Эффективность межличностного взаимодействия и взаимопонимания в семье строятся на способности каждого из супругов принимать себя, другого, сопереживать и поддерживать друг друга. Актуальность темы формирования толерантного сознания личности подтверждается возросшими рисками в мировом гражданском обществе, связанная с процессами глобализации, стиранием границ и столкновением различных идеологий. В настоящее время существует дефицит эмпирических исследований по проблемам, связанным с формированием толерантного сознания. Исследование взаимоотношений между супругами затруднительно, так как экспериментальные методы трудно применимы. Брак представляет собой гражданское состояние мужчины и женщины, их союз для образования семьи с целью рождения детей. Брак включает в себя биологический элемент, экономический, эмоционально-психологический, правовой, моральный. Важнейшей характеристикой брака является стабильность. Стабильность брака достигается психологической устойчивостью в супружеских отношениях. В основе психологической устойчивости лежит сформированное толерантное сознание.
Автор высказывает мысль, что в основе способности к любви лежит сформированное толерантное сознание личности. Любить человека — это значит заботиться не только за его физическое состояние, но и за развитие его личности. А это означает — способность видеть его таким, какой он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. Изучая проблему любви, Абрахам Маслоу выделяет дифицитарную любовь (основанная на возникновении потребности в самоуважении, сексе, страха одиночества и т.д.), бытийную любовь — это любовь к сущности другого человека, его жизни и главное — качество любви — бескорыстная любовь не требует ничего взамен.
В основе разделения изучаемых выборок положена классификация Авнера Баркаи (основатель и директор института Семейной Терапии в Тель-Авиве, Израиль). Автор предлагает изучать семейные пары по признаку разного социального статуса детей в структуре семьи [4].
Согласно классификации названного автора созданы 6 страт для проведения исследования по изучению характеристик толерантного сознания у супругов: 1. Супруги без детей, средний возраст 25 лет, средний стаж семейной жизни 2,7 лет, (N=100); 2. Супруги с малыми детьми, средний возраст 28 лет, средний стаж семейной жизни 4,5 года, (N=100); 3. Супруги, у которых дети посещают детский сад, средний возраст 32 года, средний стаж семейной жизни 7 лет, (N=100); 4. Супруги, у которых дети школьники, средний возраст 40 лет, средний стаж семейной жизни 12 лет, (N=100); 5. Супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей, средний возраст 50 лет, средний стаж семейной жизни 22 года, (N=100); 6. Супруги, у которых дети оставили родителей, средний возраст 55 лет, средний стаж семейной жизни 30 лет, (N=100). Всего (N=600).
Для изучения толерантного сознания у супругов были использованы следующие методики:
- «Уровень эмпатических способностей» (В.В. Бойко) [3, с. 185-187].
- «Общая коммуникативная толерантность» (В.В. Бойко) диагностирует толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [2, с. 60-65,].
- «Томский опросник ригидности» (Г.В. Залевский) диагностирует, как характеристика личности включает в себя широкий круг когнитивных, аффективных и мотивационных феноменов и проявляется в самых разных сферах жизнедеятельности [2, с. 76-94].
- «Удовлетворённость браком» (В.В. Столин). Удовлетворённость браком — оценка эмоционального аспекта взаимоотношений между супругами [1, с. 179-183].
Толерантное сознание предлагается диагностировать по двум параметрам: внутреннему и внешнему. Для диагностики внутреннего аспекта толерантного сознания предлагается использовать методику «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко). С помощью эмпатии происходит отождествление себя при общении с другим человеком с целью понимания его эмоциональной среды. С помощью методики «Опросник удовлетворённости браком» (В.В. Столин) можно определить уровень эмоционального фона взаимоотношений между супругами или психологический климат в семье. Внешний аспект толерантного сознания (поведенческий) диагностируется следующими методиками: «Томский опросник ригидности» (Г.В. Залевский) — ригидность — трудность коррекции поведения; «Общая коммуникативная толерантность» (В.В. Бойко) — способность к позитивному общению с другими людьми.
Цель исследования: на основе парного регрессионного анализа выявить различие силы взаимовлияния компонентов толерантного сознания у супругов.
Задачи исследования:
- Провести регрессионный анализ изучаемых переменных (способность к эмпатии; общая коммуникативная толерантность; психическая ригидность; удовлетворённость браком) у супругов.
- Провести качественный анализ.
В ходе исследования выдвигается следующая гипотеза: сила взаимовлияния компонентов толерантного сознания у супругов различна.
Ход исследования: в начале исследования с помощью программы STATISTICA — 6.0. частоты распределения изучаемых переменных были проверены на нормальность. Уровни значимости показали, что распределения нормальные и близкие к нормальным.
