Стратегия устойчивого развития предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 20.03.2017

Статья просмотрена: 1303 раза

Библиографическое описание:

Заляев, Р. Ф. Стратегия устойчивого развития предприятия / Р. Ф. Заляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 286-290. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40896/ (дата обращения: 18.12.2024).



Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является приоритетной отраслью экономики, оказывающей непосредственное влияние на жизнедеятельность населения и функционирование более чем 30 смежных отраслей народного хозяйства. Согласно Стратегии развития ЖКХ в Российской Федерации на период до 2020 года, оборот жилищно-коммунального хозяйства составляет 4,1 трлн. рублей, что соответствует 5,7 % ВВП России.

В коммунальном секторе отмечается ряд экономических, социальных и экологических проблем, препятствующих его устойчивому развитию, а именно: высокий износ основных фондов эксплуатируемых объектов ЖКХ, высокий уровень потерь, низкая инвестиционная привлекательность, непрозрачность отрасли для потребителей и властей, кадровый дефицит, ресурсно-сырьевые ограничения, экологические проблемы, а также жесткая тарифная политика государства. Устойчивое развитие ЖКХ, согласно Стратегии, требует повышения энергетической эффективности отрасли; развития предпринимательства, усиления конкурентной среды и привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ; совершенствования системы отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими организациями и ресуроснабжающими организациями.

Устойчивое развитие коммунального сектора может быть достигнуто только с помощью эффективного функционирования первичных звеньев экономической системы — предприятий, которые обеспечивают достойный уровень благосостояния населения и, следовательно, оказывают непосредственное влияние на бесперебойное и надёжное функционирование всей национальной экономики. Предприятия служат основным структурным элементом экономики, соединяющим для производства продуктов трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Существуют различные аспекты экономической устойчивости: ценовая, финансовая, технологическая, организационная. В этом смысле возникает необходимость комплексного подхода к совершенствованию методов управления развитием предприятий коммунального сектора с учетом особенностей рынка коммунальных услуг и регулирующей роли государства [6, 7, 10].

Оценка опыта работы предприятий коммунального сектора, которые довольно успешно функционируют в жестко данных государственных рамках, демонстрирует, что для их устойчивого развития нужны, в первую очередь, быстрота и гибкость реакций на реформы нормативно-правового поля, увеличение энергетической результативности систем коммунальной инфраструктуры, большая инвестиционная активность, широкое использование инноваций, финансовая стабильность [1–3]. Все это вместе дает возможность образовать динамически равновесную единую систему, которая способна самостоятельно установить собственное устойчивое развитие в среднесрочной и долгосрочной перспективе в форме, которая понятна и доступна для реализации.

Следуя данным соображениям, можно сформулировать понятие экономической устойчивости предприятия коммунального сектора.

Экономической устойчивостью предприятия коммунального сектора является способность организации обеспечить нормативный уровень надежности и качества предоставляемых услуг во время сокращения излишнего потребления энергетических ресурсов в условиях регулирования тарифов государством.

Развитием предприятия коммунального сектора называется объективный и непрекращающийся в ходе времени процесс изменения количественных и качественных характеристик состояния организации при его адаптации к активно меняющимся внутренним и внешним условиям. Во время развития коммунальное предприятие решает все время возникающие и воспроизводящиеся диалектические противоречия между стратегическими задачами и задачами обеспечения нормативного качества предоставляемых коммунальных услуг по регулируемым ценам.

Сейчас на первый план выходят проблемы, которые связаны с устойчивым экономическим развитием предприятий коммунального сектора.

Вместе с тем увеличение роли государства по части сдерживания роста тарифов, понижение темпов развития экономики, трудное финансовое состояние национальных коммунальных предприятий являются серьезной преградой для поддержания нужных темпов модернизации и технологического перевооружения.

Инструментом для достижения цели постоянного развития являются качественные внутрисистемные преобразования либо привнесение новых элементов и связей в систему, меняющих содержание и характер ее функционирования, а также уровень производственного потенциала организаций [4, 5].

В этом процессе главную роль играет научно-технический прогресс (НТП), характеризующийся рядом взаимосвязанных последовательных стадий, а также инновационный процесс, предполагающий подготовку и исполнение мероприятий, направленных на улучшение качественных параметров услуг и товаров, усовершенствование технологий производства [3, 4].

Устойчивое развитие системы — следствие и характеристика качества принимаемых решений. Механизм обеспечения устойчивости предприятия должен осуществляться, прежде всего, посредством формирования стратегии устойчивого развития предприятия [14].

