Сегодня мы живем в мире, в котором все процессы требуют быстродействия. Автомобиль стал для нас средством ускорения этих процессов. Сейчас автомобиль есть практически у каждой семьи, а иногда сразу и у нескольких ее членов. Уровень автомобилизации очень высок. Потребности на рынке транспортных услуг удовлетворены в полной мере. Однако это вызывает ряд негативных факторов, одним из которых является большая аварийность на автомобильном транспорте. Обстоятельства, при которых они происходят разнообразны. Все причины, вызвавшие происшествия, можно определить в следующие группы:
- Несоблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами;
- Неудовлетворительное состояние и содержание дорог;
- Неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и несоблюдение правил технического использования их;
- Несоблюдение водителями правильных приемов управления автомобилями, т. е. применение таких приемов, которые создают возможность заносов, опрокидывания, потери управления или поломки и порчи механизмов;
- Понижение работоспособности водителей вследствие переутомления или под влиянием причин, вызывающих изменения самочувствия и неправильное восприятие дорожной обстановки.
Проанализируем статистику дорожно-транспортных происшествий на примере города Волгограда. Волгоград — большой город с населением более 1 миллиона человек. Уровень автомобилизации очень высок. Вследствие этого ситуация на дорогах города достаточно сложная. Каждый день в городе происходят ДТП. Причиной ДТП является комплекс факторов, одновременно воздействующих на процесс дорожного движения. В то же время следует признать, что именно «человеческий фактор», неадекватное поведение человека чаще всего становится источником опасности на дороге, является основной причиной дорожно-транспортных происшествий. Каждый участник дорожного движения является очевидцем многих нарушений, совершаемых другими участниками дорожного движения. При этом, к сожалению, на практике значительное число нарушений не пресекается. Это способствует тому, что, с одной стороны, водители начинают относиться к таким нарушениям как к обыденному, рядовому явлению. С другой стороны, часть участников дорожного движения с неустойчивыми социальными установками теряет побудительный мотив к соблюдению правил дорожного движения, так как они не наблюдают негативных последствий подобной противоправной модели поведения.
В таблице 1 представлено количество ДТП по вине водителей и общее число ДТП в городе Волгограде.
Таблица 1
Количество ДТП за 2012–2016 годы вг. Волгограде
|
Год |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
По вине водителей |
652 |
648 |
598 |
622 |
687 |
Всего |
1106 |
1027 |
1046 |
1032 |
1221 |
Статистика показывает, что по вине водителей автотранспортных средств за период с 2012 по 2016 год произошло более 46 % всех дорожно — транспортных происшествий (см. рисунок 4). Наибольший процент ДТП по вине водителей был зафиксирован 2016 году и составил почти 56 %. Наименьший процент ДТП, виновниками которых стали водители, был зафиксирован в 2014 году и составил менее 57 % от числа ДТП в этом году.
Таким образом, с каждым годом растет процент ДТП по вине водителей. По сравнению с 2014 годом, процент ДТП по вине водителей вырос в 1,2 раза.
Рис. 1. Сравнительная диаграмма ДТП по вине водителей и общего числа ДТП в г. Волгограде
По статистике, большинство ДТП произошло из-за нарушений Правил дорожного движения, неадекватной реакции или ошибочных действий водителя в конкретной ситуации. Около 80 % ДТП произошли именно по этим причинам (рисунок 2)
Рис. 2. Причины дорожно-транспортных происшествий
Большинство ДТП связано с ошибками водителя. Основными ошибками, которые допускает водитель, являются ошибки восприятия дорожной обстановки, отвлечение внимания, недооценка опасности и ошибка при прогнозе дорожной ситуации, а также спешка (таблица 2).
Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа его деятельности. Водитель должен постоянно воспринимать большой объем информации о характере и режиме движения всех его участников, о состоянии и параметрах дороги, о состоянии окружающей среды и наличии средств регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля. Водитель в процессе восприятия огромного потока информации должен не только обнаружить ее, но и переработать, провести анализ, принять соответствующее решение и на основании принятого решения произвести действия. [1]
Таблица 2
Классификация ошибок водителя
Ошибки водителя |
||
Признак классификации |
Вид ошибки |
% |
Классификация по функциям |
водитель не воспринимает ситуацию на дороге |
49 |
не правильная оценка водителем и не правильное решение |
41 |
|
прочие ошибки |
10 |
|
Классификация по факторам |
Прямые ошибки |
|
отвлечение внимания |
36 |
|
недооценка опасности |
30 |
|
боязливость в манерах поведения и опасные привычки |
25 |
|
ошибочный прогноз поведения других участников движения |
18 |
|
неправильная оценка обстановки |
12 |
|
недооценка собственного ошибочного поведения |
11 |
|
осознанное противоправное собственное поведение |
8 |
|
Косвенные ошибки |
||
ошибки при прогнозе дорожной обстановки |
36 |
|
спешка |
35 |
|
настроение |
17 |
|
недостаточное владение навыками управления транспортным средством |
16 |
|
временное ухудшение функционального состояния в связи с психологическими условиями |
16 |
|
бездействие |
5 |
|
неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства |
4 |
|
Весь процесс от восприятия до совершения действия требует определенных затрат времени, которого зачастую может не хватить, если учесть быстроту изменения дорожно-транспортной ситуации. В этом случае водитель может совершить неправильные действия в результате следующих причин:
– недостатка (дефицит) времени на весь процесс восприятия информации (например, объект обнаружен, однако ДТП предотвратить не удалось, так как не реализованы остальные этапы; переработка информации, анализ и т. д.);
– ошибки в интерпретации исходной информации (псевдоинформация). Например, красный сигнал указателя поворота автомобиля принят за сигнал торможения;
– ошибки в проведении ситуационного анализа при правильной интерпретации (например, водитель при приближении к: перекрестку решил, что горящий желтый сигнал светофора сменится на зеленый, однако включился красный);
– неверно принятого решения (например, вместо маневра единственно необходимого в данной дорожно-транспортной; ситуации, водитель принимает решение экстренно тормозить);
– ошибочного действия (например, принято правильное решение провести экстренное торможение, однако водитель ошибочно нажимает на педаль управления подачей топлива, увеличивая тем самым скорость движения автомобиля).
Необходимо отметить, что перечисленные причины могут явиться, кроме того, следствием психического состояния водителя в данный момент, отсутствием или недостаточностью опыта, навыков вождения и пр. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает весь процесс от восприятия информации до совершения ответных действий в постоянно меняющихся дорожно-транспортных ситуациях. Отклонения в ту или иную сторону от оптимального психического состояния (возбуждение или депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. [2]
Успешность подготовки водителя зависит от методологического уровня ее проведения, а также от необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная или неэффективная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно- транспортным происшествиям.
Таким образом, для безопасности дорожного движения важное значение имеет способность водителя в опасных дорожных ситуациях преодолевать эмоциональное напряжение, чувство страха и адекватными действиями предотвращать ДТП. Такое поведение обеспечивается высокой стрессоустойчивостью, которая представляет собой взаимодействие эмоций и воли. Основными методами повышения стрессоустойчивости являются:
– занятия на тренажерах, где возможна имитация стрессовой ситуации при управлении автомобилем;
– большое число практических занятий по вождению, способствующее привыканию к различным дорожным ситуациям и отточке водительских навыков;
– участие в тренингах по стрессоустойчивости.
Литература:
- Котик М. А. К вопросу о надёжности и профессиональной пригодности водителя / Тез. докл. V Всесоюзной науч. — технич. конф. –Вильнюс, 1985. -С.188–189.
- Пугачев И. Н. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. — М.: Академия, 2009. — 272 с.