Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте изучения физической культуры и спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 23.03.2017

Статья просмотрена: 674 раза

Библиографическое описание:

Санькова, И. Ю. Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте изучения физической культуры и спорта / И. Ю. Санькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 585-588. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41044/ (дата обращения: 16.11.2024).



Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами. Они уступают ценностям образования и профессиональной карьеры. Как показывают многочисленные социологические опросы, например, проведенные в Алтайском государственном университете ценность физической культуры и спорта в оценках российской молодежи характеризуется их снижением в качестве факторов формирования здорового образа жизни [1, с. 164–167].

При всем многообразии работ связанных с проблемами здоровья, здорового образа жизни, роли спорта и физической культуры в его формировании, а так же в той или иной степени касающихся вопросов воздействия спорта на процесс формирования здоровья и здорового образа жизни в молодежной среде, данная проблема является недостаточно разработанной. Свидетельством этого является отсутствие, прежде всего теоретико-концептуальной основы по выделению мировоззренческих идей и понятий о здоровье, здоровом образе жизни, оздоровительном аспекте занятий спортом и физической культурой.

Несмотря на эту проблему попытаемся определить спектр научных источников, которые пытаются раскрыть этот вопрос. Работа Власовой Ж. Н. посвящена рассмотрению одной из сторон здоровья и здорового образа жизни человека. Существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления человека разрозненно представлены в отдельных отраслях знания, в том числе в области физической культуры, и желаемого результата не дают. Автор подчеркивает значимость физической культуры в формировании здорового образа жизни. С помощью физической культуры, физической деятельности представляется возможность выхода из сложившейся ситуации [2, с. 58–61]. Статья Романовой Е. В. Рассматривает здоровье молодежи в аспекте изучения аддиктивных форм поведения [3, 14–19].

Если обратиться к важной для нас проблеме физкультуры и спорта, необходимо подчеркнуть, что в области актуальных вопросов физической культуры и спорта — формирования здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительных практик, укрепления здоровья методами физической культуры и спорта во многих случаях присутствует ключевое понятие здоровье.

По логике рассуждений, медицина должны содержать в своих знаниях наиболее полное понимание здоровья человека. Но при ближайшем рассмотрении вопрос не проясняется. А именно, с течением времени медицина накапливает огромное количество знаний о различных болезнях, патологиях человека и именно на них сосредоточивает главное внимание. Здесь прослеживается следующая логика понятий:

1) определение патологии (симптоматика, диагностика), например, наглядно прослеживается в работах Новичихиной Е. В. и Ульяновой Н. А. [4];

2) способы и методы лечения;

3) анализ процесса протекания заболевания и его прекращение с помощью лечения;

4) здоровое состояние организма — как закономерный итог лечения, в виде наличия совокупности параметров организма, пришедших к норме (нормальные температура, давление, показатели крови, мочи и т. д.). Иными словами, в целом в медицине основным предметом являются патологии и их лечение, а здоровье — лишь некий заключительный момент этого процесса [5, с. 18–20].

Казалось бы, теоретически сделан верный поворот к пониманию сущности здоровья. Однако в данном отношении оказалась представлена не качественная — целостная многогранная характеристика вещи, а ее идеальный образ, практически не достижимый в реальной жизни. Онтология предмета оказалась подменена его идеалом, произошла подмена смыслов. Но такое определение, не содержащее главных признаков предмета, уже не может служить гносеологической основой для познания предмета — здоровья человека.

Иванюшкин А. Я. пишет: «Здоровье — это интегративный показатель, включающий в себя биологический уровень — изначальное здоровье, предполагающее совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимализм адаптации; социальный, где здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру; личностный, психологический — здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее отрицание ее, в смысле преодоления (здоровье — не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека») [6, с. 31].

По мнению В. П. Казначеева, здоровье отражает совокупность свойств, определяющих возможности участия человека в ноосферных процессах, включающих материальное и духовное производство. Здоровье необходимо рассматривать на индивидуальном, популяционном и глобальном, планетарном уровнях, учитывать как социальные, так и экологические факторы [7].

Социально-философский аспект понимания здоровья включает в себя все остальные аспекты в качестве неотъемлемых частей, но кроме того, добавляет новые качественные характеристики здоровья человека в социуме. Е. В. Романова подчеркивает: «Здоровье человека — это важный ресурс развития личности. К этому вопросу обращаются многие исследователи с различных сторон, исходя из актуальных проблем в обществе» [3, с. 14].

Специфика здорового образа жизни в физкультурном смысле состоит в том, что у человека путем целенаправленных многократно повторяющихся тренировочно-спортивных видов движений укрепляется тело, психоэмоциональное состояние организма, накапливается физическое и психическое здоровье. А. В. Агабекян, А. В. Блажко и другие специалисты считают, что педагогически выверенное, «физическое воспитание молодежи, посредством которого формируются и психодуховные качества личности, осуществляется в процессе постоянной педагогической организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы... Содержание физической подготовки способствует укреплению наиболее важных видов естественных движений человека, таких как ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, передвижения на лыжах» [8, с. 160].

