Причины ликвидаций сталинской тоталитарной системой интеллигенций, элиты в СССР и ее последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Ибраев, Г. М. Причины ликвидаций сталинской тоталитарной системой интеллигенций, элиты в СССР и ее последствия / Г. М. Ибраев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12.1 (146.1). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41701/ (дата обращения: 16.11.2024).



С высоты нашего времени трудно себе представить, зачем понадобились массовые чистки среди интеллигенций, управленческой элиты страны, проведенной перед самым началом Второй мировой войной? Однако, как бывает обычно. Во всем есть своя логика. Кроме решения политических задач, вроде искоренения всякого рода инакомыслия во всех слоях общества в том числе среди интеллигенций, решалась попутно организационная задача в части дальнейшего укрепления тоталитарной власти. Понятно, что любой общественно-экономической системе нужна организация, обеспечивающая стабильность власти, конечно советская система в своей практике тоже не являлось исключением. Конечно тоталитаризм как системы власти объективно и не без основании видел главную опасность своего существования, наличие и развитие не подконтрольных ей образованно – мыслящей части общества, и прежде всего элиты имеющие свои взгляды ан решение текущих проблем общества и ее развития на перспективу. С целью сохранения и укрепления своей власти Сталинизм своей центральной задачей поставил – задачу недопущения формирования оппозиционно настроенной воспроизводства элиты, которая была в состоянии организовать общество на борьбу с Режимом[1].

Большевики создали как они себе представляли одну большую корпорацию в котором будет создана справедливая, по их мнению, система общества. Об этом прямо писал Ленин в своей работе «Государство и революция». К великому сожалению, для Системы основоположник марксизма не оставил никаких практических советов о том, как и каким образом должна быть построена государство рабочих и крестьян, и уж тем более Маркс не мог предположить того, что его идеи найдут благодатную почву и будут воплощены в России. И большевикам пришедшим к власти на волне народного недовольства в октябре 1917г пришлось импровизировать на ходу. Большевики конечно в силу определенных благоприятных им исторических обстоятельств смогли взять власть в стране, а вот на вопрос как ее удержать, всегда оставался открытым [2].

На первоначальном этапе все вроде бы ясно было как поступить с элитой общества того периода. Старая дореволюционная элита должна была либо подчиниться Системе, либо должна была покинуть страну. Та оставшаяся часть элиты имевшая определенное влияние вела в обществе в дискуссию по вопросу будущего развития страны. И тогда большевики решили вышеуказанную проблему просто. Ввиду того, что старую, по их мнению, интеллигенцию невозможно было перетянуть на свою сторону, они выслали из страны целую группу в несколько сот великих людей страны. Впоследствии высланная часть интеллигенции ее представители такие ученые с мировым именем как социолог Питирим Сорокин, экономист Леонтьев обогатили науку и культуру западных стран, но не свою страну. До классических форм репрессий пока не доходило, пока Система, не укрепив свою власть, ограничилась пока этой мерой, шаг с ее стороны был не типичным [3].

В итоге была сформирована впечатляющая по своей эффективности и мощи государственная система Власти. Она смогла решить поставленные перед собой грандиозные задачи – выиграть войну, освоить целину, послать человека космос, казалось она выдержала проверку временем, но у нее была своя «ахиллесова пята» т.е. слабое место - общество. Оно просто не выдержало постоянного напряжения. Эти процессы, разрушающие общество, явились одним из тяжелых последствий ликвидации Сталинизмом национальных элит на пространствах бывшего СССР [4].

Существует аксиома того, что любая общественно-экономическая система, если она хочет нормального без кризисного развития общества, она обязана уметь оптимально проводить механизм своего обновления. И в решении этой проблемы как известно может успешно выполнить - интеллектуальная элита, которая по логике создает благоприятные условия для формирования управленческой элиты и ее способности в решении меркантильных политических задач т.е. выполнять функцию сохранения и ее нормального безболезненного развития. В советской системе оптимальный баланс гармоничного обновления, способного вести общество вперед баланс был нарушен. В тоталитарном обществе, ее управленческая Система, была подчинена единой цели, и конечно же в том числе и люди. Только в такой системе тоталитарной власти, когда все буквальном смысле все контролировалась, при которой человек становился безликим винтиком огромного механизма власти, только в таких благоприятных условиях она могла функционировать [4].

Позднее 70-80 годы ХХ века Система власти стала испытывать трудности с дальнейшим определением целей своего развития, к тому положение усугублялось тем, что ее возможности и эффективность резко снизились вследствие достигших огромных размеров в обществе, коррупции и взяточничества, что в свою очередь объективно ослабляла власть, нарастанию кризисных тенденции в ее развитии и она продолжала функционировать по инерции. Советская система по инерции продолжала существовать некоторое время нерационально используя доставшиеся ресурсы бывшего Союза. Выходом из создавшегося безвыходной кризисной ситуаций и явилась горбачевская перестройка. Горбачев пытался привести в соответствие систему функционирования элиты в стране, способной преодолеть системный кризис, мешавшему дальнейшему развитию общества. Но к сожалению эта попытка оказалась неудачной из-за ее слабой ее подготовленности, так как система не смогла функционировать в новых сложившихся условиях и не смогла сохранить свою власть [5].

Литература:

  1. Документы свидетельствуют 1927-1929-1932. // Сос. Данилов С. и др. – Москва: Политическая литература, 1989.
  2. Канун и начало войны: документы и материалы. // Составитель Киршнер Л.А. – Лениздат, 1991.
  3. Джилас М. Лицо тоталитаризма. – Москва: Новости, 1992.
  4. Акимбеков С. Прерванный полет // Континент. – 2003. - № 5.
  5. Тростников В. Тайный смысл репрессии // Аргументы и факты. – 2007. - № 28.
Основные термины (генерируются автоматически): советская система, власть, общественно-экономическая система, общество, система, Система власти, тоталитарная власть.


Похожие статьи

О репрессивной политике тоталитарной системы в области культуры в 30–40 годы XX века и ее последствия

Становление советского государственного аппарата и формирование советской бюрократии первых послереволюционных лет (1917-1920гг.)

Пути становления новой социальной политики Российской Федерации после ввода санкций и её оценки

Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их решения

Причины демографического кризиса в России и пути его преодоления

Меры, методы и их влияние в антикоррупционной политике России и общественных отношениях

Формирование тоталитарного политического режима и развитие общества с конца 1920-го по 1950-й годы

Неформальные молодежные движения в СССР в период перестройки

Риски формирования сознания личности как субъекта рыночной экономики на постсоветском пространстве

Проблемы развития культуры в современной России, ее исторические вехи

Похожие статьи

О репрессивной политике тоталитарной системы в области культуры в 30–40 годы XX века и ее последствия

Становление советского государственного аппарата и формирование советской бюрократии первых послереволюционных лет (1917-1920гг.)

Пути становления новой социальной политики Российской Федерации после ввода санкций и её оценки

Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их решения

Причины демографического кризиса в России и пути его преодоления

Меры, методы и их влияние в антикоррупционной политике России и общественных отношениях

Формирование тоталитарного политического режима и развитие общества с конца 1920-го по 1950-й годы

Неформальные молодежные движения в СССР в период перестройки

Риски формирования сознания личности как субъекта рыночной экономики на постсоветском пространстве

Проблемы развития культуры в современной России, ее исторические вехи

Задать вопрос