Стратегия устойчивого развития использует инструменты и методы стратегического управления в прогнозировании и предотвращении воздействия внешних факторов [16]. Одним из этапов разработки стратегии устойчивого развития организаций является целеполагание. Система целевых показателей устойчивого развития строится на основании дерева целей с декомпозицией генеральной цели на ряд подцелей. Генеральной целью обычно выступают: «обеспечение социально-экономической устойчивости предприятия», «обеспечение устойчивого развития организации». Выбор подцелей осуществляется с применением двух подходов: в соответствии с концепцией устойчивого развития — экономические, социальные и экологические; в зависимости от видов деятельности организации — маркетинговые (рыночные), производственные, финансовые, организационно-управленческие, инновационные, социальные и экологические [16].

Представленные подходы основываются на применении системы показателей для реализации стратегий устойчивого развития организаций. На сегодняшний день нет разработанных единых критериев и показателей устойчивого развития организации. Однако существует два подхода к системе показателей и критериев. В рамках первого подхода используются показатели, характеризующие отдельные составляющие устойчивого развития организации: финансовые, экологические, экономические, социальные, управленческие, маркетинговые, технологические, кадровые, информационные. Второй же предполагает расчет интегрального показателя, отражающего степень устойчивости развития организации [16]. В рассмотренных методиках оценки устойчивого развития отсутствует норматив (норма) для критериев и показателей, отражающих устойчивость или неустойчивость. Показатели должны использоваться для достижения стратегических целей устойчивого развития, планирования и прогнозирования устойчивого развития.

Применение инструментов и методов стратегического планирования для устойчивого развития организаций ЖКХ рассматривается в работе А. Н. Ряховской [17]. Автором аргументирована потребность в формировании комплексной стратегии устойчивого функционирования и развития отрасли в целях обеспечения потребителей качественными, доступными услугами [17]. Оценка реализации стратегии устойчивого развития ЖКХ, по мнению автора, должна осуществляться по критериям:

‒ степени обновления основных фондов и используемых технологий;

‒ обеспечения экологической безопасности и поддержания санитарного состояния производства согласно нормативам;

‒ уровня удовлетворенности населения и других потребителей жизненно важными услугами;

‒ эффективности социальной защиты населения с низким уровнем доходов;

‒ результативности государственного регулирования реализации стратегии устойчивого развития предприятий ЖКХ;

‒ сбалансированности денежных потоков в системе ЖКХ [17].

Указанные критерии при этом недостаточно полно охватывают внутреннюю специфику управления предприятиями коммунального сектора. По мнению В. П. Пилявского [18], А. Н. Ряховской [17], устойчивое развитие организаций в ЖКХ требует совершенствования тарифной политики путем обеспечения баланса интересов производителей, потребителей, инвесторов и органов исполнительной власти различных уровней.

В общем обеспечением устойчивого развития предприятия коммунального сектора называется целенаправленный динамический процесс приведения экономической системы предприятия до состояния стабильного равновесия, согласно которому полностью согласовываются интересы самого предприятия, потребителей коммунальных услуг и регулятора (государства), посредством, неизменного внедрения инноваций и увеличения инновационного потенциала.

Исполненное обследование некоторых предприятий коммунального сектора [5, 6] по части анализа их устойчивого развития дало возможность установить главные факторы данного процесса, среди которых:

‒ во-первых, персонал предприятия должен пройти надлежащее обучение для системного понимания сути происходящих процессов, своего места и роли в осуществлении задач устойчивого развития, для правильного восприятия информации о нужде в изменениях, внедрении новых технологий и освоении их;

‒ во-вторых, нужны горизонтальные связи с отраслевыми предприятиями для обмена положительным опытом формирования и воплощения стратегии устойчивого развития;

‒ в-третьих, с наличием установленного числа зарекомендовавших себя положительно инноваций, необходимо по максимуму осторожно и продуманно переходить к их введению, так как, в первую очередь, необходимо перепроектировать организационную структуру и бизнес-процессы под них;

‒ в-четвертых, немаловажным условием для перехода предприятий на путь стабильного развития являются модернизация и техническое перевооружение, так как устаревшее, физически и морально, оборудование и технологии дают возможности проводить безубыточную деятельность в условиях госрегулирования тарифов.

Учитывая факторы, оказывающие непосредственное воздействие на стабильное развитие предприятий коммунального сектора, можно провести классификацию видов устойчивого развития согласно приоритетам так, как указано ниже.

– Социальное развитие — это процесс развития управления человеческими ресурсами, усовершенствование методов и инструментов мотивирования персонала, привитие норм этики и корпоративной культуры, то есть развитие трудового потенциала.

