В настоящее время Россия ставит перед собой амбициозные и сложные цели развития, но в долгосрочной перспективе они являются вполне достижимыми — улучшение и поддержание качества жизни населения, закрепление позиции страны как одного из глобальных лидеров. Согласно индексу глобальной конкурентоспособности, Россия в рейтинге 138 государств мира улучшила свои позиции с 53 в 2014–2015 гг. до 43 места в 2016–2017 гг. В первой тройке лидера не первый год находятся Швейцария, Сингапур и США, далее — Нидерланды, Германия, Швеция, Япония, Гонконг, Финляндия и Великобритания. Среди стран БРИКС Россия занимает второе место после Китая. Среди стран бывшего СССР Россию опережают Эстония, Азербайджан, Литва и Казахстан [3].
Одним из наилучших способов достижения лучших показателей на мировой арене и соответственно ускорения роста российской экономики является инновационный ключ развития страны.
Еще в конце XX века российские и зарубежные ученые доказали важность перехода от индустриальной экономики к социально-инновационной. Мировым опытом доказано, что для перехода экономики на инновационный путь развития нужна ее радикальная перестройка, освоение передовых технологий, значительное увеличение объема инвестиций в инновационную сферу.
Что же такое инновационное развитие? Инновационное развитие — это изменение всех сфер экономики и социальных систем на основе научно-технических достижений [4].
Переход российской экономики на ступень инновационного развития не возможен без создания конкурентоспособной инновационной системы — системы инструментов, механизмов и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности во всех сферах экономики и общественной жизни. Основными элементами инновационной системы являются наука, инновационный сектор производства, образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов, инновационная инфраструктура, механизмы поддержки инновационной деятельности.
Основой для качественного инновационного развития страны выступает наличие законодательной базы. В Российской Федерации действуют утвержденные государственные программы, такие как «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и технологий», «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», но существенной недоработкой в данном аспекте является отсутствие Федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике. Отсюда следует факт не безупречности федерального и регионального законодательства в отношении инновационной деятельности.
В качестве рычагов, оказывающих влияние на отечественное развитие инноваций, можно отметить общественные организации, в числе которых ООО «Деловая Россия» и Российский союз промышленников и предпринимателей [5]. Первая представляет малый и средний бизнес не сырьевого сектора российской экономики, а вторая крупные компании. Во всех сегментах Российского научно-исследовательского сообщества участвуют и зарубежные партнеры по инновационной деятельности: создаются партнерства в рамках общих научно-исследовательских проектов, контрактных исследований, а также образуются совместные предприятия. Увеличивается число зарубежных компаний, которые заключают контракты с отечественными научно-исследовательскими институтами на проведение коммерческих исследований.
Анализируя доли различных источников в расходах на исследования и разработки в РФ (рис. 1), можно отметить, что значительную часть занимают средства бюджетов всех уровней — их процент варьирует от 53 % в 2000 году до 69 % в 2010 году, в 2014 году данная цифра была равна 67,14 %. Доля же средств иностранных партнеров значительно снизилась за исследуемый период: с 12 % в 200 году до 2,5 % в 2014 году [2]. Сумма же всех затрат на инновационное развитие страны в целом имеет положительную и устойчивую динамику — среднегодовой темп роста за последние три года составляет 116,9 %.
Анализом установлено, что в научных исследованиях и разработках роль отечественных университетов относительно небольшая. В них участвует около 40 % российских вузов, а доля их затрат составляет 0,2 % в общих затратах страны. В данном контексте необходимо заметить, что значительный научно-исследовательский потенциал России имеется академиях и университетах промышленности, где занимаются прикладными исследованиями. Эти институты остались с советского времени, когда собственные научно-исследовательские комплексы имелись у каждого отраслевого министерства. После распада СССР большинство из них было приватизировано или закрыто, но крупнейшие научные центры получили статусы государственных, а соответственно, имеют право на государственную поддержку [1].
Рис. 1. Затраты на исследования и разработки в РФ, млн руб.
Важным показателем в исследуемой проблематике является доля всех затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте страны. Для России эта цифра, к сожалению, не имеет ярко выраженной положительной динамики, и на протяжении последних пятнадцати лет она находится в пределах 1,05–1,13 %.
Строение инновационной системы невозможно без создания в российских субъектах центров инновационной активности — опорных территориальных научно-технологических комплексов, которые ориентированы на освоение и широкое рассеивание в производство инноваций в интересах его технологического развития и улучшения качества продукции.
