Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. Немаловажное значение имеет при этом воспитание у детей правильных личностных взаимоотношений и, в частности, тех, которые составят основу будущих семейных отношений.
На важность решения этих вопросов указывали педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А. Фрейда, Сухомлинского, Б. Спока, А. Фромма, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях как сына, мужа и отца, члена семьи соответственно — дочери, жены, матери.
Появление термина «идентичность» в психологии принято связывать с именем Э. Эриксона. Однако истоки этого понятия современные ученые находят в работах З. Фрейда.
Фрейд придавал понятию идентификации уже более широкий смысл, определяя ее не только как бессознательную связь ребенка с родителями, имеющую преимущественно эмоциональный характер, но и как важный механизм взаимодействия между личностью и социальной группой [10].
К. Ясперс, идеи которого отражают размышления о взаимоотношениях «Я» и «Ты», определил идентичность как один из четырех формальных аспектов самосознания осознание того, что я остаюсь тем, кем был всегда, и все происходящие в моей жизни события происходят именно со мной, и не с кем другим. Примером нарушения идентичности, по мнению Ясперса, являются утверждения больных шизофренией о том, что происходившее с ними до начала психоза на самом деле было не с ним, а с кем-то другим [12].
И все же, несмотря на обширную предшествующую историю анализа категории «идентичность», статус самостоятельного научного понятия она получила в работах Э. Эриксона.
Идентичность — это динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека. Она обеспечивает возможность видеть свою жизнь в аспекте ее непрерывности, органично переплетая прошлое и будущее и включая их в переживания настоящего, адаптируясь к изменениям жизненной ситуации. Э. Эриксон рассматривал постижение идентичности как процесс, происходящий в русле не только индивидуальной, но и общественной культуры, как процесс, устанавливающий синтез двух идентичностей — социальной и личностной [11]. Социальная идентичность определяется Эриксоном, как личностное образование, которое отражает внутреннюю солидарность человека с групповыми идеалами и стандартами, а также те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.
Полоролевая идентичность одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает полоролевая идентификация. Полоролевая идентификация — это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика.
Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей. Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное — пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания, присущие данной культуре. Психологические конструкты «маскулинности» и «фемининности» в этой концепции соотносятся с понятиями инструментальности, что отражает способность к самоутверждению и компетентности, экспрессивности, представляющей качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность [6].
Как отмечают в своей статье Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтас, полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:
− половая идентичность — понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;
− собственно полоролевая идентичность – знание и усвоения ролей мужчины и женщины [3].
Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Вместе с тем, полоролевая идентичность — это динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия [3].
Коломинский Я. Л. и Мелтсас М. Х. отмечают, что полоролевая идентичность предполагает:
− осознание и принятие тела как тела человека определенного пола;
− отождествление себя с определенным полом;
− представления о половых ролях, закрепленных в обществе;
− наличие знаний об основных личностных характеристиках мужчин и женщин;
− положительное отношение к себе как представителю определенного пола [3].
Под позитивной половой идентичностью понимается такая конфигурация элементов идентичности, которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень принятия себя, людей своего и противоположного пола и адекватное выполнение полоролевых функций в социуме.
Процесс полоролевой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации. Как отмечает И. С. Кон, до конца не ясно, по каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Осознание ребенком своей половой идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это полоролевые предпочтения, то есть, какие функции, и социальные роли индивид предпочитает выполнять в обществе [4].
Радзивиловой М. А. были разработаны критерии и уровни сформированности полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:
Низкий уровень полоролевой воспитанности дошкольников характеризуется:
− умением ребенка дифференцировать себя от лиц противоположного пола, отличать мужчин от женщин, мальчиков от девочек по внешним признакам (одежде, длине волос, физиологическим признакам, полоролевому поведению;
− сформированностью телесной идентичности;
− знанием и умением выполнять культурно-гигиенические правила по уходу за собственным телом.
Средний уровень полоролевой воспитанности дошкольников характеризуется:
− половой дифференциацией и идентификацией (видением перспективы собственного развития в маму или папу, женщину или мужчину);
− знанием основ полоролевого поведения мальчиков/девочек, мужчин/женщин, владением представлениями о внутрисемейных половых ролях;
− способностью устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками;
− владением элементарными знаниями о своем организме, об анатомическом строении человека.
Высокий уровень полоролевой воспитанности дошкольников определяется следующими характеристиками:
− осознанием собственного женского или мужского образа «я»;
− умениями применять знания о культурных эталонах мужественности/женственности в повседневной жизни;
− способностью устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками своего и противоположного пола, с взрослыми;
− владение представлениями о разнообразном полоролевом репертуаре и умениями, навыками соответствующего полоролевого поведения;
− развитием эмпатии, доброжелательности;
− осведомленностью о возможности агрессивных действий со стороны незнакомых людей, старших детей и навыками личной безопасности.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и важнейшим средством полоролевого воспитания. Использование игр-драматизация как средства полоролевого воспитания может эффективно реализовываться при следующих условиях:
− целенаправленном отборе литературного материала для игр-драматизация, в котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины;
− организации подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом;
− формирование у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.
Литература:
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е. А. Антипина. — М., 2003. — 295 с.
- Аркин Е. А. Воспитание ребенка-дошкольника в семье. М.; Л., 1947.
- Коломинский Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. – 165–171 с.
- Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психол. — 1981. — № 2. — 17–18 с.
- Ледовских Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н. К. Ледовских. — М.: Владос, 2008.
- Маккоби Э. Два пола: растем порознь, живем вместе, С.118–152. Пер. с англ. А. Бородиной (Введение) и В. Успенской (гл.6) Тверь, 2002.
- Радзивилова М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации. (Дипломное исследование) — Волгоград, 1999.
- Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. Москва — Воронеж, 2004. — 300 с.
- Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: учебное пособие [Текст] / Н. Е. Татаринцева. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 243 с.
- Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / Сост. и ред. М. М. Решетников. СПб., 1997.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
- Ясперс К. Смысл истории. М., 1963.