О сущности экономического понятия «кластер» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белоцерковская, Е. М. О сущности экономического понятия «кластер» / Е. М. Белоцерковская, Н. В. Белоцерковская, О. М. Калиева, М. В. Шептухин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 228-233. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41019/ (дата обращения: 16.11.2024).



Теория кластеров разработана зарубежными экономистами, в русскоязычных источниках она встречается нечасто и пока не получила широкого распространения. Согласно этой теории, производственная структура конкретного региона должна развиваться по направлению, позволяющему использовать продукт одной отрасли для нужд нескольких других. Таким образом, между всеми отраслями, представленными на территории, создаются устойчивые связи, которые дают возможность поддерживать эти отрасли и способствуют развитию общей экономики региона. Развитие регионов происходит за счет развития технологий, внедрения инноваций. Этот процесс осуществляется постепенно. С каждым годом различные технологичные центры, научные парки и кластеры по всему миру помогают объединить инновационные идеи с поддержкой предпринимательского сектора, тем самым привлекая инвестиционные средства и двигая вперед развитие территорий.

Важнейшим показателем, характеризующим состояние экономики страны и уровень жизни ее жителей, принято считать внутренний валовый продукт (ВВП). Нами изучен рейтинг стран и территорий мира по показателю ВВП, который был рассчитан Организацией Объединенных Наций в декабре 2016 года, и согласно которому Россия находится на 12 месте (1 326 млрд. $), первое место занимают США (18 815 млрд. $).

Стоит отметить, что доля внутреннего валового продукта США, производимого в кластерах, составляет 61 %. [8] Важным замечанием здесь является то, что, начиная, с 1960-х годов США занимают лидирующие позиции в мире, как по уровню кластеризации, так и по уровню ВВП.

Анализируя научные исследования по вопросу кластеризации, мы пришли к выводу о том, что многие авторы рассматривают кластеры, как успешный механизм для развития территории, что, возможно, объясняет зависимость показателей США. В связи с этим повышается значимость кластерного подхода в экономике страны и появляется необходимость в уточнении понятия «кластер».

Впервые основные характеристики кластера сформулировал английский экономист А. Маршалл (1890 г), к которым отнес:

– присутствие на территории трудовых ресурсов в необходимом количестве с наличием необходимой квалификации;

– развитие сопутствующих отраслей;

– наличие специализированных фирм на всех этапах производственного процесса.

Далее его идею развил американский экономист, профессор М. Портер (1993 г), который описал теорию кластеров в своей работе «Конкуренция» («On competition»).

При ознакомлении с научными трудами современных российских ученых, нами отмечена работа А. С. Бойцова и А. И. Костяева [2], в которой авторы, проведя системный анализ работ, посвященных теме «кластеризации», сделали вывод о том, что в указанной области исследования полученные научные изыскания базируются на знаниях, представленных А. Маршалом и М. Портером.

Аналогичного мнения придерживается и Р. М. Ямилов [7]. Сравнив русскоязычные переводы определения понятия «кластер», сформулированное М. Портером, автор решает обратиться к первоисточнику — работе «On competition», которая была впервые опубликована на английском языке.

Итак, М. Портер сформулировал два определения понятия «кластер»:

1) clusters are geographic concentrations of interconnected companies, specialized suppliers, service providers, firms in related industries and associated institutions (for example, universities, standards agencies, and trade associations) in particular fields that compete but also cooperate;

2) a cluster is a geographically proximate group of interconnected companies and associated institutions in a particular field, linked by commonalities and complementarities.

Р. М. Ямилов составил дословный перевод, представленных выше определений. Итак, М. Портер считает, что:

1) кластер — это географическая концентрация конкурирующих и сотрудничающих взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, и связанных с ними институтов в определенных областях (например, университетов, агентов по стандартизации, торговых ассоциаций));

2) кластер — это группа географически близких взаимосвязанных компаний и связанных с ними институтов в определенной сфере на основе общности и взаимозаменяемости.

Нами проведен сравнительный анализ основных характеристик кластера, описанных А. Маршаллом и М. Портером (Таблица 1). Из таблицы 1 видно, что зарубежные экономисты сошлись во мнении, выделив основные характеристики кластера:

1) расположение фирм на одной ограниченной территории;

2) наличие развитых смежных отраслей, поддерживающих работу кластера;

3) наличие связей, между компаниями-участницами кластера.