‒ Инновационное развитие — процесс развития системы факторов и условий, которые необходимы для исполнения инновационного процесса, то есть развития инновационного потенциала.

‒ Технологическое развитие — процесс обновления и модернизации основных производственных фондов и технологий, которые обеспечивают увеличение производительности труда и уменьшение непроизводительных расходов, экологическую безопасность, реинжиниринг и автоматизация бизнес-процессов, то есть развитие производственного потенциала.

‒ Продуктовое развитие — это процесс, который направлен на клиентоориентированное обслуживание, увеличение качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг, рост объема сервисных, информационных и дополнительных услуг.

Согласно изложенному, устойчивым развитием можно назвать повышение результативности производственных факторов, устойчивое совершенствование методов и форм обслуживания клиентов, рост доходной базы посредством инноваций. Поэтому стратегию устойчивого развития необходимо формировать, основываясь на оптимизации структуры предприятия через максимизацию результативности взаимодействия ее компонентов при использовании инновационных технологий [5].

Следовательно, стратегия устойчивого развития предприятия коммунального сектора экономики — это обобщающая модель, предполагающая формирование и реализацию комплекса организационно-технических мероприятий, позволяющих адаптироваться на внутренние и внешние воздействия в заданном плановом периоде достичь целевых показателей при сохранении нормативных качества и надежности предоставляемых услуг с учетом государственного регулирования.

Наиболее совершенной и полностью соответствующей стратегии устойчивого развития является такая модель, которая включает в себя как краткосрочную, так и долгосрочную цель ведения осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

При этом достижение целевых финансовых результатов является определяющим условием устойчивого функционирования, поскольку в противном случае предприятие может быть ликвидировано, что повлечет за собой целый ряд негативных последствий для потребителей услуг, так как может быть нарушено бесперебойное их снабжение коммунальными услугами, без которых невозможно безопасное и комфортное проживание.

Таким образом, можно сделать вывод, что ключевой составляющей стратегии устойчивого развития предприятия является целевая модель, разрабатываемая с учетом краткосрочной и долгосрочной целей и дающая возможность оценки развития событий на изменение внутренних и внешних факторов.

При разработке целевой модели устойчивого развития предприятия коммунального сектора экономики необходимо учитывать следующие основные принципы [8, 9, 13]:

  1. Принцип осуществимости

Разрабатываемая модель должна обеспечивать достижение поставленных целей. Прежде чем приступить к сбору информации об объекте, нужно четко определить параметры и состав модели, а также формализовать цель, определить задачи и сформировать при необходимости предельные численные значения критериев.

  1. Принцип информационной достаточности

Существует определенный критический порог достоверных сведений об объекте, при достижении которого имеет смысл переходить от сбора информации к этапу разработки модели.

  1. Принцип адекватности

Достижение разумного баланса между детальностью и потребительскими качествами модели.

  1. Принцип единого описания бизнес- процессов

Обеспечивает единство описания как внутренних бизнес-процессов для отдельно взятого структурного подразделения, так и процессов, протекающих внутри предприятия, между подразделениями, поставщиками, потребителями услуг и партнерами. Дает возможность руководителям всех уровней осуществлять контроль в своей зоне ответственности над прохождением критически важных бизнес-процессов, просто идентифицировать отклонения от предусмотренных регламентов и конкретные причины данных отклонений, что гарантирует высокую результативность оперативного управления.

  1. Принцип целесообразности

Разрабатываемая модель должна отражать только те свойства реального объекта, которые максимально влияют на выбранные показатели и критерии эффективности.

При использовании конкретной модели исследуются определенные области действительности, для более полного описания объекта необходим ряд моделей (информационная, технологическая, организационная, бизнес и др.), позволяющих с разных сторон и с разной детализацией отображать рассматриваемый процесс.

  1. Принцип агрегирования

Практически всегда сложную систему можно представить в виде совокупности агрегатов (подсистем), для описания которых применим определенный набор стандартных схем.

Имея в наличии достаточно структурированные, относительно независимые блоки нижнего уровня, можно довольно гибко перепроектировать модель в зависимости от меняющихся требований, а также предлагать различные вариации модели, лишь перегруппируя подсистемы и изменяя взаимосвязи между ними.

  1. Принцип отделения

Предметная область, как правило, включает в себя несколько выделенных элементов, внутренняя структура которых достаточно понятна или не представляет непосредственного интереса для решения конкретной задачи, в таких случаях их место в модели занимает условный пустой блок, для которого определяются только значимые входные и выходные информационные потоки.

