Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 627 раз

Библиографическое описание:

Макарова, В. В. Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей / В. В. Макарова, В. В. Горелик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 576-581. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41067/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально подобранные физические упражнения, предупреждающие утомление.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, волейбол, оптимизация функционального состояния

К сожалению, в настоящее время в детско-юношеских спортивных школах отмечается низкий уровень технической подготовленности юных волейболистов, который обусловлен влиянием следующих факторов: 1) недостаток квалифицированных тренеров; 2) устаревшие технологии подготовки команд и спортсменов. Наблюдается разрыв между уровнем мастерства игроков в профессиональной команде и технической подготовленностью молодого резерва в спортивных школах; 3) слабая материально-техническая база спортивных учреждений. Отсутствие современных тренажеров, качественного инвентаря и соответствующего медико-биологического обеспечения [1, 2].

Современная система образования остро нуждается в применении медико-биологических технологий, для сохранения и укрепления здоровья юных спортсменов, а также повышения работоспособности. Изучение воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающихся, необходимо отслеживать во всем периоде обучения в школе. Установлено, что у детей и подростков, независимо от возраста, пола, места проживания имеются индивидуальные типологические особенности в уровне созревания регуляторных систем. Одним из важных показателей здоровья учащихся является оценка состояния регуляторных систем, которая выполняется на основе анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) — одним из современных методов исследования оценки состояния вегетативной регуляции физиологических механизмов функций организма человека [5].

На основе показателей состояния напряжения регуляторных систем важно корректировать объем, интенсивность нагрузки, вид физических упражнений, что позволит предупредить не только утомление и переутомление организма занимающихся, но и выполнить подбор адекватной физической нагрузки на тренировке [1, 2, 5].

Анализ научной литературы показывает, что вопросы обучения детей техническим приемам игры волейбол с учетом показателей функционального состояния недостаточно изучены. Таким образом, в условиях отсутствия специальных работ, возрастает актуальность проведения отдельных исследований, направленных на поиск и анализ ресурсов, позволяющих выявить и определить возможные механизмы оптимизации функционального состояния детей, занимающихся волейболом.

Цель исследования

Оптимизация функционального состояния занимающихся и обучение технике игры волейбол.

Задачи исследования:

1) изучить особенности адаптации организма детей, занимающихся волейболом с различной двигательной активностью;

2) на основе оценки систем регуляции определить эффективность обучения техническим приемам игры в волейбол;

3) составить рекомендации с учетом функциональных особенностей занимающихся по двигательной активности, режиму дня, питанию.

Гипотеза исследования. Предполагается, что, оптимизация функционального состояния организма детей позволит добиться эффективности обучения техническим приемам игры волейбол.

Организация исследования.

B исследовании были рассмотрены типы вегетативной регуляции у 20 человек на тренировочных занятиях по волейболу. В стандартных условиях были изучены физиологические характеристики занимающихся в основной (ОГ) и группе сравнения (ГС). На тренировочном занятии ОГ в основной части урока использовались: комплекс физических упражнений, предназначенный для расслабления мышц, упражнения аэробной направленности, а также упражнения по технической подготовке. В ГС тренировочные занятия проходили по обычной учебной программе.

Своевременное внедрение в тренировочный процесс юных волейболистов разработанных комплексов упражнений, включающих упражнения для расслабления мышц, упражнения аэробной направленности и основные элементы техники волейбола (рис.1) [3], дает возможность детям в короткие сроки освоить требуемые технические приемы и создает благоприятные условия для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства и оптимизации функционального состояния занимающихся [2].

Для оценки кардиоинтервалограмм и анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) использовали аппаратно-программный комплекс «Варикард 2.51». Данный комплекс решает задачи по оценке адаптационных возможностей организма на основе анализа вариабельности сердечного ритма и съему электрокардиограммы, проведению ее полной автоматической расшифровки с обмером амплитудно-временных параметров и выдачей предварительного заключения [4].

16353b35373d4f3a_2e_14___213b433f413a3839_1b_1d__123e3b3539313e3b_32_483a3e3b35-6

Рис. 1. Верхняя прямая подача [3]

16353b35373d4f3a_2e_14___213b433f413a3839_1b_1d__123e3b3539313e3b_32_483a3e3b35-3

Рис. 2. Передача сверху [3]

16353b35373d4f3a_2e_14___213b433f413a3839_1b_1d__123e3b3539313e3b_32_483a3e3b35-12(1)

Рис. 3. Прием снизу [3]

Исследование проводили в три этапа с сентября по декабрь 2016 г. На I этапе работы (сентябрь 2016 г.) изучена научная литература, подобраны физиологические методы для проведения исследования. На II этапе (с сентября 2016 г. по ноябрь 2016 г.) проходило определение состояния напряжения регуляторных систем занимающихся. На III этапе был обработан полученный материал и изучена информативность тестовых показателей.

Результаты исследований и их обсуждение.

В начале эксперимента определили состояния напряжения регуляторных систем в ОГ и ГС. При этом наблюдается преморбидные функциональные состояния в обеих группах как в ОГ так и в ГС (рис. 4, 5) на начало исследования, которые характеризуются переутомлением, перенапряжением регуляторных систем.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Безымянный.bmp

Рис. 4. Показатели функционального состояния ОГ до эксперимента

D:\Desktop\материалы для статьи\Новая папка\Гистограмма.jpg

Рис. 5. Показатели функционального состояния ГС до эксперимента

В течение педагогического эксперимента нами были определены исходные данные технической подготовленности юных волейболистов с помощью контрольных тестов «Верхняя передача», «Прием снизу», «Подача».

Для оптимизации функционального состояния в ОГ учащихся и предупреждение переутомления школьников на основе оценки состояния систем регуляции детям предлагали: на тренировке предлагали специально подобранные физические упражнения, способствующие снижению напряжения (упражнения ОФП, малоинтенсивные упражнения, упражнения на расслабление, аэробная нагрузка низкой интенсивности в течение 5 минут); вносили коррективы в режим дня учащихся (рекомендовали отдых после учебных занятий, смена вида деятельности); составляли рекомендации по рациональному питанию, акцентировали внимание на режим питания; составляли рекомендации по режиму сна, проветривания помещения и графика сна.

На конечном этапе исследования было установлено, что кардиореспираторные показатели в ОГ и ГС существенно различаются. В ОГ этот показатель относится к 3 функциональному классу, который характеризует физиологическую норму (рис.6), а в ГС соответствует — 8 функциональному классу, который характеризуются срывом адаптации вследствие утомления, переутомления (рис.7). В этом случае необходимо дозировать физические нагрузки.

Использование индивидуального подхода с учетом типологических особенностей занимающихся при соответствующей двигательной активности способствует повышению оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями в процессе физического воспитания [5]. Улучшается мотивация к занятиям по волейболу, и повышается эффективность занятий. У большинства учащихся ОГ наблюдается стабильное функциональное состояние, системы работают в нормальном режиме, состояние регуляторных систем характеризуется оптимальной активностью, и относятся к физиологической норме.

Рис. 6. Показатели функционального состояния ОГ после эксперимента

Рис. 7. Показатели функционального состояния ГС после эксперимента

Стоит отметить, что на контрольном этапе тестирование технической подготовленности проходило по тем же упражнениям. Полученные результаты вы можете увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня технической подготовленности

Группы

До эксперимента

После эксперимента

Верх. передача

Прием снизу

Подача

Верх. передача

Прием снизу

Подача

баллы

ОГ

2,8

2,3

2,4

4,2

4,3

4,5

ГС

2,9

2,5

2,3

3,4

3,0

2,6

Рис. 8. Динамика уровня технической подготовленности

Сопоставляя данные полученные после эксперимента, мы наблюдаем положительную динамику в большей степени в основной группе: улучшились результаты в контрольных тестах по технической подготовке после корректировки нагрузки тренировочного занятия на 1,4 балла (34 %) в основной группе и на 0,5 балла (13,1 %) в группе сравнения.

В процессе нашего исследования установлено, что очень важно следить за режимом дня детей, корректировать двигательную активность при занятии волейболом, предлагать упражнения, предупреждающие развитие утомления.

Таким образом, предлагаемые технологии дают возможность существенно повысить уровень технической подготовки и функциональных возможностей организма юных волейболистов, что подтверждается результатами исследований.

Вывод

1) на основании оценки функционального состояния регуляторных систем организма занимающихся, которые определены по данным вариабельности сердечного ритма и коррекции двигательной активности во время тренировочного занятия, наблюдается оптимизация функционального состояния занимающихся в ОГ в отличие от ГС;

2) применение индивидуального подхода к детям, занимающимся волейболом, с учетом состояния регуляторных систем в ОГ способствует эффективности освоения технических приемов игры волейбол, в отличие от ГС, где наблюдаются сниженные показатели.

Литература:

  1. Баевский P. M. Физиологическая норма и концепция здоровья // Российский физиологический журнал. 2003. Т. 89, Кн. 4. С. 473–489.
  2. Горелик В. В. Регуляция функционального состояния учащихся на основе медико-физиологической оценки состояния регуляторных систем // Спортивная медицина: наука и практика. 2015. № 2. С. 5–12.
  3. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол»). / Под общей редакцией Ю. Д. Железняка, В. В. Костюкова, А. В. Чачина — М.: 2016. — 210 с.
  4. Семенов Ю. Н. Комплекс для переработки кардиоитервалов и анализа вариабельности сердечного ритма «Варикард 2.51». Руководство к эксплуатации — ИВНМТ. «Рамена», 2014. 303 c.
  5. Шлык Н. И., Сапожникова Е. Н., Кириллова Т. Г., Cеменов В. С. Типологические особенности функционального состояния регуляторных систем у школьников и юных спортсменов (по данным вариабельности сердечного ритма) // Физиология человека, 2008. Т.35, № 6, С. 1–9.
Основные термины (генерируются автоматически): функциональное состояние, техническая подготовленность, сердечный ритм, технический прием игры, волейбол, двигательная активность, показатель, система, техническая подготовка, тренировочное занятие.


Ключевые слова

волейбол, вариабельность сердечного ритма, оптимизация функционального состояния

Похожие статьи

Выявление особенностей построения тренировочного процесса у детей 6–7 лет

В данной статье представлены результаты исследования, полученные методом анкетирования тренеров. Нами было выявлено, что тренеры не уделяют в тренировочном процессе должного внимания развитию координационных способностей.

Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением п...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики

В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Идеомоторная тренировка в процессе подготовки юных теннисистов

В статье рассматриваются вопросы применения психологических методов в процессе спортивной подготовки теннисистов 10–12 лет. Приводятся результаты исследования эффективности применения идеомоторной тренировки в тренировочном процессе.

Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме

В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.

Похожие статьи

Выявление особенностей построения тренировочного процесса у детей 6–7 лет

В данной статье представлены результаты исследования, полученные методом анкетирования тренеров. Нами было выявлено, что тренеры не уделяют в тренировочном процессе должного внимания развитию координационных способностей.

Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением п...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики

В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Идеомоторная тренировка в процессе подготовки юных теннисистов

В статье рассматриваются вопросы применения психологических методов в процессе спортивной подготовки теннисистов 10–12 лет. Приводятся результаты исследования эффективности применения идеомоторной тренировки в тренировочном процессе.

Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме

В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.

Задать вопрос