Обеспечение соблюдения таможенного транзита как мера административного принуждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 25.03.2017

Статья просмотрена: 790 раз

Библиографическое описание:

Островская, И. В. Обеспечение соблюдения таможенного транзита как мера административного принуждения / И. В. Островская, Ж. Д. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41071/ (дата обращения: 19.12.2024).



Предметом исследования являются меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, научная литература по вопросам административного принуждения, таможенное законодательство Союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле, в котором закреплены основы правового регулирования таможенной процедуры таможенного транзита. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с применением таможенными органами мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. В статье раскрывается сущность таких мер, приводится аргументированная позиция касательно их отнесения к административно-предупредительным мерам принуждения, применяемым таможенными органами.

Ключевые слова: таможенная процедура, таможенный транзит, меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, административное принуждение, административно-предупредительные меры, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение, установление маршрута перевозки товаров, предупредительные меры воздействия

Представляется актуальным рассмотрение теоретического вопроса о мерах обеспечения соблюдения таможенного транзита с точки зрения возможности их отнесения к мерам административного принуждения, применяемым таможенными органами Российской Федерации.

Прежде чем определить, являются ли меры обеспечения соблюдения таможенного транзита мерами административно-правового принуждения, раскроем содержание таможенной процедуры таможенный транзит, самих указанных мер и укажем, что входит в их число.

Таможенный транзит — это таможенная процедура, в соответствии с которой осуществляется перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — Союза), в том числе через территорию государства, не являющегося членом Союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования [1, ст. 215].

В соответствии со статьей 217 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее − ТК ТС) к мерам обеспечения таможенного транзита относятся следующие:

1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 ТК ТС;

2) таможенное сопровождение;

3) установление маршрута перевозки товаров.

Что касается первой указанной меры, то необходимо отметить, что предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется в нижеприведенных случаях:

1) декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор (для включения указанных юридических лиц в реестр таможенных перевозчиков и реестр уполномоченных экономических операторов соответственно необходимо предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на определенную ТК ТС сумму);

2) перемещение товаров осуществляется железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;

3) это установлено международными договорами;

4) перевозка товаров осуществляется под таможенным сопровождением;

5) а также в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов Союза.

Согласно статье 218 ТК ТС таможенное сопровождение — сопровождение транспортных средств, на которых перевозятся товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляемое должностными лицами таможенных органов либо организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита. За таможенное сопровождение взимаются таможенные сборы [2, ст. 234].

Укажем случаи, при которых таможенный орган имеет право принять решение о таможенном сопровождении:

1) определяются на основе системы управления рисками;

2) не представлено либо недостаточно обеспечение уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

3) неоднократное невыполнение перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;

4) неисполнение перевозчиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Если таможенный орган принял решение о таможенном сопровождении, то он обязан организовать его не позднее 24 часов с момента принятия такого решения [1, п. 3 ст. 218].

Необходимо отметить, что при таможенном транзите в качестве мер обеспечения его соблюдения применяется или таможенное сопровождение, или обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров. Одновременно указанные меры применяться не могут, в то время как установление маршрута перевозки товаров может применяться только как дополнительная мера к одной из двух вышеназванных в определенных с помощью системы управления рисками случаях. Устанавливает маршрут перевозки товаров таможенный орган, осуществляющий таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, то есть таможенный орган отправления, на основании сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах. Изменить маршрут перевозки представляется возможным только с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося на пути следования.

Раскрыв сущность мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, считаем необходимым перейти к характеристике правового института мер административного принуждения.

Принуждение наряду с убеждением представляет собой метод государственного управления. Применение принуждения основано на строгой правовой регламентации, нормативном установлении оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия, что является гарантом прав и свобод граждан, интересов общества и государства [3, с. 177].

Административное принуждение в свою очередь, представляет собой особый вид государственного принуждения, необходимый для охраны общественных отношений, которые складываются преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения характеризуются рядом особенностей, которые позволяют говорить о самостоятельности данного правового института [4, с. 86].

