В данной статье охарактеризованы современные проблемы миграции иностранных граждан, в страны Европы начиная с 2015 года, в связи, с чем рассмотрены перспективы и пути разрешения миграционного кризиса.
Ключевые слова: миграция, миграционный поток, мигрант, беженец, нелегал, политическое убежище
Миграционные процессы в современном мире обрели глобальные масштабы, охватив многие регионы и социальные слои. Сегодня очевидным является тот факт, что миграция стала одним из главных факторов политического процесса глобального и регионального уровней. В связи со значением и масштабами миграции изучение миграционной политики государства представляет особую актуальность. Набирающие силу процессы глобализации миграционных перемещений диктуют необходимость согласованности усилий разных государств. В результате воздействия новых факторов, вызванных современными мировыми процессами, качественно изменилась миграционная реальность, вследствие чего прежняя миграционная политика многих государств оказалась неэффективной. В настоящее время назрела необходимость переосмысления роли миграционного фактора в современной мировой политике с учетом регионального аспекта и меняющейся роли государства.
Одной из проблем миграционного кризиса является слияние нескольких потоков — легальной, нелегальной экономической миграции и беженцев — в один мощный поток. Отсюда и такой состав: сирийцы, египтяне, ливийцы, нигерийцы, афганцы, пакистанцы и др. Немаловажным будет отметить то, что основная масса мигрантов изначально нацелена на наиболее развитые страны Западной Европы. Это свидетельствует о достаточно высоких знаниях относительно условий жизни, качества и предоставления мер социальной и экономической поддержки, оказываемой мигрантам и беженцам в той или иной стране ЕС. Современные мигранты, в отличие от своих предшественников, не бегут от опасности, куда глаза глядят, а действуют, исходя из информации не только СМИ, но также формальных и неформальных информационных сетей этнических диаспор, возникших благодаря распространению Интернета и средств мобильной связи, а также обычной перепиской с гражданами тех стран, куда они направляются. Для сравнения, приток граждан Украины на территорию Российской Федерации, например на Дальний Восток, в связи с их «гражданской войной», ухудшением жизни и стабильности, отразился на России не лучшим образом. Граждане Украины плотным потоком бросали дома, рабочие места и добирались на Дальний Восток в ожидании «чуда», а «чудо» заключалось в высокой заработной плате, высоких должностях и в том, что граждан Украины это все ждет. Но слухи, новости о высокой заработной плате на удаленных территориях РФ быстро развеялись. Предлагая украинцам должности обычных специалистов, дворников, сотрудников кафе, столовых, управляющих компаний — на все они отказывались. Для беженцев и вынужденных переселенцев были созданы идеальные условия в России — пункты временного проживания, ежедневное материальное содержание, быстрое оформление различных документов (вида на жительство, удостоверения беженца), а впоследствии и гражданства РФ.
Одной из причин миграции заграницей, безусловно, стоит война в Сирии, которая привела собой приток беженцев и мигрантов в Европу. Начавшиеся на волне арабской весны антиправительственные выступления в марте 2011 г. привели к массовым беспорядкам в различных городах Сирии. Можно сказать, что в этом кроется основная причина массового бегства людей. Как раз сирийцы и составляют примерно половину беспрецедентного миграционного всплеска 2015 г., который в свою очередь в два раза больше в сравнении с 2014 г.
Первое время беженцы из Сирии направлялись в соседние страны: в Иорданию и особенно в Турцию. Однако затем их стало очень много, и та же Турция уже не способна была принимать такое количество бежавших от гражданской войны. К тому же, кроме сирийцев к миграционному потоку в Европу присоединяются беженцы из Афганистана, Северной Африки, в частности из Ливии, где тоже продолжается гражданская война, и даже из стран, расположенных на африканском континенте. Положение дел обострило еще и относительно недавнее появление террористической организации «Исламское государство». Европа просто пытается приспособиться к этому потоку беженцев. Одним из выходов данной миграционной «проблемы» явилось предложение ЕС дополнительного финансирования для Турции, чтобы пресечь миграционный поток в Европу в течение ближайших двух лет.
Второй и немаловажной причиной современного миграционного кризиса и глобального потока иностранных граждан является достаточной свободный и простой способ попасть в европейские страны. До недавнего времени морская перевозка из Ливии в Италию была наиболее предпочтительным путем для всех мигрантов и беженцев, направляющихся в Европу (за первые шесть месяцев 2015 г. в Европу по Средиземному морю прибыли 137 тыс. мигрантов и беженцев). Число утонувших и пропавших без вести в результате кораблекрушений в Средиземном море мигрантов и беженцев достигло пика в апреле 2015 г. — 1308 человек.
