Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 1505 раз

Библиографическое описание:

Чучайцева, А. Л. Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) / А. Л. Чучайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 380-381. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41091/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, консолидированный бюджет РФ, государственный бюджет Республики Саха (Якутия)

Keywords: tax on personal income, the consolidated budget of Russia, the state budget of the Republic of Sakha (Yakutia)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. [2]

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.

Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов.

В бюджеты городских поселений зачисляется налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов. [1]

Таким образом, налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.

По итогам 2016 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов 164,33 млрд. рублей (-2,01 % к 2015 году), из них налоговые доходы — 102,86 млрд. рублей (-4,63 %), неналоговые — 10,47 млрд. рублей (-17,56 %) и безвозмездные поступления — 50,99 млрд. рублей (-22,66 %). По сравнению с 2015 годом наблюдается снижение поступлений по всем основным видам налогов.

Таблица 1

Динамика поступлений налога на доходы физических лиц вРеспублике Саха (Якутия) за 2014–2016гг.

Годы

НДФЛ, млрд. руб.

Удельный вес вбюджете РС(Я),%

2014

17,29

19

2015

29,31

27

2016

20,6

20

За анализируемый период удельный вес налога на доходы физических лиц в 2015 году показывает больший результат.

Таблица 2

Поступление НДФЛ вконсолидированный бюджет РФ ив государственный бюджет РС(Я) за 2014–2016гг., млрд. руб. [3]

Бюджеты

2014г.

2015г.

2016г.

Абсолютное отклонение (±)

Относительное отклонение (%)

2015 г.к 2014 г.

2016 г.к 2015 г.

2015 г.к 2014 г.

2016 г.к 2015 г.

Поступление НДФЛ

Консолидированный бюджет РФ

2702,6

2807,8

2592,1

+105,2

-215,7

+3,89

-7,68

Государственный бюджет РС(Я)

17,29

29,31

20,6

-12,02

-8,71

+69,52

-29,72

Всегоᅜ налоговыеᅜ доходы

Консолидированный бюджетᅜ РФ

19450,6

21153,3

20633

+1702,7

-520,3

+8,75

-2,46

Государственный бюджет РС(Я)

90,47

107,85

102,86

+17,38

-5

+19,21

-4,63

Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Консолидированный бюджет РФ

13,89

13,27

12,56

-0,62

-0,71

-4,46

-5,35

Государственный бюджет РС(Я)

19,11

27,18

20,03

+8,07

-7,15

+42,23

-26,31

Из таблицы 2 видно, что в 2015 г., по сравнению с 2014 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 3,89 %, в государственный бюджет РС(Я) — на 69,52 %, а в 2016 г. снизилось на 7,68 в консолидированный бюджет РФ и на 29,72 % в бюджет РС(Я). Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2015 г. составила в консолидированном бюджете 13,27 %, что на 0,62 % меньше, чем в 2014 г, а в 2016 г. — 12,56 %, что на 0,71 % меньше, чем в 2015 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в бюджет РС(Я) в 2015 г. составила 27,18 %, что на 8,07 % больше, чем в 2014 г., а в 2016 г. — 20,03 %, что на 7,15 % меньше чем в 2015 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет РС(Я) увеличилось в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. Наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации в 2015 г.

Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Во-первых, об этом свидетельствует социально-экономическая направленность политики России. Во-вторых, признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран. В-третьих, Правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения. И если не предпринимать действенных мер, то через некоторое время это приведет к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  2. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Майбуров И. А. — М.: 2011. — 558 с.
  3. Официальный сайт — Единый портал бюджетной системы Российской Федерации — http://budget.gov.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный бюджет, консолидированный бюджет РФ, доход, лицо, налог, Якутия, бюджет, государственный бюджет Республики Саха, млрд, Российская Федерация.


Ключевые слова

налог на доходы физических лиц, консолидированный бюджет РФ, государственный бюджет Республики Саха (Якутия)

Похожие статьи

Перспективы трансформации налога на доходы физических лиц в контексте снижения закредитованности населения

В статье представлены результаты анализа поступлений НДФЛ как доли в совокупных и налоговых и неналоговых доходах бюджетов регионов Сибирского федерального округа и консолидированного бюджета субъектов РФ. Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в кон...

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Российской Федерации

В статье рассмотрены роль и значение косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации. Авторами проведен сравнительный анализ поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ.

Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов

В данной статье будут рассмотрены трудности составления бюджета субъектов РФ в связи с начислением налога на доходы физических лиц. Предлагаются пути, улучшающие механизм начисления и уплаты НДФЛ.

Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов и сборов в Российской Федерации

В статье рассмотрены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за последние 13 лет. На основании представленной динамики проведен корреляционно-регрессионный анализ и выявлены факторные признаки...

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011–2013 гг.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии)

В статье рассматривается исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ.

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда на основе бюджетных коэффициентов, дается интерпретация полученным расчетам, также указываются основные причины сложившихся тенденций и дается общая характеристика исполнения дох...

Похожие статьи

Перспективы трансформации налога на доходы физических лиц в контексте снижения закредитованности населения

В статье представлены результаты анализа поступлений НДФЛ как доли в совокупных и налоговых и неналоговых доходах бюджетов регионов Сибирского федерального округа и консолидированного бюджета субъектов РФ. Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в кон...

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Российской Федерации

В статье рассмотрены роль и значение косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации. Авторами проведен сравнительный анализ поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ.

Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов

В данной статье будут рассмотрены трудности составления бюджета субъектов РФ в связи с начислением налога на доходы физических лиц. Предлагаются пути, улучшающие механизм начисления и уплаты НДФЛ.

Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов и сборов в Российской Федерации

В статье рассмотрены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за последние 13 лет. На основании представленной динамики проведен корреляционно-регрессионный анализ и выявлены факторные признаки...

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011–2013 гг.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии)

В статье рассматривается исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ.

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда на основе бюджетных коэффициентов, дается интерпретация полученным расчетам, также указываются основные причины сложившихся тенденций и дается общая характеристика исполнения дох...

Задать вопрос