Организация в российских субъектах центров инновационной активности (наукоградов, центров трансферта технологий, инновационных территорий и др.) — одно их главных условий технологического развития экономики и повышения ее конкурентоспособности. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 13 наукоградов; 143 технопарков, научных парков и академпарков, 21 инновационный территориальный кластер. Важным шагом на пути развития инфраструктуры инноваций стало принятое в 2010 году решение о создании территориально обособленного комплекса (инновационный центр «Сколково»). Инновационный центр «Сколково», в своем роде, является аналогом кремневой долины в США — катализатором многих мировых прорывных инноваций [6].
Анализируя число организаций и численность персонала, занимавшихся созданием инноваций (рис. 2), заметим, что значения обоих показателей имеет уверенную тенденцию к снижению. По данным рисунка 2 видно, что число организаций и численность персонала за последние 12 лет сокращаются пропорционально одинаково.
Одно из важнейших значений в развитии инновационной экономики имеют результаты деятельности аспирантуры и докторантуры — аккумуляторами российских умов.
Рис. 2. Динамика организаций и персонала, занимавшихся исследованиями и разработками
Оценивая выпуск аспирантов в стране отметим их рост с 1992 (14857 чел.) по 2013 год (34733 чел.), к 2016 их численность снизилась до 25826 человек. В докторантуре выпуск с 1992 года возрос на 224 % и в 2015 году в абсолютном выражении составил 1386 человек [2]. Изучая отрасли наук, которые больше всего интересуют ученых, обучаясь в аспирантуре, можно заметить, что среди всего их количества превалируют технические, экономические и медицинские науки (рис. 3). В докторантуре — технические, экономические и педагогические. По оценкам экспертов, Россия уже много лет является мировым лидером по таким перспективным направлениям как лазерные и ядерные технологии, имеет уверенные достижения в таких областях, как двигательные установки, специальные и энергонасыщенные материалы и технологии производства новых материалов.
Рис. 3. Выпуск аспирантов по отраслям наук в 2015 году
Это очень важно, так как технологии являются огромным фондом, который позволяет обеспечить технологическую самостоятельность страны и создавать благоприятные предпосылки для ее хорошего экономического развития. Исследуя средства, затраченные на технологические инновации, необходимо отметить их неуклонный рост (рис. 4). Финансирование технологических инноваций за последние 6 лет заметно увеличилось: с 400803,8 млн.руб. до 1200363,8 млн.руб., что составило 299,5 % темпа роста [4]. Эта тенденция наблюдается как в фактических ценах, так и в сопоставимых, что говорит о физическом росте затрат, а не только о присутствии инфляционной составляющей.
Рис. 4. Затраты на технологические инновации в РФ (млн руб.)
Таким образом, анализ предпосылок к инновационному развитию России констатирует о существовании всех возможностей, но для того, чтобы обеспечить надлежащие условия для перехода отечественной экономики к инновационной модели развития, неизбежно создание модернизированного механизма эффективного управления инновационными процессами. Главная роль в этом механизме принадлежит системе стимулирования и государственной поддержки инновационно-ориентированной деятельности отечественных предприятий. Для начала, требуется совершенствование правовой поддержи в наиболее важных инновационных сферах, а также динамичное стимулирование инновационной деятельности. Наряду с этим, для поддержки инноваций требуются скоординированные усилия министерств и ведомств как федерального, так и регионального уровня.
Литература:
- Бородин Д. В. Инновационное развитие экономики России как стратегический приоритет // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 23–34.
- Россия в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник / Росстат- M., Р76 2016.
- РФ улучшила показатели в Индексе глобальной конкурентоспособности 2016–2017 — доклад ВЫД. — Режим доступа: http://1prime.ru/News/20160928/826574123.html
- Савенкова И. В., Нефедова Е. А., Кульш М. И. Тенденции развития инноваций: от их возникновения до настоящего времени Мировая индустрия: экономические и инновационные аспекты: коллективная монография / под общ. ред. Н. А. Адамова. — М.: ЭКЦ «Профессор», 2015. — С. 166–185.
- Справочник по вопросам научно-исследовательского сотрудничества России и Европейского Союза. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book424.pdf
- Федеральный закон от 28 сентября 2010 года «Об инновационном центре «Сколково».