Ги де Мопассан (1850–1893) — видный французский новеллист. Его учителями были Флобер, Э. Золя и И. С. Тургенев.
Мопассан родился в старинной дворянской семье в Нормандии. Его дядя Альфред де Пуатвен был другом Флобера. В 70-е годы XIX века молодой писатель сблизился с Флобером и под его опекой начал свои первые литературные опыты. В 1876 году написал поэму «На берегу» после чего сблизился он с натуралистами. Мопассан печатался в их сборнике «Меданские вечера», там опубликовал свою первую новеллу «Пышка». После этого он стал известен всем. Далее писал об армии «Помешанная», «Пленные». В 80-е годы XIX века у Мопассана расцвет новеллистического творчества. Он публиковал несколько сборников в год. И затем Мопассан создаёт два романа «Жизнь» и «Милый друг». Эти романы до сих пор остаются лучшими произведениями писателя-новеллиста. О своей писательской судьбе он сам сказал очень верно: «Я вошел в литературу как метеор — я исчезну с ударом грома». [1, с. 3]
Среди большего и яркого литературного наследия Мопассана все же самое ценное — это его новеллы. В области новелл мастер высшего класса. Их более трехсот. Новеллы Мопассана на разные темы и проблемы. Они смешные, вольные. Л. Н. Толстой относил Мопассана к числу тех художников, которые «мучаются … неразумностью материального мира и некрасивостью его». [1, с. 289]
У Мопассана есть небольшая по объему, своеобразная книга «На воде», где он откровенно рассказывает о себе, о своем отношении к окружающему миру, о своем творчестве. В частности он писал: «Я потому пишу, что понимаю все существующее, что страдаю от него». [2, с. 5]
Новеллы Мопассана — это блестяще написанная своеобразная «человеческая трагедия». В новеллах писателя представлены парижане, провинциалы, чиновники и аристократы, фермеры и батраки, лавочники, бродяги, мастера.
Среди новелл Мопассана особую группу составляет рассказы о франко-прусской войне. Это такие, как «Пышка», «Мадмуазель Фифи», «Старуха Соваж», «Папаша Милон», «Пленные». Герои этих новелл ведут борьбу с врагами, они защищают свободу и честь родины. Чувство патриотизма присуще каждому человеку. Новеллы Мопассана являлся орудием французских патриотов в годы Сопротивления.
Мопассан больше всего обращался к современности. Он раскрывает духовное убожество своих героев, ничтожество их стремлений и помыслов.
Мопассан пишет об одиночестве людей, о том, что очень часто человеку на протяжении всей своей жизни некому высказать то, что его мучает. У писателя- новеллиста очень часто забавная, смешная ситуация служит выявлению уродства жизни.
Мопассан обычно не идеализирует своих героев. Царство корысти, жадности поражает их души, народ находится в состоянии страшного невежества. Но при этом автор новелл не теряет веры в простого человека, в его подлинную человечность и сердечную доброту.
Нормандия — родина писателя. Отец Мопассана рано оставил их. На мальчика сказалось влияние матери Лоры де Мопассан. Это была тонкая образованная женщина любившая поэзию. Мопассан окончил духовную гимназию, оттуда его исключили, затем образование получил в Руанском колледже.
Франко-прусская война разорила семью Мопассана. Ему самому пришлось зарабатывать себе на хлеб. Он стал чиновником в Морском министерстве, а затем в Министерстве просвещения. Рано интересовался поэзией, любил стихи, театр. С 1890 годов Мопассан создал шестнадцать сборников рассказов, шесть романов, три книги путевых заметок и большое количество газетных и журнальных статей.
Мопассан был скрытным, сдержанным человеком. Он много путешествовал. Мопассан побывал Алжире, в Италии и в Англии. К этим странствиям толкали любовь к морю или поиски новых впечатлений.
Одно из главных мест в новеллистике Мопассана занимает любовная тема («Заведение Телье», «Признание», «Наследство»). Интерес к физиологии, к любви в ее самой грубой, плотской форме неизменно пробуждается во все кризисные эпохи. Эротическая новелла его рисует воспринимающий любовь как один из способов своеобразного насыщения, удовлетворения аппетита тела. Однако этим автор не ограничивается. Есть у писателя Мопассана и сатирическое решение этой темы.
