В статье дана характеристика основных видов предпринимательских рисков, с которыми сталкиваются в своей деятельности компании с участием иностранного капитала, осуществляющие внешнеторговую деятельность. На примере компании, российской «дочки» крупной международной производственной компании, занимающейся импортом продукции материнской компании, показаны основные методы управления конкретными видами рисков, выявлена роль финансовой службы в управлении рисками.
Ключевые слова: валютный риск, хеджирование, форвард, валютный СВОП
В условиях постоянно растущих информационных потоков, стремительного развития науки и технологий, глобализации, неожиданных изменений бизнес-среды, управлять современной корпорацией становится все труднее. Меняются формы конкуренции на рынке, растет количество разнообразных рисков.
Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий. На практике компаниями используются такие приемы управления риском как избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.
Управление риском невозможно без участия финансовой службы компании. Основная задача финансиста в этой сфере — найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для каждого проекта компании сочетание риска и дохода.
Рассмотрим специфику управления предпринимательскими рисками на примере российской компании («дочки» международной производственной компании (измерительная аппаратура)), занимающейся импортом сложного технологического оборудования (произведенного материнской компанией), а также проектной, пусконаладочной и сервисной деятельностью по его обслуживанию (далее — Компания). Это достаточно распространенный вид предприятия с иностранными инвестициями в России на сегодняшний день.
Итак, как уже было отмечено, современные предприятия в своей деятельности сталкиваются с большим количеством разнообразных рисков. Если же это предприятие с иностранными инвестициями, занимающееся внешнеторговой деятельностью, то добавляются риски, связанные со спецификой валютных операций.
Рассмотрим основные риски деловой сферы.
Организационный риск. Его основными причинами являются: низкий уровень организации, ошибки планирования, недостатки в системах управления и контроля, недостатки координации работ, неправильная стратегия снабжения, ошибки в подборе и расстановке кадров, недостатки в организации маркетинговой деятельности, неправильный выбор продукции (нет сбыта), неправильный выбор рынка сбыта, нехватка рабочей силы, срывы поставок и т. д.
В рассматриваемой Компании используется процессная структура организации деятельности, что обеспечивает высокий уровень организации, открытость и наглядность протекающих на предприятии процессов, упрощение управления и контроля. См. рис. 1.
Рис. 1. Процессная структура организации управления деятельностью компании
Все процессы чётко описаны, цепочка создания ценности (продукта, результата деятельности) не имеет разрывов и пересечения зон ответственности. Документально это закреплено в Положениях о соответствующих отделах.
Также, в Компании внедряется Стандарт внутренних бизнес-коммуникаций. Целью данного документа является регулирование деятельности по целенаправленному обмену информацией между сотрудниками компании как участниками бизнес-процессов.
Деятельность финансовой службы Компании в данной сфере универсальна, она участвует во всех процессах в качестве советника, координатора и контролера, ее основная задача — избежать финансовых потерь в цепочке создания ценности.
Юридический риск заключается, например, в том, что партнер в соответствии с действующим законодательством может не выполнить свои обязательства. Для минимизации данного вида риска, в Компании была создана специальная служба для проверки контрагентов (в рамках существующих отделов продаж). В настоящее время идет разработка инструкции по проверке поставщиков и заказчиков. Проверка осуществляется в зависимости от степени сотрудничества (разовый поставщик, постоянный покупатель, стратегический партнер).
Перечень документов (копий), подлежащих запросу у российского поставщика, при заключении Компанией крупной сделки (на сумму 1000000 рублей без учета НДС) включает:
- Договор
- Счет на оплату
- Свидетельство о регистрации Поставщика в ЕГРЮЛ
- Свидетельство о постановке Поставщика на налоговый учет (ИНН)
- Выписка из ЕГРЮЛ
- Устав
- Приказ о назначении директора (либо доверенность на лицо, подписывающее договор)
- Баланс на последнюю отчетную дату со штампом налогового органа о принятии
- Отчет о прибылях и убытках со штампом налогового органа
- Налоговая декларация Поставщика по НДС за последний отчетный период со штампом налогового органа о принятии
Организация данной работы приобрела особое значение в связи с участившимися в России случаями привлечения компаний к ответственности налоговыми органами и полицией за непроявление должной осмотрительности при выборе бизнес-партнеров, в особенности поставщиков (работ, услуг).