Важным отличием в работах А. Маршалла и М. Портера является то, что первый автор помимо отмеченных характеристик, добавил такую характеристику, как необходимость присутствия на территории трудовых ресурсов.

Таблица 1

Сравнительный анализ основных характеристик кластера (составлено авторами)

А. Маршалл

М. Портер

– присутствие на территории трудовых ресурсов в необходимом количестве с наличием необходимой квалификации;

– развитие сопутствующих отраслей;

– наличие специализированных фирм на всех этапах производственного процесса.

 географическая локализация;

 взаимосвязанность между фирмами;

 технологическая взаимозависимость отраслей. [4]

С другой стороны, в 1930-х годах, австрийский экономист и политолог Й. Шумпетер описал понятие «инновация» и сформулировал теорию «инновационного развития». Шумпетер считал, что именно инновации оказывают огромное влияние на развитие территорий. По его мнению, инновационная идея является, своего рода, толчком к изменению, который способен обернуться для предпринимателя (и территории, на которой он осуществляет свою деятельность) конкурентным преимуществом.

Последователем Й. Шумпетера стал французский экономист Ф. Перру, который позднее сформулировал концепцию «полюсов роста».

По мнению ученого, полюсом роста может являться отдельный регион страны, на территории которого располагается предприятие динамично развивающейся отрасли промышленности. Такое предприятие может являться центральным и образовывать зону развития, объединяя вокруг себя фирмы поддерживающих отраслей.

Следуя Й. Шумпетеру, Ф. Перру считал, что с помощью инноваций и инвестиций, крупные предприятия распространяют положительный экономический эффект на фирмы, располагающиеся в регионе, а далее и на всю страну.

Идеи Ф. Перру получили массовое распространение в Европе (например, Ж.-Р. Бурвиль, П. Потье, Х. Р. Ласуэн, Х. Ригардсон, Т. Хэгерстранд.) [5]

Российские ученые проанализировали характеристики «полюсов роста» Ф. Перру и выявили определенные сходства с теорией кластеров, описанной ранее М. Портером. Для России в этот период (1920–1950 гг.) характерно формирование, так называемых, территориально-производственных комплексов (далее ТПК).

Теоретические основы понятия ТПК в России были описаны учеными И. Александровым, Н. Колосовским, Н. Барановским, Н. Лариным, Г. Кржижановским и многими другими. В отечественной науке не существует единого определения ТПК (так же, как и определения понятия «кластер»), однако суть идеи ТПК всеми понимается как «объединение предприятий связанных между собой отраслей». [6]

В Большой советской энциклопедии представлено определение О. А. Кибальчич, в котором говорится о том, что «ТПК — это форма пространственной организации производительных сил социалистического общества, наиболее полно отвечающая задачам их развития в условиях научно-технической революции». [3]

Доктор экономических наук В. Ю. Малов в своей работе «Cluster and territorial industrial complexes: common and specific characteristics» описал различия между понятиями «кластер» и «ТПК».

Согласно первоисточнику:

«Conceptual differences between TIC and cluster are considered to be the following ones:

1) оrigin. TIC is a fruit of soviet researchers’ development, and therefore there is some “artificial nature” of these objects. Cluster is a product of market laws. TIC for planned economy, cluster for market;

2) place of appearance. TIC for regions of virgin land opening. Clusters for developed regions;

3) objectives. TIC is a technical economical structure aimed at making product for future processing. Cluster is a social economic structure aimed at human aspect with orientation on ultimate consumer;

4) composition and structure. TIC mostly involves heavy industry controlled from one center. Cluster is a set of small and medium size equivalent companies of high tech profile which created a voluntary pool to achieve common objectives». [1]

Нами составлен русскоязычный вариант и для удобства представили в табличной форме (Таблица 2).

Таблица 2

Различия понятия «кластер» и «ТПК» (переведено исоставлено авторами)

Критерий сравнения

Характеристика

Способ происхождения

ТПК создается искусственным образом, в то время как возникновение кластера продиктовано рынком.