Асмолова Л. А. и Рахимов А. Р. обосновывают несомненное воздействие физкультурного аспекта также и на формирование духовно-нравственных качеств личности [9].

Физкультурный аспект здоровья обязательно включает в себя интеллектуальный и духовно-нравственный аспекты. Они определяются совокупным воздействием на человека социальных традиций, нравственных, религиозных, эстетических отношений и других аксиологических социокультурных аспектов общественной жизни.

Фундаментом формирования этой высшей интеллектуально-духовной составляющей бытия человека является педагогическая сфера и педагогический (воспитательно-образовательный) аспект здоровья, поскольку именно в обучении, в образовательных отношениях и воспитательной практике формируются лучшие качества личности. А. Е. Зимбули пишет: «Духовностью, если говорить об этом предельно лаконично, можно называть способность человека и человечества согласованно утверждать высшие ценности культуры... В общем и целом, к задачам духовно-нравственного воспитания следует отнести, прежде всего, обозначение основных ценностных векторов, без ориентации на которые человеческая жизнь просто не состоится: здоровье своё и окружающих, честный труд, сбережение традиций предков, уважение культурных особенностей соседей, познание окружающего мира и самосовершенствование» [10, с. 75].

Здоровье в физкультурном аспекте представляет собой неотъемлемую часть социального здоровья человека. Физкультурное здоровье — это комплексная деятельность:

1) педагогическая (тренерская),

2) оздоравливающая (восстановительная, медико-профилактическая и гигиеническая,

3) специфически физкультурно-оздоровительная и массово-спортивная, развивающая тело и душу с помощью специальных комплексов двигательной активности. Здоровье в физкультурном аспекте должно выделяться, так как здесь присутствует уникальный специфический метод его формирования — достижение, укрепление и развитие здоровья с помощью особых комплексов физических упражнений и движений в физкультурно-оздоровительных практиках и в разных видах спорта, в результате чего преобразуется не только тело, но и психодуховная сущность человека [5, с. 28].

Наряду с медициной массовые физическая культура и спорт, в современном обществе являются важными социальными факторами формирования здорового образа жизни. Забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров является основным показателем, компонентом и одной из важнейших социальных функций физической культуры и спорта. Повышение значения здорового образа жизни, физической культуры и спорта возможно при принятии комплексных мер дня привлечения молодых людей к формированию собственного здоровья, усилению оздоровительного и профилактического аспектов физической культуры и спорта. Для привлечения молодежи к формированию собственного здоровья, здорового образа жизни нужно создать на государственном уровне положительное общественное мнение о физической культуре и спорте. Это действительно важно, поскольку физическая культура и спорт представляют собой особый тип творческой деятельности, их воздействие в качестве факторов позволяет формировать здоровый образ жизни населения, в частности студенческой молодежи.

Литература:

  1. Дугнист П. Я., Романова Е. В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой и спортом // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 17–18 марта 2016 г.) / Отв. ред. Л. Г. Пащенко. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2016. — 490 с. — С. 164–167.
  2. Власова Ж. Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2009. — № 1. — С. 58–61.
  3. Романова Е. В. Здоровье молодежи в аспекте изучения аддиктивных форм поведения / Е. В. Романова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2016. — № 2. — С. 14–24. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 16.12.2016)
  4. Новичихина Е. В., Ульянова Н. А. Анализ динамики заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани среди студентов Алтайского государственного университета / Е. В. Новичихина, Н. А. Ульянова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2016. — № 2. — С. 78–82. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 26.11.2016)
  5. Ушакова Е. В., Наливайко Н. В., Воронцов П. Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах / Е. В. Ушакова, Н. В. Наливайко, П. Г. Воронцов / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2017. — № 1(4). — С. 18–29. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/article/view/1735 (дата обращения: 23.03.2017)
  6. Иванюшкин А. Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. — 1972. — Т. 45. — № 4. — С. 29–33.
  7. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В. П. Казначеев. — Кострома: Костромской ГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. — 248 с.
  8. Агабекян А. В., Блажко А. В., Воронцов П. Г., Иванова В. Н. Специфика физического воспитания российской молодежи в зимних видах спорта / А. В. Агабекян, А. В. Блажко, П. Г. Воронцов, В. Н. Иванова // Философия образования. — 2016. — № 5. — С. 157–166.
  9. Асмолова Л. А., Рахимов А. Р. Спортивные традиции в нравственном воспитании студенческой молодежи / Л. А. Асмолова, А. Р. Рахимов / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2016. — № 1. — С. 131–136. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 30.11.2016)
  10. Зимбули А. Е. Духовное здоровье человека и нравственное воспитание: векторы и парадоксы / А. Е. Зимбули / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2015. № 1. — С.71–81. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 16.12.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, спорт, физкультурный аспект, формирование, Здоровье человека, собственное здоровье.


Задать вопрос