Еще немаловажный фактор, действовавший и год, и два, и три назад, однако с каждым следующим годом проявляющийся всё сильнее — это накопление огромного количества выходцев из Северной и Экваториальной Африки в Европе. Очень многие мигранты стремятся попасть в конкретные страны, где уже обосновались их родственники. Возможность присоединиться к членам семейного клана в той или иной степени устроенных в Европе многократно облегчает психологическую сторону такого переезда, не говоря уже об экономической.
Любой кризис порождает целый ряд негативных последствий. Среди проблем, затрагивающих страны Африканского и Евразийского континентов, выделяют в основном следующие:
1) Трудовая миграция. Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников.
Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется. На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания.
2) Незаконная миграция. Резкий рост числа мигрантов, желающих обосноваться в странах Западной Европы, заставил еще в конце ХХ века такие страны, как Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Португалия, Нидерланды предпринять меры по ограничению приема мигрантов. В 1994 году их примеру последовали Австрия, Дания и Италия. Эти меры были настолько жесткими, что, по мнению ряда правозащитных неправительственных организаций, могли подорвать основы международного института предоставления убежища. А результатом этих мер стало увеличение потоков незаконной миграции. Полицейские и миграционные службы ЕС на январь 2003 года опубликовали следующие данные об иммигрантах, в том числе нелегалах, в основных государствах Евросоюза.
Во Франции находится 3,6 миллиона иностранцев, из которых 9,23 тысячи — нелегалы. Чтобы въехать на территорию Франции из третьих стран, иностранцы должны запрашивать визу только в консульствах в своей стране. В Великобритании — 2,2 миллиона иммигрантов, из них 46,47 тысячи нелегалов. Здесь находится наибольшее количество лиц, обращающихся (по разным причинам) с запросами о предоставлении им политического убежища, и запросы эти чаще всего удовлетворяются. Борьба с нарушителями особенно активно ведется в Италии, где примерно из 1 миллиона иммигрантов 5,35 тысячи находятся на нелегальном положении. А совсем недавно их было более 150 тысяч. В 2015 году вступил в силу закон «Босси-Фини», по которому все иностранцы, прибывающие не из стран ЕС, обязаны иметь трудовой контракт и постоянное местожительство, а также сдать в полиции отпечатки пальцев. Довольно суровые концепции борьбы с нелегалами в Греции, где на 1 миллион иностранных жителей их насчитывается 4,18 тысячи. В 1991–2001 годах здесь было арестовано 1,8 миллиона человек, незаконно проникших и проживавших на территории государства. В стране налажен жесткий визовый порядок, обеспечивается самая быстрая и эффективная в Европе система высылки иностранцев из страны за допущенные правонарушения.
3) Негативное влияние огромного миграционного потока в страны Европы — это рост террористической угрозы. В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50 % — это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По статистическим данным в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс. джихадистов, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам, на чем активно играют оппозиционные политики.
4) Дестабилизация общественной безопасности. Беспорядки в период массовых скоплений людей, канун праздников в различных городах Европы. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.
5) Изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством. Учитывая тот факт, что в Европе беженцы — это те, кто только временно прибыл в страну, и покинет ее, как только будет такая возможность, европейские программы не предусматривают никакой адаптации или интеграции беженцев. Европа, по словам Президента Чехии Милоша Зимана, убеждена в том, что христианство и мусульманство не способны ужиться, но в то же время Европа требует мира в ближневосточных странах, где конфликты разгораются именно на религиозной почве.
Перспективы ипути разрешения миграционного кризиса
Если говорить о перспективах разрешения миграционного кризиса, то многим политикам и экспертам они представляются достаточно пессимистичными. Как отметил премьер-министр Франции Мануэль Вальс, Европе необходимо принять срочные меры, чтобы контролировать свои внешние границы. «Если Европа не способна защитить свои границы, то сама идея Европы будет поставлена под сомнение». Французский политик уточнил, что погибнет не сама Европа, а «европейский проект», европейские ценности, концепция единой Европы. По его словам, Европа не может принять всех беженцев, спасающихся от ужасных войн в Ираке или Сирии. «В противном случае наше общество будет полностью дестабилизировано». Мануэль Вальс отметил «смелость» канцлера Германии Ангелы Меркель в вопросе беженцев, но заявил, что ее политика «приходите, вас примут» может привести к огромным переменам в ЕС. Но при этом сама Германия разработала программу, в основе которой лежит принцип добровольного возврата. Беженцам, которые решат вернуться на родину до вынесения решения о предоставлении им убежища в Германии, будет выплачено 1200 евро. Тем, кому отказали, выплатят 800 евро при условии, что они не будут подавать апелляцию.