  1. Принцип использования единой системы ключевых показателей

Дает всем руководителям разных уровней необходимые показатели и индикаторы, оценка которых дает возможность принимать обоснованные решения в управлении. Система ключевых показателей выступает как основа проектирования системы поддержки принятия решений и помогает создать целостную терминологию, при которой понятия, разные по своей сути, не могут прятаться за одинаковыми названиями.

Следовательно, устойчивое развитие — это необходимое условие для достижения стабильности и результативного функционирования предприятия в долговременной перспективе. Обеспечением устойчивого развития предприятия коммунального сектора решено называть динамичный процесс приведения экономической системы предприятия до состояния стабильного равновесия, согласно которому полностью согласованы интересы как самого предприятия, так и потребителей коммунальных услуг и регулятора — государства, посредством постоянного введения инноваций и увеличения инновационного потенциала.

Литература:

  1. Акифьева Л. В., Савруков Н. Т., Суханова Т. В. Факторы, влияющие на качество предоставления жилищно-коммунальных услуг// Экономика и предпринимательство. 2014. № 11–2 (52–2). С. 150–153.
  2. Богомолова И. С., Ковалева Е. М. Разработка стратегии развития предприятия жилищно-коммунального хозяйства // Альманах мировой науки. 2015. № 1–4 (1). С. 25–27.
  3. Буньковский Д. В. Разработка стратегии предприятия в жилищно-коммунальном хозяйстве // Экономика и банковская система: теория и практика материалы заочной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве РФ». 2016. С. 90–95.
  4. Ганиев М. Г., Хрусталев Б. Б. Особенности формирования стратегии развития предприятий жилищно-коммунальной сферы // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2012. С. 32–34.
  5. Горбунов В. Н., Дмитриева Т. Н., Байнишев С. М., Холопова А. А. Особенности инвестиционных процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 (35). С. 16–19.
  6. Карлик А. Е., Тишков П. И., Ветрова Е. Н. Стратегическое планирование развития государственного предприятия в сфере водно-коммунального хозяйства // Проблемы развития территории. 2015. № 4 (78). С. 129–141.
  7. Коржов В. Ю., Великанов А. П., Иванишин П. З., Захарова Н. А., Тимофеева Н. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2014 Г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». — Саратов, 2015. — 129 с.
  8. Рябоконь М. В. Механизм привлечения инвестиционных ресурсов в развитие жилищно-коммунального хозяйства // Экономинфо. 2016. № 25. С. 73–75.
  9. Ряховская А. Н. Устойчивое функционирование и развитие предприятий: основные механизмы, принципы, критерии оценки // Эффективное антикризисное управление. 2012. № 2. С. 58–66.
  10. Чаадаева В. В. Структура и параметры формирования инновационного потенциала предприятия коммунального сектора экономики // Вестник современной науки. 2015. № 9–1 (9). С. 92–96.
  11. Чаадаева В. В. Принципы разработки целевой модели устойчивого развития предприятия коммунального сектора экономики // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 112–117.
  12. Чаадаева В. В. Информационные технологии управления бизнес-процессами предприятий коммунального комплекса // Международный технико-экономический журнал. 2016. № 2. С. 74–79.
  13. Чернышев А. В. Современные подходы к формированию рациональной стратегии управления инвестициями предприятий жилищно-коммунального комплекса// Экономика и предпринимательство. 2015. № 3–2 (56–2). С. 268–271.
  14. Зингер О. А. Формирование стратегии устойчивого развития промышленного предприятия: автореф. дисс. … канд. экон. наук. Пенза, 2010.
  15. Евсеева С. А. Теория и методология развития жилищно-коммунального хозяйства на основе менеджмента качества: дисс. … д. экон. наук. Красноярск, 2016
  16. Ряховская, А. Н. Устойчивое функционирование и развитие предприятий: основные механизмы, принципы, критерии оценки [Текст] /А. Н. Ряховская// Эффективное антикризисное управление, 2012, № 2(71). — С.58–65.
  17. Пилявский, В. П. Теория и методология управления предпринимательскими структурами жилищно-коммунального комплекса мегаполиса: автореф. дис. докт. экон. наук: 08.00.05 / ……….. — Санкт- Петербург, 2008. — 39 с.
Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, коммунальный сектор, устойчивое развитие предприятия, услуга, инновационный потенциал, показатель, предприятие, устойчивое развитие организаций, жилищно-коммунальное хозяйство, инновационный процесс.


Задать вопрос