Стратегическое планирование, его значение и этапы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 22.03.2017

Статья просмотрена: 33048 раз

Библиографическое описание:

Мироненко, В. О. Стратегическое планирование, его значение и этапы / В. О. Мироненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40933/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается стратегическое планирование, как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, которое имеет свое содержание, охватывает его сущность и процедуры разработки стратегических планов.

Ключевые слова: стратегическое планирование, управление, менеджмент

Стратегическое планирование — это одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Процесс стратегического планирования создает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, вступающих в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Стратегическое планирование определяет, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем исходя из того, что окружение и организация будут меняться. Можно сказать, что осуществляется взгляд из будущего в настоящее.

Стратегическое планирование — это так называемый набор функций менеджмента, который включает в себя распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию, осознание организаторской стратегии.

Стратегическое планирование имеет важные ключевые моменты. В таком планировании стратегия разрабатывается высшим руководством, стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными, стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения, планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.

Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, которая выражает философию и смысл его существования.

Миссия — это основная цель организации. Обычно в ней уточняется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т. д. В миссии не должно быть указано получение прибыли как основная цель создания организации, несмотря на то, что получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Цель — это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

‒ четкая ориентация на определенный интервал времени;

‒ конкретность и измеримость;

‒ непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

‒ адресность и контролируемость.

Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.

Стратегический анализ или «портфельный анализ» является основным элементом стратегического планирования. Основным методом анализа является построение двухмерных матриц, с помощью которых происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Существует три подхода к формированию матриц:

  1. Табличный подход, при котором значения изменяющихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.
  2. Координатный подход, при котором значения изменяемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.
  3. Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему.

Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т. к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

‒ внешней среды;

‒ непосредственного окружения;

‒ внутренней среды организации.

Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т. п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды раскрывает возможности и потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

Выбор стратегии предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, который включает в себя количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

При выборе стратегии нужно учитывать конкурентные позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования, перспективы развития самой стратегической зоны хозяйствования, технологии, которыми располагает фирма.

Реализация стратегии является критическим процессом. В случае успешного осуществления именно этот процесс приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

‒ необходимо донести до работников цели, стратегии и планы для того, чтобы достичь с их стороны понимания, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

‒ руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

‒ в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

‒ соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

‒ соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

‒ приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются. С помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

После выбора стратегии разработки последующего плана, руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению общеорганизационных целей.

Стратегическое планирование — динамичный процесс, который требует постоянной оценки текущей ситуации и определения следующего шага. Для этого необходимо полное понимание организации и окружающей среды, в которой она функционирует. Оно ставит целью комплексное научное исследование возможностей и угроз внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации, проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработка показателей фирмы на плановый период.

Стратегическое планирование позволяет менеджменту понять текущую ситуацию, что в свою очередь позволяет планировать будущее. В мире быстрых перемен стратегическое мышление становиться основой успеха.

Литература:

  1. Миссия организации // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Миссия_организации
  2. Стратегическое планирование. Планирование реализации стратегии // СтудопедиЯ. URL: http://studopedia.ru/view_menedjment.php?id=3
  3. ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление // nnre.ru. URL: http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/menedzhment_konspekt_lekcii/p6.php
  4. Стратегическое планирование. Понятие и этапы стратегического планирования // STPLAN.RU. URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/strplan.htm
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, анализ портфеля, выбор стратегии, миссия, реализация стратегии, стратегический анализ, внутренняя среда.


Похожие статьи

Стратегия развития организации: подходы и определение

В статье автором рассматривается понятие стратегии развития организации и стратегического управления, особенности ее построения и управления. Анализируются различные точки зрения на рассматриваемое понятие и подходы к определению стратегии развития и...

Стратегическое управление персоналом и его взаимосвязь с управлением организацией

Данная статья нацелена на формирование представления о стратегическом управлении персоналом в контексте сравнения с другими подходами к управлению человеческими ресурсами. Рассматривается процесс взаимного влияния управления организацией и стратегиче...

Разработка стратегии развития организации

В статье рассмотрены основные направления формирования стратегий организационного развития; проанализированы основные этапы процесса разработки стратегии развития организации.

Стратегия развития современного предприятия

В статье исследуется экономическая сущность стратегического развития предприятия. Определяется порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия, исследуются принципы, которым должен соответствовать план развития современного предприятия...

Взаимосвязь финансового контроля и финансового планирования

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «финансовый контроль». Рассмотрены процедуры финансового контроля, процесс их автоматизации и основные сложности, которые следует учитывать при проведении процедур финансового контроля.

Методы управления экономической деятельностью предприятия

В статье мы рассмотрим основные механизмы управления экономическими показателями предприятия на основе его инфраструктуры. Данная проблема актуальна в настоящее время, потому что она обусловлена постоянным развитием и модернизацией механизмов управле...

Особенности стратегического управления

В статье рассматривается сущность стратегического управления в организации, исследуются подходы различных исследователей в отношении проблемы стратегического управления на предприятии, анализируется сущность и структурные особенности стратегического ...

Финансовое планирование как важнейшая функция управления предприятием

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы финансового планирования как основного элемента управления финансами в условиях современной экономики. Определены значение и преимущества планирования в работе организации. Отражены основные функции ф...

Планирование процесса управления качеством

В данной статье рассматривается планирование качества продукции, его принципы и методы, а также учет затрат на качество.

Стратегическое управление деятельностью персонала

В статье рассмотрены ключевые аспекты стратегического управления персоналом. Показана значимость персонала как стратегического ресурса организации.

Похожие статьи

Стратегия развития организации: подходы и определение

В статье автором рассматривается понятие стратегии развития организации и стратегического управления, особенности ее построения и управления. Анализируются различные точки зрения на рассматриваемое понятие и подходы к определению стратегии развития и...

Стратегическое управление персоналом и его взаимосвязь с управлением организацией

Данная статья нацелена на формирование представления о стратегическом управлении персоналом в контексте сравнения с другими подходами к управлению человеческими ресурсами. Рассматривается процесс взаимного влияния управления организацией и стратегиче...

Разработка стратегии развития организации

В статье рассмотрены основные направления формирования стратегий организационного развития; проанализированы основные этапы процесса разработки стратегии развития организации.

Стратегия развития современного предприятия

В статье исследуется экономическая сущность стратегического развития предприятия. Определяется порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия, исследуются принципы, которым должен соответствовать план развития современного предприятия...

Взаимосвязь финансового контроля и финансового планирования

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «финансовый контроль». Рассмотрены процедуры финансового контроля, процесс их автоматизации и основные сложности, которые следует учитывать при проведении процедур финансового контроля.

Методы управления экономической деятельностью предприятия

В статье мы рассмотрим основные механизмы управления экономическими показателями предприятия на основе его инфраструктуры. Данная проблема актуальна в настоящее время, потому что она обусловлена постоянным развитием и модернизацией механизмов управле...

Особенности стратегического управления

В статье рассматривается сущность стратегического управления в организации, исследуются подходы различных исследователей в отношении проблемы стратегического управления на предприятии, анализируется сущность и структурные особенности стратегического ...

Финансовое планирование как важнейшая функция управления предприятием

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы финансового планирования как основного элемента управления финансами в условиях современной экономики. Определены значение и преимущества планирования в работе организации. Отражены основные функции ф...

Планирование процесса управления качеством

В данной статье рассматривается планирование качества продукции, его принципы и методы, а также учет затрат на качество.

Стратегическое управление деятельностью персонала

В статье рассмотрены ключевые аспекты стратегического управления персоналом. Показана значимость персонала как стратегического ресурса организации.

Задать вопрос