Кроме этой, довольно острой темы, в среде политиков всё чаще стали звучать опасения о скором распаде Шенгенской зоны. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предупредил, что закрытие границ внутри ЕС будет иметь серьезные экономические последствия и в конечном итоге поставит под вопрос существование евро как единой валюты. «Если мы закроем границы, если начнет страдать внутренний рынок, настанет день, когда мы начнем сомневаться, действительно ли нам нужна единая валюта». По словам политика, распад Шенгенской зоны «похоронит внутренний рынок» ЕС и приведет к росту безработицы в Европе. Впрочем, многие эксперты убеждены, что сам приток беженцев может положительно сказаться на европейской экономике в краткосрочной перспективе. Однако более долгосрочные экономические перспективы может обеспечить лишь успешное трудоустройство мигрантов. В конечном итоге экономический эффект будет зависеть от скорости интеграции беженцев на рынке труда.
Кроме того, как полагает профессор-вирусолог, член Российской академии медицинских наук Александр Чепурнов, «мигранты, которые добиваются получения статуса беженца в Европе, вернут на континент практически изжитые заболевания и принесут новые болезни». Масштабные миграционные потоки в Европу могут привести к таким тяжелым последствиям, как массовое распространение туберкулеза и гепатитов, а также к риску завоза различных экзотических заболеваний, нетипичных для местных жителей.
Однако в ООН полагают, что «ситуация сложная, но не безвыходная». Для решения проблемы беженцев в долгосрочной перспективе можно предложить три возможных варианта: добровольная репатриация (возвращение кого-либо или возврат чего-либо из другой страны на родину), расселение и местная интеграция. Что касается добровольной репатриации, то в ООН считают, что она должна основываться «исключительно на свободном и основанном на информации решении, и только в том случае, когда гарантирована государственная защита прав». При соблюдении этих условий ООН оказывает содействие добровольному возвращению беженцев на родину. Сейчас репатриация достигла самого низкого уровня за 30 лет, и всё более весомую роль играет расселение беженцев вне их стран. Говоря о расселении, в ООН имеют в виду перемещение беженцев из страны, где они располагали убежищем, в другое государство, не являющееся их родиной. В 2016 г. число стран, предложивших расселить у себя беженцев, осталось таким же, как и годом раньше — 27. Управление верховного комиссара ООН выступает за увеличение этого числа, «особенно ввиду нынешнего гуманитарного кризиса во многих частях мира». Под местной интеграцией в ООН подразумевают «полную интеграцию беженцев в качестве членов принимающей их общины посредством юридических, экономических, социальных и культурных процессов». Местная интеграция «налагает обязательства, как на беженцев, так и на правительства». Предоставляя соответствующие права интегрируемым беженцам, правительства, одновременно обязывают их жить в соответствии с нормами и правилами» принимающей страны.
При этом проблемы миграции существуют и в России. В связи с такими событиями, как приток иностранных граждан, чаще всего из Ближнего Зарубежья, российское законодательство было ужесточено — теперь каждый желающий приехать на заработки из вышеуказанных стран должен:
– сдать интеграционный экзамен на знание русского языка, истории и основ права России;
– въезжать на территорию РФ только по загранпаспорту;
– приобрести патент на работу в регионе проживания.
Все эти меры значительно пополняют бюджет государства и позволяют более тщательно контролировать поток мигрантов. Кроме того, нововведения предусматривают огромные штрафы за привлечение нелегалов к труду и депортацию за нарушение миграционных законов.
Проблемы с миграцией, как в странах Европы, так и в России существуют. Целый комплекс мероприятий должен помочь интегрировать в общество иностранцев, узаконить их нахождение, а также стимулировать граждан своей страны к работе на территории своего государства, вкладывая свой опыт и профессионализм в развитие экономики и культуры страны.
Литература:
- Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. — М.: ИСПИ, 2013. — 239 с.
- Сухов А. Н., Трыканова С. А. Миграция в Европе и ее последствия. — М.: Флинта, 2011. — 216 с.
- Вимон П. Проблема беженцев и иммигрантов // Демоскоп. Weekly. — 2017. — № 717–718. — С. 102–127.
- Миграционный кризис в Европе // Центр научной политической мысли и идеологии. URL: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope.