Роль и значение подвижных игр в гандболе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 910 раз

Библиографическое описание:

Раджапов, У. Р. Роль и значение подвижных игр в гандболе / У. Р. Раджапов, Ш. З. Зарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 583-585. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41030/ (дата обращения: 15.11.2024).



Спорт приобретает в наше время социальную значимость. В связи с этим первостепенной задачей является привлечение детей и подростков к регулярным занятиям спортом, развитие у них силы, быстроты, выносливости, ловкости и других физических качеств. Отличным средством физического воспитания являются подвижные игры.

Подвижные игры очень эмоциональный вид деятельности, доступный для детей любого возраста. Игры способствуют развитию физических, нравственных, волевых, моральных качеств. В игровой деятельности ребенок овладевает такими жизненно-необходимыми качествами, как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность и др. Игра является средством воспитания и обучения, с помощью игровой деятельности дети познают роль взаимоотношений. В игре каждый испытывает свои способности, знания, познает свои силы. Иными словами, игра развивает сознание, мышление, творческие возможности.

Существует колоссальное количество игр. Подвижные игры способствуют формированию сложных процессов умственной деятельности, логического мышления, воображения, памяти, концентрации внимания, рациональности оперативных решений. Обеспечивая высокую эмоциональность, подвижные игры способствуют укреплению организма, повышению его выносливости, а также координации движений, быстроте ориентировки, воспитанию нравственных качеств, волевых черт характера, организованности и инициативности. Подвижные игры создают к тому же положительные эмоции, что позволяет сохранить желание продолжать занятия со значительной нагрузкой [3].

Подвижные игры втренировочном процессе

Не следует забывать, что однообразные тренировки формируют у спортсменов ограниченность технических действий и тактическую беспомощность, вызывают потерю интереса, что значительно тормозит рост спортивного мастерства. Таким образом, введение в тренировку подвижных игр является важным условием обучения. Главное заключается в том, чтобы игры способствовали решению поставленных задач в учебно-тренировочном процессе.

В игре подросток раскрывается как личность со всеми присущими ему качествами. Игра развивает физические и психические качества подростка, его интеллект, волю и т. д. Игра закаливает и формирует характер, учит преодолевать трудности, формирует уважение к сопернику.

Подвижные игры следует применять на тренировках постоянно, используя различные варианты, что поможет сформировать у занимающихся прочные навыки. Простые правила, высокая эмоциональность, не требующий больших затрат инвентарь — все это способствует популяризации подвижных игр.

Подвижные игры способствуют обучению, закреплению и совершенствованию отдельных элементов спортивной техники, а также содействуют воспитанию физических качеств, необходимых для любого вида спорта.

Подвижные игры как средство отбора вспорте

В связи с тем, что в последнее время возрос культурный уровень народа, многие семьи заинтересованы в спортивных занятиях детей. Тренерам и преподавателям физического воспитания приходится проводить комплекс мероприятий, направленных на выявление предрасположенности и способности детей к тому или иному виду спорта. Известно, что особенно сложно определить у подростка способности к успешному овладению двигательными навыками избранного вида спорта.

Лучшим средством отбора одаренных детей и подростков являются тесты, построенные (основанные) на подвижных играх. Игры–тесты имеют значительное преимущество перед контрольными упражнениями, так как они позволяют оценить сочетания физических качеств и способностей, характерных для определенного вида спорта [3].

Известно, что в процессе игровой деятельности происходит формирование тех или иных знаний, умений и навыков, а также раскрываются индивидуальные особенности детей и подростков. В играх дети проявляют большую двигательную активность, что в свою очередь помогает (облегчает) тренеру отметить наличие хороших двигательных задатков к будущей спортивной специализации.

Каждый тренер знает, что в ребенке можно развить далеко не все качества. Генетические факторы играют существенную роль и определяют потенциальные возможности развития детей и подростков. Однако нужно учитывать, что приобретенные личностью особенности, имеют превосходство над унаследованными особенностями.

Применяемые игры-тесты должны помочь тренеру определить и выявить наличие интересующих его способностей у подростка. Для этого, как правило, применяют несколько игр с различной двигательной активностью. В ходе проведения игр-тестов целесообразно использовать подвижные игры разной направленности: для определения координационных способностей, на концентрацию внимания, на оригинальность оперативного мышления и т. д.

В процессе тестирования подвижными играми каждый участник набирает определенное количество баллов. Определение результатов тестирования проводится по набранной сумме баллов каждого участника, что в свою очередь характеризует индивидуальные особенности личности. По итогам игр можно судить о пригодности личности к занятиям избранным видом спорта, о наличии способностей, характерных для данного вида спорта.

На современном этапе игры-тесты уже умело применяют опытные тренеры для отбора детей и подростков. Целесообразно применять подвижные игры в виде контрольных тестов и в группах спортивного совершенствования.

Подвижные игры могут быть использованы как для общего физического развития детей, подростков и молодежи, так и для овладения и совершенствования навыков, необходимых для отдельных видов спорта.

Примерные подвижные игры для общего физического развития

1

Вытяни платочек

1.Вытяни платочек

Описание игры. Участники делятся на пары. Задача каждого игрока — вытянуть платочек у соперника и не дать ему сделать то же самое. Побеждает тот, кто первым вытянет платочек.

Правила: нельзя держать соперника за руку, запрещается толкать игрока.

Варианты: платочек находится у игроков спереди за поясом; платочек зафиксировать за поясом игроков с левой или с правой стороны; платочек находится за спиной у игроков на поясе; можно играть в положении на коленях; платочек можно завязать игрокам за голеностоп; играть можно попарно; можно играть командами.

5

Салки ногами

2.Салки ногами

Описание игры. Участники делятся на пары. Игроки кладут руки на плечи друг другу. Задача игроков — коснуться стопы соперника наибольшее количество раз носком своей ноги.

Правила: нужно, перемещаясь по площадке, не дать сопернику коснуться своей ноги и не опустить руки с плеч.

Варианты: — касаться одноименной ноги только правой или только левой; — касаться можно любой ноги на выбор.

3. Ладушки

Описание игры. На полу вычерчивается круг диаметром 3 м. Выбираются два игрока, входят в круг и становятся в стойку. Задача каждого игрока, уворачиваясь от соперника, выполнить хлопок под его коленом и не дать ему возможности выполнить тот же прием. Игрок, выполнивший за время игры наибольшее количество хлопков, считается победителем.

Правила: игрокам запрещается выполнять захваты и выходить за пределы круга.

Варианты: разрешается выполнять хлопок только за заранее обусловленной ногой; хлопок можно выполнять за любой ногой.

9

Ладушки

Литература:

  1. Игнатьева В. Я., Петрачева И. В. Многолетняя подготовка гандболистов в ДЮСШ. — М.: Советский спорт, 2003.
  2. Керимов Ф. А. Спорт кураши назарияси ва усулияти. — Т.: ЎзДЖТИ, 2001. — 286 с.
  3. Керимов Ф. А., Юсупов Н. Подвижные игры для кураша. — Т.: Абу Али ибн Сино, 2003. — 72 с.
  4. Клусов Н. П. Тактика гандбола. — М.: ФиС, 1986.
  5. Ратианидзе А. Л., Марищук В. В. Игра гандбольного вратаря. — М.: ФиС, 1981.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, вид спорта, игровая деятельность, игрок, качество, описание игры, платочек, подросток, высокая эмоциональность, общее физическое развитие.


Задать вопрос