Образование XXI века, как и многие сферы жизни общества, претерпевает значительные изменения, которые сопровождаются рядом сложных противоречивых процессов. Такая динамика создает определённую социокультурную и образовательную ситуацию, выход из которой требует подготовки высококвалифицированных кадров. Современный педагог должен быть многофункциональной личностью, обладать разнообразными видами деятельности, должен уметь профессионально справляться с нервным и физическим напряжением, не теряя своё истинное предназначение и не изменяя при этом профессиональным ценностям, которые, в свою очередь, диктуют законодательные и общепринятые нормы, требования, а также общественность.
В федеральных государственных образовательных документах указано направление развития современного образования, в котором упоминаются ценностные основания, благодаря которым должны формироваться будущие педагогические кадры [1;2]. Для того чтобы добиться желаемого результата в период обучения, студенты должны не только знакомиться с перечнем профессиональных ценностей будущего педагога, но и воспитывать эти качества в учебном процессе.
Становление личности педагога, как профессионала своего дела, стало предметом исследования различных ученых (А. К. Маркова [7], Е. А. Климов [6], Э. Ф. Зеер [4], В. А. Сластенин [8], И. Ф. Исаев [5] и др.). Ученые сошлись в едином мнении: профессиональное развитие невозможно без формирования системы профессиональных ценностей у будущего педагога. Так, например, А. К. Маркова отмечает, что профессиональное и личностное развитие человека не отделимы друг от друга. Э. Ф. Зеер в своих работах указывает, что личность специалиста какой-либо профессии невозможно анализировать, не столкнувшись с его ценностными ориентациями, являющимися одними из центральных личностных образований. Ценностные ориентации отражают осознанное отношение человека к реальной жизни и детерминируют мотивацию его поведения, существенно влияя на все грани профессиональной деятельности. В зависимости от того, какова структура ценностных ориентаций личности, сочетания и степень предпочтения относительно других ценностей, можно определить, каковы цели профессиональной деятельности человека [4, с. 100–101]. Исходя из выше сказанного, профессиональные ценности являются важнейшим качеством личности педагога, неотъемлемой составляющей процесса подготовки и профессионального совершенствования современного учителя, воспитателя, преподавателя.
В педагогике нередко поднимался вопрос ценностей, ценностных ориентаций будущего специалиста. Большинство ученых обращаются к аксиологическому подходу в вопросе раскрытия понятия педагогических ценностей.
Аксиологическая проблематика затрагивается в различных отраслях науки, и педагогика не исключение. Конечно, невозможно говорить о педагогических ценностях, не изучив общую теорию и историю становления ценностей, разработкой которой занимались М. Вебер, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм, А. Г. Здравомыслов, Б. Г. Ананьев, А. Маслоу, М. Рокич, В. А. Ядов и др. представители социально-гуманитарных наук. Обращаясь к развитию педагогики проблемой ценностей в разной степени занимались или упоминали в своих трудах философы и двигатели просвещения и образования Аристотель, А. Ф. Дистервег, И. Ф. Гербарт, Я. А. Коменский, Я. Корчак, М. Монтессори, К. Д. Ушинский др.
Вопросами развития аксиологической мысли и проблемами профессиональных ценностей в педагогике в России на разных уровнях занимались Э. Ф. Зеер, В. А. Сластенин, Г. И. Чижанова, А. Г. Гогоберидзе, С. А. Куликова, Е. С. Попова, Л. В. Моисеева и др. Работы И. Ф. Исаева направлены на изучение формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя посредством аксиологического подхода, под которым он понимает совокупность профессиональных ценностей учителя [5, с. 22].
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов определяют педагогические ценности как некоторые особенности, позволяющие удовлетворять потребности педагога, служащие его ориентирами социальной и профессиональной активности, которая направлена на достижение гуманистических целей [8, с. 125]. Ценности педагога, как и любые другие человеческие ценности, закрепляются в жизни отдельной личности не спонтанно. Формирование жизненных ориентиров зависит от политических, экономических, социальных отношений в обществе, которые наносят определенный отпечаток на развитие педагогической науки и образовательной практики. Такая взаимосвязь противоречива, и только человеку по силам ее разрешить, конкретному педагогу со своим индивидуальным мировоззрением, своими идеалами, выбранными способами воспроизводства и развития культуры.
Анализ научной литературы показывает, что понятие «профессиональные ценности» трактуется учеными по-разному и единого однозначного понимания пока не выработано. Вместе с тем установлено, что ценности в жизни человека обладают определенными функциями, с возрастом или другими обстоятельствами состав ценностей меняется. Особый интерес в этом отношении представляет вопрос о наборе современных профессиональных ценностей педагога — каков он сегодня, когда система образования на всех ступенях подвержена перманентному реформированию? Каким образом представление о ценностях педагогической деятельности учитывается в профессиональной подготовке будущего педагога?
Мы видим, что вопрос формирования ценностей современного профессионального педагога напрямую связан с вопросами аксиологической подготовки педагогических кадров. Вопрос становления профессиональных ценностей, которые бы отвечали запросам подготовки будущих специалистов для различных образовательных учреждений, на сегодняшний день становится одним из острых в развитии российского образования. Необходимость формирования у будущих педагогов профессиональных ценностей диктуют новые социальные ориентиры, заложенные в «Плане деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013–2018 годы» [10] — «развитие кадрового потенциала», «обеспечение соответствия качества подготовки и структуры программ профессионального образования» и др.. Особая ответственность ложится на плечи педагогов, работающих и планирующих работать в будущем в системе дошкольного образования, т. к. педагог такой направленности должен осознавать ценность и социальную значимость собственной профессии.
Отсюда вытекает задача и одновременно проблема педагогических ВУЗов — сформировать специалистов с правильным набором профессиональных ценностей педагога, которые будут направлены на разрешение противоречий и развитие педагогической культуры. Однако, как показывает практика профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогики, далеко не у всех студентов формируются профессиональные ценности, отвечающие современным требованиям, а сам процесс обучения в ВУЗе недостаточно ориентирован на формирование профессиональных ценностей.
Литература:
- Национальная доктрина образования в РФ: Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751
- ФГОС ВПО «Педагогическое образование»: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.: Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 144 с.
- Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов — М.: МГУ, 1988. — 200 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
- Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- План деятельности министерства образования и науки российской федерации на 2013–2018 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4694 — Министерство образования и науки Российской Федерации
- План деятельности министерства образования и науки российской федерации на 2013–2018 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3466/файл/2321/План_Минобрнауки_России.pdf — Министерство образования и науки Российской Федерации