Как метод государственного управления таможенным делом административное принуждение реализуется в конкретных связях между участниками таможенных правоотношений, и представляет собой совокупность мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов таможенного права. Такие меры административного принуждения в области таможенного дела имеют свои специфические черты [5, с. 151] и выражаются в непосредственной оперативной деятельности должностных лиц таможенных органов, в фактических актах прямого воздействия на поведение и волю лиц, пересекающих таможенную границу, иных субъектов таможенных правоотношений, например, путем применения различных форм таможенного контроля.

Ниже представлена классификация мер административно-правового принуждения, применяемых в сфере таможенного дела, в зависимости от целевого назначения:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

4) меры административной ответственности;

5) административно-восстановительные меры [5, с. 152].

В теории административного процесса ведутся споры касательно отнесения мер обеспечения соблюдения таможенного транзита к мерам административного принуждения лишь в части их включения в категорию административно-предупредительных мер. При этом следует отметить, что члены научного сообщества сходятся во мнении, что ни к одной из других вышеуказанных групп они не относятся.

Следует отметить, что отличительные черты принудительных мер административного предупреждения детерминированы спецификой объектов, на которые они направлены, основаниями и целями реализации указанных мер, а также присущим им особым характером принудительного воздействия [6, с. 183]. Профессор Б. В. Россинский утверждает, что, несмотря на ярко выраженный профилактический характер, такие меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц [7, с. 589].

По непосредственному назначению и характеру правоограничений профессор Л. Л. Попов выделяет 4 группы названных защитных мер государства:

‒ меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;

‒ меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

‒ меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (принудительное медицинское освидетельствование и проч.);

‒ особая группа мер, которую составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т. д. [3, с. 182].

Согласно приведенной классификации представляется правильным отнесение мер обеспечения соблюдения таможенного транзита к мерам, направленным на предупреждение правонарушений.

В научной литературе высказывается мнение о том, что меры предупреждения необходимо отличать от предупредительных мер воздействия, направленных на предупреждение общественно-опасных ситуаций, не обусловленных непосредственно угрозой нарушения правовых норм [5, с. 153]. Соглашаясь с мнением Гречкиной О. В. в том, что можно выделить две группы мер превентивных государственно-властных действий таможенных органов, направленных на предупреждение возможных противоправных деяний в сфере таможенного регулирования, а именно: меры предупредительного воздействия и административно-предупредительные меры принуждения, считаем, что отнесение таможенного сопровождения, а также обеспечения уплаты таможенных платежей к первой группе мер не является достаточно обоснованным.

Основная цель применения административно-предупредительных мер заключается в предупреждении возможных противоправных деяний и уклонения от выполнения субъектом возложенных на него обязанностей, а также охрана общественной безопасности. Задачей административно-предупредительных мер в сфере таможенного дела является предупреждение, профилактика таможенных правонарушений [8, с. 272]. Нельзя не согласиться с тем, что меры обеспечения соблюдения таможенного транзита применяются должностными лицами таможенных органов с целью предупреждения правонарушений в области таможенного дела и выражаются в профилактическом установлении разного рода запретов и ограничений.

Так, статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставку товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, что подтверждает возможность отнесения такой меры обеспечения соблюдения таможенного транзита как установление маршрута перевозки товаров к мерам административного принуждения.

Однозначно говорить о том, что характерным для мер обеспечения соблюдения таможенного транзита является их добровольная реализация, нельзя. Так, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с рассматриваемой таможенной процедурой является, прежде всего, мерой должного поведения, обязанностью, возложенной на участника таможенных правоотношений. Как было отмечено ранее, за таможенное сопровождение взимаются таможенные сборы, что является дополнительными расходами для перевозчика. В связи с этим справедливо говорить не о добровольной реализации данной меры, а об обеспечении ее выполнения возможностью государственного принуждения. В то же время принятие таможенным органом решения о необходимости таможенного сопровождения всегда сопряжено с имеющимся риском несоблюдения таможенного законодательства, например, если у перевозчика уже имеется неисполненное постановление о привлечении к административной ответственности за невыполнение обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. То есть данная мера применяется таможенными органами, в частности, в связи с ранее совершенным правонарушением.

Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся к мерам административного принуждения, которые применяются таможенными органами во внесудебном порядке, то есть должностные лица в процессе своей деятельности реализуют данные административно-предупредительные меры без обращения в суд. Такие меры предшествуют применению иных мер административного принуждения, например, мер административного пресечения, используемых для пресечения правонарушений в области таможенного дела.

Учитывая вышеизложенное, все три меры обеспечения соблюдения таможенного транзита отвечают основным признакам мер административного принуждения, осуществляются в процессе односторонней реализации таможенными органами властных полномочий, не связаны с совершением правонарушений, а предотвращают их. Избрание таможенным органом той или иной меры ставит перевозчика в положение, в котором у него нет выбора для избрания иного варианта поведения, что, безусловно, позволяет отнести меры обеспечения соблюдения таможенного транзита к административно-принудительным мерам.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 50.Ст. 6615.
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 48. Ст. 6252.
  3. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. 697 с.
  4. Павлова Е. В. Понятие и характерные черты административного принуждения на современном этапе // Наука и практика. 2016. № 3 (68). С. 86–88.
  5. Гречкина О. В. Административная юрисдикция в сфере таможенного регулирования: проблемы теории и практики: монография. М.: Юрлитинформ, 2010. 296 с.
  6. Шубина Е. В. К вопросу об основаниях и порядке применения административно-предупредительных мер правового принуждения // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 182–185.
  7. Россинский Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 4-е изд., пересмотр.и доп. М.: Норма, 2009. 928 с.
  8. Калашникова И. А. Таможенный контроль и система управления рисками как наиболее действенные административно-предупредительные меры, применяемые в сфере таможенного дела // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2006. № 5 (60). С. 272–273.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенный транзит, мера, административное принуждение, таможенное сопровождение, мера обеспечения соблюдения, таможенная процедура, обеспечение уплаты, таможенный орган, перевозка товаров, Российская Федерация.


Ключевые слова

таможенная процедура, таможенный транзит, меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, административное принуждение, административно-предупредительные меры, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение, установление маршрута перевозки товаров, предупредительные меры воздействия

Похожие статьи

Административное приостановление деятельности коммерческой организации как один из инструментов обеспечения безопасности личности, общества, государства

Целью настоящей статьи является исследования механизма регулирования деятельности коммерческих организаций, создающих угрозу безопасности личности, общества и государства, путем применения к ним санкции в виде административного приостановления деятел...

Меры административного пресечения, используемые органами государственного надзора и контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В статье предпринята попытка исследовать виды мер административного пресечения, используемых в области жилищно-коммунального хозяйства разными органами и их должностными лицами. В данном исследовании будут рассматриваться такие вопросы, как определен...

Налоговое правонарушение как основание юридической ответственности

Актуальность понятия юридической ответственности в налоговой сфере обусловлена прежде всего определением самого налога, который является инструментом государственной политики и воздействует на значимые области общественных отношений. Налоговые право...

Злоупотребление и превышение пределов дозволенных прав налогоплательщиками при проведении выездной налоговой проверки

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются проверяющие при проведении налоговых проверок. Проблемы, источниками которых выступают проверяемые налогоплательщики, превышая пределы дозволенных им прав. Указанные действия налогоплательщик...

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

В данной статье рассмотрены актуальные изменения в законодательстве Российской Федерации в области нарушения требований пожарной безопасности, предусматривающие административную ответственность. Дается понимание, что же такое административная ответст...

Анализ положений административного и уголовного законодательства государств-членов Таможенного союза

Данная научная статья направлена на исследование и сравнительный анализ нормативных актов, регламентирующих административные и уголовные правонарушения в странах-участницах Таможенного союза. В ходе исследования была проведена подробная аналитика со...

