В статье рассматривается один из подходов к оценке современных психолого-педагогических условий образовательной среды вуза, который дает возможность реализации и совершенствования инновационного образования, способствующего успешному обучению студентов.
Ключевые слова: успешность обучения, успешность студента, успешность изучения
Keywords: success of learning, student success, success of studying
Формирование непротиворечивой инновационной образовательной среды ставит динамическую задачу перед преподавателями и психологами, которые включены в процесс формирования психолого-педагогических условий успешного обучения. Эта задача связана с тем, что мы всегда находимся в движении и изменяемся в каждую секунду времени. В период инноваций изменяется мыслительный процесс человека. Но тут есть одна большая проблема — проблема времени. Мозговая активность одних людей достаточно быстро смогла избавиться от привычных, ригидных форм мышления и быстро адаптируется к новой системе, но другой части людей дается это очень болезненно. Современный темп инновационных нововведений не учитывает индивидуальных особенностей людей, заставляя всех «бежать» в ускоренном темпе. Но не все люди оказываются готовыми к этому [6].
В этом контексте все шире в образовательной среде используются термины «человеческий потенциал», «творческий потенциал», «инновационный потенциал», «инновационная готовность», разрабатываются показатели их оценки и производятся сравнения различных субъектов инновационной деятельности. В психолого-педагогическом контексте исследователи рассматривают готовность преподавателей к инновационным изменениям (Г. А. Виноградова, И. Б. Авакян) [2]. Однако, эта активно развертывающаяся практика социологического и психолого-педагогического мониторинга инновационной образовательной среды с выделением в качестве главного компонента ее анализа субъектов инноваций разного уровня (личности, организации, страны) пока еще не обеспечена четким научным фундаментом.
Для создания проекта современных психолого-педагогических условий инновационного образования такой фундамент необходим, именно его отсутствие ведет к подмене системных преобразований в сфере образовательных технологий при успешном обучении частными фрагментарными инновациями. При этом количество инноваций и величина затраченных на них средств, принципиально не влияют на качество подготовки выпускника и успешность его обучения (А. Н. Орлов) [5].
Понятие «инновационное мышление» не имеет еще точного и устоявшегося содержания в науке, не разработаны методы его оценки и диагностики, но термин все шире и все менее однозначно применяется в сфере высшего образования, и в некоторых исследованиях рассматривается как фактор успешного обучения. В его содержании отражается исследовательская традиция, но, к сожалению, не добавляется новизна — в нем видятся те же особенности, которые традиционно связывались с креативностью и индивидуальными различиями в творческом мышлении, проявлялись в решении нечетко поставленных («открытых») проблем, работе в ситуациях с высокой степенью неопределенности.
Таким образом, стоит отметить, что инновационное мышление задает новый способ компетентностного подхода в образовании. Происходит смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность», определяющую новые стандарты образовательной среды, что позволяет решать проблему, типичную для российского образования, когда обучающиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций [3]. Такой подход дает новое представление об успешности обучения в современной образовательной среде.
Существующую современную образовательную среду в этом контексте можно охарактеризовать следующим образом: она имеет инновационную инфраструктуру, инновационно-ориентированные педагогические кадры, инновационные сервисы организации учебного процесса, стажировочные и инновационные площадки на базе организаций партнеров, инновационные проекты, реализуемые преподавателями и студентами вуза (Н. В. Алтыникова) [2].
Серьезной задачей современного образования в этой связи становиться вопрос оценки пспихолого-педагогических условий, оказывающих влияние на успешность обучения, какими критериями и показателями необходимо оценивать, что раскрывает важность теоретических и практических разработок данного вопроса. Так, А. М. Новиков и Д. А. Новиков предлагают 20 возможных вариантов отношений оценки условий (на рисунке процесс оценки обозначен дугой со стрелкой, идущей от субъекта оценки к объекту оценки) и 5 вариантов отношений внешней оценки системы образования (Рис. 1) [4].
Рис. 1. Субъекты, объекты и процесс оценки образования (А. М. Новиков и Д. А. Новиков)
Мы опишем только те связи, которые затрагивают проблематику нашего исследования.
Самооценка студентов (1) и обучающих (6). Данный вопрос в современном образовании поднимается редко, хотя является неотъемлемым элементом рефлексии и самоанализа. Мы не можем говорить о развитии навыков самообучения и саморазвития, когда мы не имеем инструментария для того, чтобы производить эту самооценку, а не опираться на оценивание преподавателями или организациями.
Внутренний мониторинг качества (3, 4, 8). На сегодняшний день во многих вузах проходит внутренняя оценка и анализ качества образования. Однако, глубокого мониторинга качества собственно психолого-педагогических условий, влияющих на успешность обучения студентов, не проводят, и это требует научно-практических исследований в данной области.
Оценки индивидуальных достижений студентов (пп. 10, 15, 17) только начинают использоваться в виде государственной итоговой аттестации, промежуточной и текущей аттестации студентов, анализ ее динамики. Тем не менее, это требует дальнейшего изучения.
Таким образом, основываясь на анализе оценки образования А. М. Новикова и Д. А. Новикова, можно отметить, что структура оценки современных условий образовательной среды дает возможность реализации и совершенствования инновационного образования, способствующего успешному обучению студентов, обеспечивает внедрение инновационных образовательных технологий, создает открытое информационное образовательное пространство, обеспечивает обучающихся и преподавателей удобными образовательными сервисами для организации процесса обучения.
Литература:
- Алтыникова, Н. В. Инновационная образовательная среда современного педагогического вуза: на примере новосибирского государственного педагогического университета / Н. В. Алтышникова / / Вестник педагогических инноваций. — 2014. — № 2 (34). — С. 5–14.
- Виноградова, Г. А. Готовность педагогов к инновационным изменениям и социально-психологический климат в педагогическом коллективе среднего специального учреждения / Г. А. Виноградова, И. Б. Авакян / / Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 5. — С. 214–219.
- Николаева, А.А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентичностей личности / Вестник практической психологии образования. — 2011. — № 4. — С. 67.
- Новиков, А. М. Как оценивать качество образования [Электронный ресурс] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков / Сайт академика РАО Новикова А. М. — Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm. — (Дата обращения: 07.08.2016).
- Орлов, А. Н. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов и аспирантов в современных социокультурных условиях / А. Н. Орлов, Г. А. Калачёв, Л. Г. Куликова / / Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект: коллективная монография: в 2 т.: Т. 2./ под общ. ред. С. Н. Бабурина, Ю. Н. Клещевского. — М., 2010. — С. 248–252.
- Фролова, Н.А Социальная активность современной российской молодежи: монография / Н. А. Фролова, А. А. Николаева; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. технический ун-т». Орел. — 2010. –С. 125.