Названия магазинов нашего города разнообразны, мы обратили внимание, что часто встречаются названия, содержащие в своей структуре абстракцию. Мы предположили, что эргонимы, содержащие в своей основе абстрактную лексику, способствуют развитию новых значений у уже известных слов, то есть способствуют развитию языка в целом. Этим и определяется актуальность проведенного нами исследования. Цель работы — проанализировать особенности эргонимов, содержащих в своей структуре абстрактную лексику, как культурно значимых именований.
В словаре русской ономастической терминологии Подольская Н. В. называет эргонимами «собственные наименования деловых объединений людей, предприятий, фирм, обществ и других организаций» [1]. Исторические и экономические изменения в жизни России обязательно отражались в эргонимике. В 20 веке эргонимы стали типовыми и однообразными. В конце 80-х годов стали появляться новые торговые объединения — кооперативы, которые ставили перед собой цель не просто торговать, но и развиваться в коммерческом аспекте, поэтому владельцы кооперативов стали уходить от однообразности. Ономастика города продолжает развиваться и сейчас, в ней отражаются все аспекты времени [2].
Каждая языковая единица выполняет определенную функцию. Эргонимы функционируют в зависимости от экономических аспектов [4]. Эргонимы выполняют несколько функций: рекламно-информативную; информативную; рекламную. Главной является рекламно-информативная функция, потому что эргоним должен быть мотивированным и запоминающимся [2].
В ходе проведенного исследования мы проанализировали частотность употребления эргонимов с различными абстракциями в городе Белгороде. Для этого мы собрали фактический материал и разбили его на группы. Нами проведен социокультурный опрос жителей города Белгорода (50 человек), по результатам которого мы: исследовали коммуникативную успешность эргонимов города Белгорода, включающих абстракцию; исследовали развитие новых значений у слов-абстракций, входящих в состав эргонимов.
Мы проанализировали названия торговых точек города Белгорода. Оказалось, что эргонимы, содержащие абстрактную лексику, занимают 35 % всего эргонимического поля и включают около 55 случаев употребления подобных сочетаний.
Чтобы установить мотивированность, коммуникативную успешность эргонимов города Белгорода и выявить ассоциативные связи, которые вызывают подобные лексемы, мы провели социолингвистический опрос 50 белгородцев разного возраста и социального статуса.
Результаты опроса таковы:
1) эргонимы, содержащие в своей структуре абстракцию «мир» — 85 % таких сочетаний вызывают у респондентов нейтральную реакцию. Негативно оценены 5 % подобных наименований. 10 % наименований из этой группы вызвали у участников опроса положительную реакцию.
2) эргонимы, которые содержат в своей структуре абстракцию «империя» — 99 % подобных названий вызывают у респондентов негативную реакцию. 1 % таких названий респонденты оценили позитивно.
3) эргонимы, содержащие в своей основе абстракцию «дом» — 30 % таких сочетаний вызывает у респондентов отрицательную, 70 % — нейтральную реакцию. Названий, которые вызывают положительную реакцию, респондентами выделено не было.
4) эргонимы, содержащие в своей основе абстракцию «планета» — 75 % подобных сочетаний вызывают у респондентов нейтральную реакцию, так как данные сочетания являются банальными, не пробуждающими интерес к предлагаемому товару. 20 % были оценены в позитиве. 5 % подобных сочетаний вызвали отрицательную реакцию участников опроса.
5) эргонимы, содержащие в своей основе абстракцию «дружба» — 100 % подобных наименований вызывает у респондентов отрицательную реакцию, так как не несет информативной насыщенности, не дает представления о том, чем занимается организация.
Около 70 % эргонимов города Белгорода, включающих в свою основу абстрактную лексику, являются вполне мотивированными, дающими представление о товаре, предлагаемом той или иной организацией. Но в то же время они вызывают нейтральную реакцию горожан, так как по большей степени являются банальными, не побуждающими к покупке («Мир обуви»). Около 20 % эргонимов, содержащих абстрактную лексику, вызывают отрицательную оценку участников социолингвистического опроса, поскольку они не являются мотивированными, не дают информацию о товаре («Мир табака»). И лишь около 10 % подобных наименований оценены респондентами позитивно, так как эти сочетания мотивированны, вызывают интерес потенциальных покупателей («Мир подарков»). Проводя социолингвистический опрос, мы просили респондентов отметить те ассоциации, которые вызывает у них тот или иной эргоним, содержащий в своей структуре абстрактную лексику. Интересно отметить, что абстракции «мир», «планета», «империя» вызывали схожие ассоциации.
Таким образом, мы можем говорить о возникновении новых значений у слов-абстракций, входящих в состав эргонимов. А именно значения «разнообразия», «многообразия» у абстракций «мир», «планета», «империя».
Итак, нами сделаны следующие выводы:
- Преобладающее распространение в городе Белгороде получают эргонимы, включающие абстракцию «мир» (45 %). Реже всего встречаются наименования с абстракцией «любовь» — 2 %, абстракцией «надежда» — 1 %, абстракцией «интерес» — 1 %.
- Большинство эргонимов города Белгорода (70 %), включающих в свою основу абстрактную лексику, дают представление о предлагаемом товаре. В то же время они вызывают нейтральную реакцию горожан, так как по большей степени являются банальными, не побуждающими к покупке, не вызывающими интерес. 20 % эргонимов, содержащих абстрактную лексику, вызвали отрицательную оценку респондентов.10 % подобных наименований оценены респондентами позитивно.
- Мы выявили возникновение новых значений у слов-абстракций, входящих в состав эргонимов. А именно значения «разнообразия», «многообразия» у абстракций «мир», «планета», «империя». Гипотеза исследования подтверждена — эргонимы, содержащие в своей основе абстрактную лексику, способствуют развитию новых значений у уже известных слов, то есть способствуют развитию языка в целом.
Литература:
- Брусенская Л. А., Гаврилова Г. Ф., Малычева Н. В. Словарь лингвистических терминов. — Ростов н/Д.; Феникс, 2015.
- Букчина Б. З., Золотова Г. Л. Слово на вывеске // Рус. Речь. 1996. № 3.
- Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 2008.
- Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская. — М., 2007.
- Торопцев И. С. Предмет, задачи, материал и методы ономасиологии // Проблемы ономасиологии. — Орел, 1994.