барину о любви к девушке, и граф, узнав своего соперника, в горе готов верить, что девушка отдала предпочтение садовнику.
Граф д’Ольбан относится к Нанине, как к равной себе, и добивается её согласия на замужество. Когда люди его круга говорили, что он «унижает знатность», подрывая принципы сословности, граф отвечал им так: «Зато я возвышаю гуманность».
«Нанина» считается лучшей комедией писателя-просветителя. Вольтер написал и философские повести «Задиг» (1748), «Микромегас» (1752), «Кандид» (1775) и другие.
В настоящее время наибольший интерес читателей представляют «Задиг», «Кандид или Оптимизм», «Простак», «Микромегас» и другие. Этот жанр просветителей доведен до высокого совершенства. Автор изображает реальную действительность, умело использует приключенческо-авантюрный сюжет, экзотики, фантастики.
Другая книга-повесть «Микромегас» (1762) доступна и для взрослых и для детей. Сюжет фантастичен.
Герой повести — это Микромегас, житель Сириуса, гигант высотой в восемь лье (лье — примерно 4,5 км). Будучи философом, он обвинен в ереси, приговорен к изгнанию и предпринимает межпланетное путешествие, во время которого Микромегас знакомится с секретарём Академии наук Сатурна и вместе с ним прибывает на Землю. «Микромегас» — восприятие земного мира глазами инопланетян. Вольтер считал о том, что надо изменить мир, ибо его ждет самоуничтожение.
Вольтер в своих произведениях не стремился к всестороннему изображению характеров. Главное для писателя была целеустремленная и последовательная борьба против враждебных ему идей, против мракобесия и предрассудков, насилия, изуверства и угнетения. Решая эту задачу, Вольтер создает гротескно-сатирические, предельно заостренные образы, обобщающие те силы, которые он подвергает беспощадному отрицанию и осмеянию. Он в принципе продолжал традицию Рабле. Вcе его повести насыщены скрытым отрицанием того что внешне утверждается.
Французский народ любит веселую шутку и умеет ценить острое слово. В этом отношении талант и мастерство Вольтера истинно народный, выражающий национальный характер французов.
Традицию Вольтера продолжали великие реалисты XIX века Бальзак и Стендаль. Вольтер является корифеем французского Просвещения. Он может сравниться с Гёте и Л. Н. Толстым.
Литература:
- Артамонов С. Вольтер. Критико-биографический очерк. — М., 1954.
- Державин К. Н. Вольтер. — М., 1946.
- Затонский Д. Европейский реализм. — Киев, 1984.