Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 24.03.2017

Статья просмотрена: 5502 раза

Библиографическое описание:

Пискунова, Е. Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ / Е. Н. Пискунова, И. В. Самсоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 536-539. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40924/ (дата обращения: 17.10.2024).



Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу — значит охранять Родину.

М. М. Пришвин

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.

Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ».

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

‒ формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

‒ воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Всю работу по экологическому образованию мы осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Свою работу начинали с детьми 2–3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. В этом возрасте нужно давать детям информацию понемногу, используя игры, забавы. И возвращаться по нескольку раз к одним и тем же объектам, и явлениям.

Во второй младшей группе работу продолжили. Мы привлекали ребят к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т. д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Вместе с родителями делали кормушки и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к труду, разумному природопользованию, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношения к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

Самое главное — в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Исходя из опыта работы, мы считаем, что наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия мы относим экскурсии, прогулки, наблюдения, экспериментирование.

Для получения экологических знаний и последующего их применения необходимо создать условия. Для осуществления задач по экологическому воспитанию, мы в своей работе используем следующее:

  1. Создаем предметно-развивающую среду, обеспечивающую разработку экологических знаний дошкольников:

‒ организовываем «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными, а мы личным примером демонстрируют им правильное отношение к объектам природы;

‒ собираем демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; слайды).

  1. Осуществляем ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
  2. Регулярно планируем и проводим тематические прогулки, экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; учим видеть красоту окружающего мира.
  3. Активно используем развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности.
  4. Осуществляем интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. включаем элементы экологических знаний в другие занятия.
  5. Проводим просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя различные ее формы: беседы, лекции об экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т. д.

В группе мы оборудовали экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

На территории дошкольного учреждения мы создали опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы наши детки могли проводить опытно-исследовательскую деятельность. Они очень любят наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

В своей работе мы используем различные экологические проекты и акции, которые помогают нам сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора в парке, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросовых материалов, разработку Красной книги природы родного края, и др.

Названия акций и проектов могут быть следующие:

‒ «Чистый город»;

‒ «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

‒ «Наши домашние питомцы»;

‒ «Птичья столовая»;

‒ «Природные богатства нашего края»;

‒ «Реки нашего города».

Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:

‒ создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;

‒ написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;

‒ разработку презентаций, фоторепортажей и др.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одно из крайне важных и наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения-это экологическое образование (просвещение) родителей. Наша задача — привлечь взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. В дошкольном возрасте ребенок сам стремится к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Мы считаем, что семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Именно в период раннего детства в семье закладывается фундамент нравственного воспитания,

В работе с родителями мы используем традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т. д. Информацию по экологическому воспитанию размещаем в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, мы также активно используем инновационные формы и методы работы:

  1. Круглый стол «Система экологического воспитания в детском саду»;
  2. Тематические выставки: фотовыставка «Домашние животные», «Мой любимый питомец», «Удивительные комнатные растения».
  3. Выставка рисунков «Мы спасем планету!», «Кто, если не мы», «Мой чистый город».
  4. Семейные экологические встречи: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево», «Вырасти цветок».
  5. Конкурс семейных талантов: «Чудесные превращения овощей», «Мой любимый цветок», «Птичья столовая».

Работу с родителями мы проводим постепенно и поэтапно. Это непрерывный процесс, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, является лично значимой для них. Сотрудничеству взрослого и ребенка способствует их совместная деятельность, в результате чего происходит эмоциональное, психологическое сближение.

Развитие экологического сознания невозможно без осознания своего единства с природой. Поэтому весь обучающий процесс мы построили в форме игры. В результате у детей повысился интерес к исследовательской познавательной деятельности. Через беседы у ребят формируются экологические знания, побуждающие к размышлению. Мы учим детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываем эмоциональную отзывчивость, развиваем наблюдательность дошкольников.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Также необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Мы считаем, что в результате проделанной нами работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, есть положительная динамика. Цели и задачи, поставленные в начале нашего пути, достигнуты. У дошколят сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Приятно осознавать, что твои старания и усилия не прошли даром. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

Литература:

  1. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
  2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — (Библиотека воспитателя).
  3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Год: 2009
  4. Аксенова П. В заповедном лесу: Экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009.
  5. Детский сад — эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. — 2004.
  6. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, знание, повседневная жизнь, экологическое воспитание детей.


Задать вопрос