Страховой риск. Риск предусмотренного условиями страхования события, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах — перестрахование и т. п. Основными причинами являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя, форс-мажор.
Компания использует комплексное страхование (различные виды страхования, пакеты), что снижает общий страховой риск и позволяет минимизировать расходы на страхование. Виды страхования, используемые Компанией:
– страхование имущества;
– страхование от перерыва в коммерческой деятельности;
– страхование гражданской ответственности и ответственности товаропроизводителя (если реализуется продукция материнской компании);
– страхование гражданской ответственности арендатора (компания арендует офисное и складские помещения);
– страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков проектных работ;
– страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков строительных работ.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных Компанией. Причинами являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения и др. Данный риск достаточно сложно управляем, особенно, когда речь идет о внешних причинах, например, о снижении объема реализации вследствие изменения конъюнктуры рынка или других внешних обстоятельств.
Пережить уже не один кризис, Компания смогла за счет всестороннего усиления своей маркетинговой службы, которая занимается изучением рынка, его структуры, особенностей, трендов развития; созданием объемных банков данных по конкурентам и контрагентам; разработкой грамотной маркетинговой политики на основании собранной информации и т. д. Задача финансиста в данном случае заключалась расчете и обосновании необходимости соответствующих затрат перед руководством и собственниками Компании.
Страновой риск связан с интернационализацией предпринимательской деятельности, зависит от политико-экономической стабильности стран — импортеров, экспортеров. Метод управления данным видом риска известен — диверсификация импортных поставщиков. У Компании данный риск не является существенным, так как закупки, главным образом, производятся у материнской компании.
Риск неплатежеспособности — это риск возможности невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Как его разновидность выступает риск несбалансированной ликвидности — фирма может не погасить к сроку свои обязательства.
Риск возможности невыполнения фирмой своих финансовых обязательств зависит от многих факторов: от правильного выбора контрагентов-покупателей, от грамотной юридической работы с ними, от качественной классификации покупателей по размеру, по объему закупок, по отраслям, по регионам и т. д., от продуманной кредитной политики Компании (отсрочка платежа), проводимой отделом продаж. Снижение данного риска, т. е. своевременное получение денежных средств — это плод совместной работы отдела продаж и финансовой службы Компании. Все договоры с покупателями в Компании классифицированы по срокам оплаты с тем, чтобы объемы поступления денежных средств были сбалансированы по времени. Эти параметры соблюдаются и при заключении новых договоров продажи.
В некоторых случаях Компания использует услуги факторинга, но этот инструмент имеет ряд ограничений: во-первых, покупатели не всегда соглашаются на использование такого инструмента, и во-вторых, его применение ограничивается достаточно высокой стоимостью данной услуги.
Валютный риск связан с изменением валютных курсов. Величина валютного риска связана с потерей покупательной способности валюты, поэтому она находится в прямой зависимости от разрыва во времени между сроком заключения сделки и моментом платежа. Курсовые потери у импортера возникают при повышении курса иностранной валюты, т. к. для ее приобретения потребуется затратить больше средств в национальной валюте.
Валютные риски — самые болезненные для компании-импортера. Для их минимизации Компания использует следующие инструменты.
- Использование различных условий договора продажи:
а) 100 % предоплата для разовых (непостоянных) покупателей;
б) договор в валюте, с оплатой по курсу на дату платежа.
- Если клиент настаивает на заключении договора в рублях с отсрочкой платежа, Компания использует внутренний валютный курс для пересчета цен валютного прайс-листа в рубли (устанавливается несколько выше текущего курса ЦБ РФ, ориентиром для его установки является курс по валютному форварду на соответствующий период).
- Страхование валютных рисков (хеджирование) — это метод снижения риска, основанный на повышении определенности финансовой операции путем фиксации ее будущей стоимости и ограничения конечного результата от рыночных колебаний. С его помощью можно нейтрализовать или полностью устранить валютный риск.
Компания в качестве инструмента хеджирования использует форвардные сделки (сделки по обмену одной валюты на другую на определенную дату в будущем по курсу, согласованному между продавцом и покупателем заранее в момент заключения сделки), что позволяет ограничить курсовые риски, дает возможность долгосрочного планирования финансовых потоков (позволяет определить стоимость импорта в национальной валюте задолго до наступления даты платежа), не требует предварительного отвлечения средств (взаимная поставка средств сторонами осуществляется на дату исполнения). Форвардные контракты не стандартизированы и, соответственно, их условия (сумма, валюта, срок) могут быть подобраны под индивидуальные требуемые условия операции.