Темы падшей женщины широко вошла в произведения Э. Золя. Вошла она и в новеллистику Мопассана, создавшего целую галерею образов — жалких, трогательных и комичных.
Тема стяжательства существует и вне связи с любовной темой («Зонтик», «Туан»). Не всегда она звучит комично. Порой Мопассан не смеется, а ужасается. В новелле Мопассана «Мать уродов» разбогатевшая крестьянка умышленно рожает безобразных детей, стягивая себе талию во время беременности. Автор новеллы подробно описывает жилище крестьянки — хорошенький домик, садик. Рассказывая историю бывшей батрачки, подчеркивает новеллист как она изувечила первого младенца в силу жестокой необходимости, она скрывала таким образом беременность. Она продаёт уродливых детей. Жажда денег разъела самое естественное и самое глубокое чувство — материнство.
Ги де Мопассан не только художник смешных либо отталкивающих мрачных сторон бытия. Его новеллы рассказывают о высоких чувствах, о неудачной и все же прекрасной человеческой жизни. Новеллы эти часто проникнуты печально, грустной усмешкой над нескладным и несчастливым существованием людей заслуживающих доли («Прогулка», «Иветта», «Ожерелье», «Дядя Жюль» и др.).
В новелле «Прогулка» рассказывается, как бухгалтер сорок лет работал в конторе, подумал о прошедших годах, и понял, что ничего светлого в этой жизни не было. Лера — маленький человек, мелкий чиновник. Новеллист Мопассан повествует о нем без усмешки, без иронии, без излишнего внимания к физиологии.
Такая манера повествования напоминает нам традиции реалистов 40-х годов. Герой Мопассана в конце трагедии вдвойне печальная для бедняков вроде бухгалтера Лера, не выдержавшего одиночества и повесившегося в аллее парка.
В новелле «Иветта» автор рассказывает, как молоденькая девушка Иветта пытается кончить жизнь самоубийством. Дальнейшее существование ее стало трудным, она должна была заниматься проституцией. Существенное место в новеллистике Мопассана занимает описание крестьянской жизни, крестьянского быта Верхней Нормандии («История одной батрачки» и др.).
Мопассан обычно не идеализирует своих героев. Царство корысти, жадности поражает их души, народ находится в состоянии страшного невежества. Но при всем этом новеллист Мопассан не теряет веры в простого человека, в его подлинную человечность и сердечную доброту.
Ги де Мопассану принадлежит своеобразный гимн красоте любви, созданный им в рассказе «Лунный свет». Силуэты двух влюбленных на фоне ночного сада, залитого волшебным, призрачным светом луны, заставляют замолчать угрюмого, нетерпимого аббата-аскета. Многие из новелл Мопассана оставляют чувство горечи, потому что настоящая красота любви столь редко встречается в жизни.
В поздних новеллах Ги де Мопассана все чаще начинает звучать тягостное чувство одиночества, появляются иррациональные мистические сюжеты.
Это было и данью модному увлечению мистицизмом в литературе 80–90-х годов, сказалось здесь также и усиление болезни Мопассана.
Мопассан — фигура трагическая. Трагизм его жизни не только в тяжелой болезни и ранней смерти. История его жизни — это трагическая история большого писателя, не успевшего, не сумевшего до конца раскрыть свой огромный талант.
Мопассан — писатель, тесно связанный с развитием современной литературы XX века. О вкладе Мопассана в художественную литературу русский писатель А. П. Чехов отмечал: «Он как художник поставил такие огромные требования, что писатель по старинке делалось уже невозможным». [3, с. 8]
Новеллы Ги де Мопассана раскрывают перед нами глубину таланта большого писателя.
Литература:
- Мопассан Ги де. Полное собрание сочинений. — М., 1996.
- Дакилин Ю. Мопассан. — М., 1951.
- История всемирной литературы. Том 6. — М., 1989.