В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, консолидированный бюджет РФ, государственный бюджет Республики Саха (Якутия)
Keywords: tax on personal income, the consolidated budget of Russia, the state budget of the Republic of Sakha (Yakutia)
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. [2]
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.
Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.
Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов.
В бюджеты городских поселений зачисляется налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов. [1]
Таким образом, налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.
По итогам 2016 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов 164,33 млрд. рублей (-2,01 % к 2015 году), из них налоговые доходы — 102,86 млрд. рублей (-4,63 %), неналоговые — 10,47 млрд. рублей (-17,56 %) и безвозмездные поступления — 50,99 млрд. рублей (-22,66 %). По сравнению с 2015 годом наблюдается снижение поступлений по всем основным видам налогов.
Таблица 1
Динамика поступлений налога на доходы физических лиц вРеспублике Саха (Якутия) за 2014–2016гг.
Годы |
НДФЛ, млрд. руб. |
Удельный вес вбюджете РС(Я),% |
2014 |
17,29 |
19 |
2015 |
29,31 |
27 |
2016 |
20,6 |
20 |
За анализируемый период удельный вес налога на доходы физических лиц в 2015 году показывает больший результат.
Таблица 2
Поступление НДФЛ вконсолидированный бюджет РФ ив государственный бюджет РС(Я) за 2014–2016гг., млрд. руб. [3]
Бюджеты |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Абсолютное отклонение (±) |
Относительное отклонение (%) |
||
2015 г.к 2014 г. |
2016 г.к 2015 г. |
2015 г.к 2014 г. |
2016 г.к 2015 г. |
||||
Поступление НДФЛ |
|||||||
Консолидированный бюджет РФ |
2702,6 |
2807,8 |
2592,1 |
+105,2 |
-215,7 |
+3,89 |
-7,68 |
Государственный бюджет РС(Я) |
17,29 |
29,31 |
20,6 |
-12,02 |
-8,71 |
+69,52 |
-29,72 |
Всегоᅜ налоговыеᅜ доходы |
|||||||
Консолидированный бюджетᅜ РФ |
19450,6 |
21153,3 |
20633 |
+1702,7 |
-520,3 |
+8,75 |
-2,46 |
Государственный бюджет РС(Я) |
90,47 |
107,85 |
102,86 |
+17,38 |
-5 |
+19,21 |
-4,63 |
Доля НДФЛ в налоговых доходах, % |
|||||||
Консолидированный бюджет РФ |
13,89 |
13,27 |
12,56 |
-0,62 |
-0,71 |
-4,46 |
-5,35 |
Государственный бюджет РС(Я) |
19,11 |
27,18 |
20,03 |
+8,07 |
-7,15 |
+42,23 |
-26,31 |
Из таблицы 2 видно, что в 2015 г., по сравнению с 2014 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 3,89 %, в государственный бюджет РС(Я) — на 69,52 %, а в 2016 г. снизилось на 7,68 в консолидированный бюджет РФ и на 29,72 % в бюджет РС(Я). Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2015 г. составила в консолидированном бюджете 13,27 %, что на 0,62 % меньше, чем в 2014 г, а в 2016 г. — 12,56 %, что на 0,71 % меньше, чем в 2015 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в бюджет РС(Я) в 2015 г. составила 27,18 %, что на 8,07 % больше, чем в 2014 г., а в 2016 г. — 20,03 %, что на 7,15 % меньше чем в 2015 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет РС(Я) увеличилось в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. Наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации в 2015 г.
Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Во-первых, об этом свидетельствует социально-экономическая направленность политики России. Во-вторых, признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран. В-третьих, Правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения. И если не предпринимать действенных мер, то через некоторое время это приведет к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
- Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Майбуров И. А. — М.: 2011. — 558 с.
- Официальный сайт — Единый портал бюджетной системы Российской Федерации — http://budget.gov.ru/.