Регрессионный анализ проводился в программе IBM SPSS Statistics 20 попарно. Далее были составлены сводные таблицы парного взаимовлияния зависимых и независимых переменных (в публикации отсутствуют). На основе сводных таблиц был составлен рисунок, где представлена регрессионная модель силы взаимовлияния компонентов толерантного сознания у супругов.
Рис. 1. Модель взаимовлияния способности к эмпатии (Эмп.), психической ригидности (Пс. Риг.), общей коммуникативной толерантности (ОКТ) и удовлетворённости браком (Уд. Бр.) у супругов (N=600). При повышении изучаемой переменной на (+1) — смотреть в направлении стрелки, на сколько баллов изменится зависимая переменная. При интерпретации следует учитывать, что переменные Эмп. и Уд. Бр имеют прямые шкалы, а переменные Пс. Риг. и ОКТ имеют обратные шкалы
Согласно модели взаимовлияния изучаемых переменных, характеризующих толерантное сознание супругов (рис. 1), можно сделать следующие выводы, что способность к эмпатии в наибольшей степени влияет на психическую ригидность в сторону уменьшения психической ригидности и уменьшения негативной коммуникативной толерантности (поведенческий компонент толерантного сознания). На удовлетворённость браком способность к эмпатии влияет в сторону увеличения в большей степени согласно представленной модели.
На втором месте по силе взаимовлияния между изучаемыми переменными находится удовлетворённость браком. Иначе говоря, удовлетворённость браком более влияет на психическую ригидность и на негативную коммуникативную установку у супругов.
Таким образом, внутренний компонент толерантного сознания: способность к эмпатии и удовлетворённость браком в большей мере влияют на поведенческий компонент проявления интолерантного сознания в сторону уменьшения. Предполагается, что развитие способности к эмпатии будет способствовать развитию формирования толерантного сознания супругов. Способность к эмпатии является основным источником в познании психоэмоциональной сферы, как отдельных индивидуумов, так и групповых психоэмоциональных ситуаций и выступает основным внутренним фактором формирования толерантного сознания супругов. Эмпатический способ общения — это умение, способность одного человека ощущать и разделять переживания другого. Происходит нечто вроде слияния эмоционального состояния двух людей. Это умение настолько сочувствовать, сопереживать человеку, что сам начинаешь чувствовать его радость, страх, боль и т.д. Подобный способ общения многогранен. Он состоит из умения войти во внутренний мир другого; чувствовать все происходящие в нём перемены, изменения эмоционального состояния. Может создаться впечатление, что на какой-то промежуток времени один человек начинает жить жизнью другого, при этом он не пытается оценить или осудить его. Это способность почувствовать то, что другой может даже не осознавать. При этом очень важно не пытаться разъяснить переживаемые ощущения человеку, так как это может причинить ему боль, страдание. В любом случае мы оцениваем поступки и переживания других через призму собственного мнения и отношения к реальности. Вступая в эмпатический способ общения, нужно на какое-то время забыть о собственном «Я», для того чтобы «услышать» и почувствовать другого. Подобный способ общения доступен лишь сильным и подготовленным людям, которые не боятся потерять себя в ощущениях и переживаниях другого, которые уверены в своих возможностях и знают, что при желании могут выйти из эмоционального состояния другого человека. Эмпатическое общение — это сложный процесс, который требует внимания, внутренней силы, чуткости и большой ответственности. Эмпатия — это то качество, без которого невозможно представить работу психолога, консультанта, психотерапевта. Именно оно позволяет проникнуться проблемой клиента, понять истинную причину его беспокойства. Иными словами, эмпатию можно назвать эмоциональным отзывом, который возникает посредством простых и сложных форм личностного реагирования, т. е. умение радоваться, грустить, страдать, наслаждаться вместе с другим человеком, разделять его чувства. В основании любой из форм эмпатии находится децентрация. Сопереживание порождает в человеке желание помочь тому, с кем он разделяет чувства. Чем сильнее альтруистское настроение, тем больше людей рядом с человеком, которым он старается помочь. Иначе говоря, комфортная атмосфера семьи создаётся толерантным сознанием супругов. Невозможно любить без способности к эмпатии. Без антиципации эмоциональной сферы невозможно объективно познавать окружающий мир. Предвидение эмоциональной сферы других людей, позволяет эффективно управлять процессом достижения поставленных жизненных целей, ибо управлять — значит предвидеть. Настоящие выводы подтверждают гипотезу, что сила взаимовлияния компонентов толерантного сознания у супругов различна.
Литература:
- Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
- Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. — 172 с.
- Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издат. Дом “Бахрах-М”, 2009. — 695 с.
- Barcai A. Normative family development // Journal of marriage and family therapy, 1981. — Vol.7. — № 3. — P. 353-358.