Деформация личности государственного служащего как причина совершения дисциплинарных проступков на государственной службе

Данная статья посвящена проблеме деформации личности государственного служащего как причине совершения дисциплинарных проступков на государственной службе. На основании анализа личностных качеств государственного служащего, а также генезиса его проти...

Основная терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности на территории Российской Федерации

В настоящей статье представлен обзор основных понятий и терминов, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Терминология, применяемая при осуществл...

Подмена трудовых отношений работника и работодателя правоотношением «самозанятый — заказчик»: некоторые актуальные вопросы правовой квалификации и налоговой реконструкции

В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы, выявленные в ходе выявления ФНС России ситуаций, при которых происходит искусственная подмена трудовых правоотношений между работником и работодателем гражданско-правовыми договорами с...

К вопросу о реализации текущего судебного контроля за законностью и обоснованностью производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности на досудебном этапе уголовного судопроизводства

В статье автор исследует особенности осуществления судебного контроля при производстве следственных действий, которые ограничивают конституционные права и свободы человека. Анализируются мнения ученых относительно института судебного контроля в целом...

Похожие статьи

Административное приостановление деятельности коммерческой организации как один из инструментов обеспечения безопасности личности, общества, государства

Целью настоящей статьи является исследования механизма регулирования деятельности коммерческих организаций, создающих угрозу безопасности личности, общества и государства, путем применения к ним санкции в виде административного приостановления деятел...

Меры административного пресечения, используемые органами государственного надзора и контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В статье предпринята попытка исследовать виды мер административного пресечения, используемых в области жилищно-коммунального хозяйства разными органами и их должностными лицами. В данном исследовании будут рассматриваться такие вопросы, как определен...

Налоговое правонарушение как основание юридической ответственности

Актуальность понятия юридической ответственности в налоговой сфере обусловлена прежде всего определением самого налога, который является инструментом государственной политики и воздействует на значимые области общественных отношений. Налоговые право...

Злоупотребление и превышение пределов дозволенных прав налогоплательщиками при проведении выездной налоговой проверки

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются проверяющие при проведении налоговых проверок. Проблемы, источниками которых выступают проверяемые налогоплательщики, превышая пределы дозволенных им прав. Указанные действия налогоплательщик...

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

В данной статье рассмотрены актуальные изменения в законодательстве Российской Федерации в области нарушения требований пожарной безопасности, предусматривающие административную ответственность. Дается понимание, что же такое административная ответст...

Анализ положений административного и уголовного законодательства государств-членов Таможенного союза

Данная научная статья направлена на исследование и сравнительный анализ нормативных актов, регламентирующих административные и уголовные правонарушения в странах-участницах Таможенного союза. В ходе исследования была проведена подробная аналитика со...

Деформация личности государственного служащего как причина совершения дисциплинарных проступков на государственной службе

Данная статья посвящена проблеме деформации личности государственного служащего как причине совершения дисциплинарных проступков на государственной службе. На основании анализа личностных качеств государственного служащего, а также генезиса его проти...

Основная терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности на территории Российской Федерации

В настоящей статье представлен обзор основных понятий и терминов, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Терминология, применяемая при осуществл...

Подмена трудовых отношений работника и работодателя правоотношением «самозанятый — заказчик»: некоторые актуальные вопросы правовой квалификации и налоговой реконструкции

В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы, выявленные в ходе выявления ФНС России ситуаций, при которых происходит искусственная подмена трудовых правоотношений между работником и работодателем гражданско-правовыми договорами с...

К вопросу о реализации текущего судебного контроля за законностью и обоснованностью производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности на досудебном этапе уголовного судопроизводства

В статье автор исследует особенности осуществления судебного контроля при производстве следственных действий, которые ограничивают конституционные права и свободы человека. Анализируются мнения ученых относительно института судебного контроля в целом...

Задать вопрос