Место формирования

Кластеры возникают на развивающихся территориях, в отличие от ТПК.

Направление деятельности

Кластер в своей деятельности ориентируется на удовлетворение потребностей конечного потребителя, в то время как ТПК производит продукт или его часть для дальнейшей производственной обработки.

Состав и структура

ТПК включает в себя предприятия тяжелой промышленности, руководство которыми осуществляется единым центральным органом. Кластер же представляет собой группу различных компаний, которые добровольно объединились для достижения одной общей цели.

Итак, основываясь на теоретической базе, описанной в XX веке, современные экономисты сформулировали большое количество определений понятия «кластер». В таблице 3 представлены некоторые из них.

Таблица 3

Определения понятия «кластер» современных экономистов (составлено авторами)

Автор

Определение

Д. Хааг

Кластер — это индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу.

С. Лозинский

Кластер — это есть сочетание лидирующих фирм, которые производят продукты и услуги, поставщиков, которые существуют в регионе, а также наличие бизнес-климата.

С. И. Соколенко

Кластер — это территориальное объединение взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах соответствующего промышленного региона, направляющих свою деятельность на производство продукции мирового уровня.

А. Н. Асаул

Кластер — это объединение бизнес-субъектов, функционирующих в пределах четко очерченных территориальных образований.

В. М. Кутьин

Кластер — это объединение регионов с похожим социально-экономическим положением.

А. Воронов

Кластер есть упорядоченная совокупность специализированных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию.

В. П. Третьяк

Кластер — это совокупность институтов, локализованных на определенной территории и связанных между собой транзакционными и трансформационными связями.

А. С. Попков

Кластер — группа взаимосвязанных между собой компаний, расположенная на определенной территории.

Д. А. Ялов

Кластер — это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости.

Е. М. Терешин, В. М. Володин

Кластер — это сетевая группа в основном независимых, географически соседствующих, в большинстве своем неформально взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций, гибко и оперативно действующих на принципах кооперации, конкуренции и сетевых взаимоотношений в родственных отраслях, повышающих уровень своей конкурентоспособности и экономической активности территории.

Я. И. Дронова

Кластер — это географически локализованная меж организационная сеть, определяющая одну из наиболее значимых специализаций места ее расположения, объединяющая конкурирующие и связанные поставками предприятия, органы власти, научные и другие организации с целью взаимовыгодного обмена ресурсами и знаниями.

При поддержке Министерства экономического развития аналитическую работу по функционированию кластеров в России осуществляет Российская кластерная обсерватория, созданная на базе Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. На базе структурного подразделения обсуждаются вопросы, касающиеся кластерной политики, развития кластерных систем и проблемы управления кластерами.

Поэтому обратимся к определению понятия «кластер», которое значится в библиотеке Российской кластерной обсерватории (определение Минэкономразвития России).

«Кластер — это совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:

– объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях;

– механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;

– синергетического эффекта, выраженного в увеличении экономической эффективности и результативности».

Далее нами проведен анализ представленных выше определений методом сравнения и выявления общего и различного (Таблица 4).

Таблица 4

Анализ определений понятия «кластер» (составлено авторами)

Автор

Характеризующее словосочетание

Параметр характеристики

Отвечает на вопрос

Д. Хааг

Индустриальный комплекс

Участники

Кто?

С. Лозинский

Лидирующие фирмы (производители) и поставщики

С. И. Соколенко

Предприятия и учреждения

А. Н. Асаул

Бизнес — субъекты

А. Воронов

Предприятия

В. П. Третьяк

Институты

А. С. Попков

Компании

Д. А. Ялов

Поставщики, производители, потребители, элементы инфраструктуры, исследовательских институтов

Е. М. Терешин, В. М. Володин

Группа организаций

Я. И. Дронова

Предприятия, органы власти, научные и другие организации

Д. Хааг

На базе территориальной концентрации

Месторасположение

Где?