Компания использует либо поставочные, либо расчетные валютные форварды (поставочный форвард — на дату исполнения стороны обмениваются полными суммами валютных обязательств по сделке, расчетный — на дату исполнения одна из сторон выплачивает другой сумму курсовой разницы).
Пример страхования валютных рисков Компании (сделки заключены в ноябре 2015 года с исполнением в январе — феврале 2016 года) представлен в таблице 1.
Таблица 1
Реестр форвардных сделок Компании сбанком по страхованию валютных рисков по импортным контрактам, январь-февраль 2016 года
Дата сделки |
Курс ЦБ РФ на дату сделки (для справки) EUR |
Вид сделки |
Сумма и валюта, подлежащие получению от банка |
Форвардный курс EUR |
Сумма и валюта, подлежащие уплате банку |
Дата платежа |
Курс ЦБ РФ на дату платежа EUR |
Результат сделки (+/-) |
30.11.15 |
70,3859 |
поставочный форвард |
200 000,00 EUR |
71,45 |
14 290 000,00 RUB |
20.01.16 |
85,2988 |
2 769 760,00 RUB |
30.11.15 |
70,3859 |
поставочный форвард |
200 000,00 EUR |
71,55 |
14 310 000,00 RUB |
27.01.16 |
88,8858 |
3 467 160,00 RUB |
30.11.15 |
70,3859 |
поставочный форвард |
200 000,00 EUR |
71,77 |
14 354 000,00 RUB |
03.02.16 |
84,9719 |
2 640 380,00 RUB |
30.11.15 |
70,3859 |
поставочный форвард |
200 000,00 EUR |
72,00 |
14 400 000,00 RUB |
10.02.16 |
88,0435 |
3 208 700,00 RUB |
ИТОГО: |
12 086 000,00 RUB |
Таким образом, мы видим, как Компании удалось нейтрализовать валютный риск в начале 2016 года: валютный курс евро вырос, валютные обязательства перед иностранными поставщиками в рублевом эквиваленте значительно увеличились (отрицательная курсовая разница), но за счет закрытых с положительным результатом форвардных контрактов удалось свести потери от переоценки валютной задолженности к минимуму.
В редких случаях, но Компании приходится пользоваться заемными ресурсами. Компания имеет возможность кредитования у материнской компании (или у банка, обслуживающего материнскую компанию) за рубежом. Риск невозврата Компанией кредита в иностранной валюте хеджируется с использованием валютного СВОП.
Валютный СВОП — это комбинация двух противоположных конверсионных сделок на одинаковую сумму с разными датами валютирования. Допустим, Компания берет кредит в иностранной валюте с условием возврата через год. Сегодня ей нужны рубли, а через год будет нужно отдавать сумму кредита в иностранной валюте. В данном случае вначале осуществляется сделка по продаже валюты, и одновременно заключается обратная ей форвардная сделка на покупку валюты, но со сроком исполнения через год. Этот СВОП называется «продал/купил» (sell and buy swap).
Имея курс покупки валюты через год, Компания ориентируется на него при осуществлении текущей деятельности в течение года (например, для пересчета валютного прайс-листа в рубли), что дает возможность долгосрочного планирования финансовых потоков.
Итак, нами выявлены и раскрыты актуальные виды предпринимательских рисков, стоящие перед Компанией и ее финансовой службой, с учетом отраслевой специфики компании, а также некоторых особенности ведения бизнеса в России. Рассмотренные приемы и технологии управления рисками, применяемые Компанией, способствуют преодолению угроз ее финансовой устойчивости, а также помогают достойно противостоять вызовам современного рынка.
Литература:
- Круи М., Галэй Д., Марк Р. Основы риск-менеджмента. / науч. Ред. Минасян В. Б. — М.: Юрайт, 2017. — 390 с.
- Теплова Т. В. Эффективный финансовый директор: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Теплова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.
- Дегтярев М. Г. Структура менеджерского мастерства. / Бизнес ключ (деловой журнал) / 2007, № 8. С.6.