В годы независимости нашей республики произошли радикальные социально-экономические преобразования. Изменились фундаментальные принципы хозяйственной деятельности, поистине революционным образом преобразованы отношения собственности, реформированы структуры и функции системы управления экономикой, возникли принципиально новые направления экономической деятельности. Рыночные реформы заставляют коренным образом пересматривать представления об основах организации деятельности предприятии автомобильного транспорта, учитывая их специфическую роль как связующих звеньев между сферами производства и потребления.
Автомобильный транспорт не только изменяется сам по себе в результате структурных преобразовании внутри отрасли, но также испытывает сильное дополнительное влияние со стороны формирующихся и развивающихся товарных рынков, деятельность которых он обеспечивает. В развитии экономики города Кызылорды также важную роль играет автомобильный транспорт, так как он, во-первых, развивается более высокими темпами, чем другие отрасли хозяйства, во-вторых, является одной из трудоемких подотраслей хозяйства, в-третьих, потребляет наибольшее количество энергических ресурсов, в четвертых, является фондоемким и капиталоемким.
В условиях города Кызылорды автомобильный транспорт способен оперативно осуществлять большие задачи в обеспечении автомобильными перевозками пассажиров. Он оказывает серьезное влияние на структуру экономики, культуру, здоровье людей, их физическое развитие, а также на архитектуру и планировку города.
В последние годы появились множество предприятия автомобильного транспорта для перевозки пассажиров.
Внутригородскими перевозками пассажиров занимаются пять автотранспортных предприятии, имеющих около 700 автобусов малой и средней вместимости, в основном китайского производства. Перевозками пассажиров занимаются еще частные перевозчики на «Газелях» и на легковых автомобилях.
По санитарно-техническим нормам в городах с населением более 200 тыс. человек на внутри городских маршрутах должны курсировать автобусы большой и особо большой вместимости.
С развитием экономики и увеличением количества транспорта меняется архитектура и планировка города. В связи с этим разрушилась сеть автобусных маршрутов, не стало остановок для пассажиров. Это позволяет водителям автобусов останавливаться по требованию пассажиров где этого не разрешают правила дорожного движения.
Существуют такие понятия как потребное количество автобусов, интервал движения на маршруте, которые определяются по формулам [1]:
, автобусов; (1)
И=,мин; (2)
где, - количество автобусов на маршруте,
И -интервал движения
- время оборота на маршруте.
Эти показатели не соблюдаются перевозчиками, в результате чего наблюдается физический и морально-психологический дискомфорт для пассажиров и износ, и выход из строя для автобусов.
Автотранспорт, который осуществляет перевозки пассажиров, играет особую роль в транспортном комплексе страны. Это значит, что потребности населения удовлетворяются своевременно с помощью качественного обслуживания и исправного транспорта. Основной принцип организации пассажирских транспортировок автотранспортом отражаются в нормах Министерства, которые должны выполняться всеми работниками, которые связаны с автоперевозками.
При соблюдении правил будет удовлетворено потребности граждан и обеспечено культуру обслуживания и безопасности. Для этого должны быть продуманы маршруты, устанавливается требование к производительности персонала транспортной компании. Есть несколько направлений при реализации правил организации пассажироперевозок:
- должна изучаться плотность пассажирского потока; разрабатываются на основе полученного исследования рационального маршрута (если есть необходимость,
- открываются новые маршруты или изменяются действующие); определяются скоростные нормы движения транспортных средств; выбирается оптимальная форма организации работы водителя;
- составляется график движения, который координируется с иным видом транспорта;
- разрабатывается план развития городских, пригородных и междугородных автоперевозок.
Должна анализироваться ситуация на рынке перевозок пассажиров, перенаправляются низкорентабельные маршруты, ликвидируются убыточные и выявляются потребности граждан. При этом учитывается, открыты ли новые компании, есть ли новый жилой район и т. д. Требования к автомобилистам — у них должны быть определенные знания, ими должен соблюдаться нормативы пассажироперевозок и багажа, правила безопасности при движении.
Также городская администрация при городских автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении должна работать в таких направлениях, как:
- изучение спроса населения на автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении;
- установление числа и места остановочных пунктов маршрутов перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
- внесение изменении в расписание или интервалы движения автобусов по согласованию с автомобильным перевозчиком, выполняющим перевозки пассажиров по маршруту в регулярном сообщении;
- контролирование выполнения автомобильными перевозчиками условий договора об организации перевозок пассажиров в регулярном сообщении, в том числе с использованием аппаратуры спутниковой навигации, установленной в автобусах, применяемых при выполнении таких перевозок;
- управление движением автобусов по маршрутам;
- расторжение в одностороннем порядке с автомобильным перевозчиком договор об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в соответствии с условиями этого договора, а также при грубых нарушениях перевозчиком законодательства о лицензировании или установленных лицензионных требований и условий осуществления лицензируемой деятельности.
При соблюдении вышесказанных правил и требовании можно добиться высоких результатов при оказании услуг пассажирам во внутри городских автобусных маршрутах.
Литература:
- Блатнов М. Д. Пассажирские автомобильные перевозки. — М.: Транспорт, 1989. — 222 с.