В статье рассматривается один из подходов к развитию успешности обучения студентов, через формирование эмоционального интеллекта и развитие навыков социальной коммуникации и адаптации. Основные положения данной статьи могут лечь в основу разработки психолого-педагогических программ развития успешности обучения студентов.
Ключевые слова: успешность обучения, успешность студента, успешность изучения
Keywords: success of learning, student success, success of studying
Анализ научных теорий, концепций и подходов, изложенных в научной литературе, показал, что понятие «успешность обучения» рассматривается как в психологическом, так и педагогическом направлении. Авторы, которые рассматривают успешность в психологическом аспекте считают, что основа успешности — это эмоциональное состояние обучающегося, которое выражает его личные возможности и отношение к выполняемой деятельности. Так успешность с точки зрения одаренности рассматривал Ф. Гальтон, как отражение самооценки — У. Джеймс, как мотивацию к достижениям — X. Хекхаузен, как стремление человека к превосходству или реализации в обществе — А. Адлер, как потребность самоактуализации — А. Маслоу, как потребность в призвании — -A. A. Налчаджян и др.
Вышедшая в 1995 г. книга Даниеля Гольмана «Эмоциональная культура: почему она может иметь большее значение, чем IQ» пробудила горячий интерес к роли, которую играет в нашей жизни эмоциональная культура. Д. Гольман сделал великолепный обзор многолетних исследований в психологии деятельности и общения, изложив эту тему широкому читателю в последовательной и доступной форме. На основе его трудов и теста на эмоциональную культуру Реувеном Бар-Онома, психолог-клиницист Стивен Дж. Стайн (Steven J. Stein, Ph/D) и член правления Международного Общества Психоаналитических Исследований Говард Е. Бук (Howard E. Book, M.D., D.Psych., F. R. P.C) в своих исследованиях выделили основные психологические сферы, которые оказывают влияние на успешность [2]:
- Рефлексия — умение распознавать свои чувства, потребности, осознавать действия, которые влияют на окружающих;
- Ассертивность — умение открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения;
- Независимость — умение направлять и контролировать себя, стоять на своих ногах;
- Самоуважение — умение признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости;
- Самореализация — умение реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.
- Общественные навыки — умение взаимодействовать с другими индивидами в обществе, включает в себя три градации:
– Эмпатия — это умение понимать, что другие люди могут чувствовать и думать.
– Социальная Ответственность — это умение сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы.
– Межличностные Отношения — это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости.
- Сфера Приспособляемости (Адаптивности) включает в себя ваше умение быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения. Ее три шкалы:
– Понимание (Адекватная оценка)
– Действительности — умение видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как вам хочется их видеть, или такими, какими вы их боитесь;
– Гибкость — умение согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимся условиями;
- Умение «Решать Проблемы» — умение определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения.
- Сфера «Умения Справиться со Стрессом» касается вашей способности выдерживать стресс и контролировать свои импульсы. Его две градации -
– Переносимость Стресса — умение оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям, не сдаваясь;
– Контроль над Импульсами — умение сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию.
- Сфера Общего Настроения тоже имеет две градации.
– Оптимизм — это умение поддерживать реалистичную положительную установку, особенно принеблагоприятных обстоятельствах;
– Счастье (Happiness) — умение быть довольным жизнью, доставлять удовольствие себе и другим и с энтузиазмом и радостью предаваться ряду увлечений.
По мнению А. А. Николаевой, молодежная активность формируется с помощью социальных технологий, применяемых в высшем учебном заведении. Н. А. Фролова отмечает, что социальная активность молодежи в вузе, может реализовываться комплексом университетских и городских мероприятий для формирования студентами собственного социального круга коммуникаций. Мы придерживаемся мнения, что развитие успешности обучения студентов можно обеспечить комплексом психолого-педагогических программ. Современные требования образования определяют для нас необходимость компетентностного подхода в образовательном процессе. Тогда для построения психолого-педагогических программ развития успешности обучения студента, нам необходимо сформулировать компетенции успешного обучения. Из вышеизложенного анализа мы предлагаем примерно следующую формулировку компетенций:
– Способность дифференцировать собственные чувства, умение выражать свои эмоции и мысли, в том числе и негативные.
– Умение выстраивать отношения в коллективе с учетом своих личностных особенностей и нести ответственность за свои поступки.
Вышеизложенный подход в формировании умении и навыков студентов, учитывая эмоциональные особенности, помогут психологам и педагогам формировать у студентов социальные компетенции для повышения успешности обучения студентов и переходу на новый уровень успешности.
Литература:
- Николаева А. А. Социальные технологии формирования молодежной активности в современном российском обществе / Николаева А. А., Фролова Н. А., Образование и общество. 2012. № 3. С. 51
- Стивен Стайн, Говард Бук. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех / Steven J. Stein, Ph.D and Howard E. Book, M.D, The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success, Stoddart Publishing Co. Limited 2000 года.
- Фролова Н. А., Социальная активность современной российской молодежи: монография / Н. А. Фролова, А. А. Николаева; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. технический ун-т». Орел, 2010.