С. Лозинский

Существуют в регионе

С. И. Соколенко

Территориальное объединение

А. Н. Асаул

В пределах территориальных образований

В. М. Кутьин

Регионы

В. П. Третьяк

На определенной территории

А. С. Попков

На определенной территории

Е. М. Терешин, В. М. Володин

Географически соседствующих организаций

Я. И. Дронова

Географически локализованная сеть

Д. Хааг

Связанных технологической цепочкой

Отношения между участниками

Как?

С. Лозинский

Сочетание фирм

С. И. Соколенко

Взаимосвязанных предприятий и учреждений

А. Н. Асаул

Объединение

В. М. Кутьин

Объединение

А. Воронов

Упорядоченная совокупность

В. П. Третьяк

Связанных между собой

А. С. Попков

Взаимосвязанных компаний

Д. А. Ялов

Взаимосвязанных в процессе

Е. М. Терешин, В. М. Володин

Действующих на принципах кооперации

Я. И. Дронова

Меж организационная сеть

С. Лозинский

Производят продукты и услуги

Деятельность, которую осуществляют участники

Что делают?

С. И. Соколенко

Направляющих свою деятельность на производство продукции

А. Воронов

Выпускающих продукцию

Д. А. Ялов

В процессе создания прибавочной стоимости

Е. М. Терешин, В. М. Володин

Повышающих уровень своей конкурентоспособности и экономической активности территории

Результат, на который направленна деятельность участников

Для чего?

Я. И. Дронова

С целью взаимовыгодного обмена ресурсами и знаниями

В ходе анализа нами выявлено, что наиболее значимые характеристики кластера, на наш взгляд, отвечают на вопросы «кто делает?», «что делает?», «где делает?», «для чего?» и «с помощью чего?» (Таблица 4). Проведенный нами анализ позволяет уточнить понятие «кластер».

Кластер — это совокупность субъектов различных отраслей регионального рынка, объединившихся для совместной деятельности, направленной на производство определенной группы товаров с целью увеличения конкурентоспособности как каждого субъекта (участника производственного процесса) в отдельности, так и территории (на которой производится продукт) в целом.

По нашему мнению, данное определение призвано формировать у субъектов, обращающихся к понятию «кластер», единое представление, полностью удовлетворяющее всем существующим аспектам его деятельности.

Литература:

  1. Malov V.Yu. Clusters and territorial industrial complexes: common and specific charac-teristics // Local production systems and regional economic development: [collection of papers] / ed. by A. S. Novoselov, V. E. Seliverstov; Russian academy of sciences, Siberi-an branch, Institute of economics and industrial engineering, University of national and world economy, Ternopil national economic university, University of Lodz. — Novosi-birsk-Sofia-Ternopil-Lodz: IEIE SB RAS, 2014. — P. 292–301.
  2. Бойцов А. С. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе / Бойцов, Костя-ев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.— 2009.— № 10.— С. 25–31
  3. Жаринов А. В. Кластер и ТПК как формы пространственной организации произ-водства. Общее и принципиальные отличия //Научный Альманах.
  4. Ковалева Т. Ю. Алгоритм идентификации и оценки кластеров в экономике регио-на¹ // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-identifikatsii-i-otsenki-klasterov-v-ekonomike-regiona (дата обращения: 22.02.2017).
  5. Неустроева Н. А. Теоретические аспекты формирования кластерного подхода к развитию региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4 (20). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-klasternogo-podhoda-k-razvitiyu-regiona (дата обращения: 23.02.2017).
  6. Цыкунов Григорий Александрович Тпк и кластеры: новые подходы и проблемы // Известия ИГЭА. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tpk-i-klastery-novye-podhody-i-problemy (дата обращения: 22.02.2017).
  7. Ямилов Рамиль Могатович Понятие кластера как субъекта рыночных отношений // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-klastera-kak-subekta-rynochnyh-otnosheniy (дата обращения: 21.02.2017).
  8. Яшева Галина Артемовна, Кунин Владимир Александрович Теоретико-методологические основы кластеров и их роль в повышении устойчивости нацио-нальных экономик//Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999–2645. — № 1 (37). Номер статьи: 3706. Дата публикации: 2014–01–23. Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3706/
Основные термины (генерируются автоматически): TIC, кластер, основная характеристика кластера, отрасль, территория, Портер, производственный процесс, Россия, США, теория кластеров.


Задать вопрос