Режиссура художественно-массовых мероприятий с использованием народных традиций и фольклора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 1502 раза

Библиографическое описание:

Жамбулова, Ляззат. Режиссура художественно-массовых мероприятий с использованием народных традиций и фольклора / Ляззат Жамбулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 657-660. — URL: https://moluch.ru/archive/147/36609/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сфера организации досуга призвана удовлетворять духовные потребности различных категорий населения, обеспечивать необходимые возможности для самодеятельного художественного творчества, развивать способности, формировать здоровые потребности и высокие эстетические вкусы. Для этого необходимо совершенствовать содержание и методы работы культурно-досуговых учреждений.

Ценности традиционной народной культуры, в том числе и фольклор, относятся к богатствам духовной культуры каждого народа, поэтому в задачи культурно-досуговых учреждений входит приобщение к художественным традициям народной культуры. Именно учреждения культуры ответственны за приобщение различных категорий населения к духовным ценностям в сфере свободного времени. Причем речь должна идти не о пассивном приобщении к этим ценностям, а о вовлечении людей в активную социально-культурную деятельность, чтобы превратить сферу досуга в фактор стимулирования инициативы и самодеятельности масс. Достижению этой цели во многом может способствовать обращение к традиционному народному творчеству в деятельности культурно-досуговых учреждений, поскольку оно зарождалось и функционировало в рамках старого жизненного уклада в условиях непосредственных живых контактов людей, в процессе их общения. А наиболее благоприятные условия для общения создаются в сфере свободного времени, на досуге.

Если сопоставить общественные функции культурно-досуговой работы и традиционного народного творчества, то можно заметить, что они во многом совпадают, что может говорить о пользе их совмещения. В самом деле, полифункциональность традиционного народного творчества, особенно фольклора, являвшегося в прежние времена главным средством воспитания, во многих аспектах соответствует полифункциональности культурно-досуговой работы как социального института. [1.109] Одной из основных функций культурно-досуговой работы является просвнтительная. Фольклор тоже с давних времен выполнял функцию передачи знаний, способствуя социализации индивида той или иной социальной общности. Недаром, перевод термина «фольклор» означает — народная мудрость, народное знание. В настоящее время эта функция фольклора подверглась ослаблению и переосмыслению, но, тем не менее, он сохранил свое познавательное значение как педагогическая, нравственная и эстетическая ценность. Культурно-досуговые учреждения выполняют и функцию общения широких масс, организуя его на основе общих интересов. В плане организации общения и формирования общественного мнения между культурно-досуговой работой и фольклором есть много общего, так как коммуникативная функция фольклора является одной из основных, поскольку соучастие в исполнении фольклорных произведений связано с непосредственным межличностным и коллективным общением. Поскольку функциональные нагрузки культурно-досуговой работы и фольклора во многом совпадают, то их взаимодействие принесет большую эффективность воспитательной работе в условиях свободного времени, а также освоению и развитию традиционного народного творчества, интерес к которому в настоящее время находится на подъеме. Все, сказанное выше относится к деятельности различных культурно-досуговых учреждений, в том числе и клубов. Эффективность использования традиционного народного творчества в культурно-досуговой работе может быть объяснена рядом причин. Во-первых, это понятность и доступность произведений фольклора, поскольку познавательный процесс идет как бы уже проторенными путями, так как многие произведения уже знакомы слушателям, а услышанное старое доставляет истинное удовольствие от того, что оно известно, находится постоянно в памяти слушателя, проверяется им и закрепляется. [2.89] Во-вторых, восприятие произведений фольклора обязательно предполагает момент соучастия. Эстетическое сопереживание возникает и от узнавания действительности и от того, что слушателю приходится домысливать услышанное. Зачастую такое домысливание происходит вслух, подхватывается всей аудиторией, если находит одобрение. И эта возможность слушателю и самому раскрыться, самому актуализироваться составляет существенную сторону восприятия произведения фольклора: в известной мере и самому «прозвучать», а не только лишь воспринимать услышанное от исполнителя.

В-третьих, немаловажную роль играет и то, что в большинстве случаев произведения фольклора звучат в праздничной обстановке, с преобладанием торжественно-эмоционального настроя, способствующего лучшему восприятию и усвоению полученной эстетически значимой воспитательной информации. Именно наполненность народных праздников фольклорными произведениями разных жанров, обрядами и ритуалами, играми и забавами превращает их в незаменимое средство комплексного воспитательного воздействия на молодое поколение.

В-четвертых, фольклор как искусство широких народных масс наиболее полно удовлетворяет потребность людей в художественно-творческом осмыслении окружающей действительности, а также реализует потребность в социальной активности.

Современные культурно-досуговые учреждения могут вести работу по использованию народных традиций и фольклора в своей воспитательной деятельности в нескольких направлениях.

  1. Культурно-досуговые учреждения должны ориентировать людей, особенно молодежь, на усвоение духовных ценностей, содержащихся в народном художественном творчестве, для чего нужно как можно шире использовать его в художественно-массовой работе.
  2. Культурно-досуговые учреждения призваны способствовать поиску, собиранию, сохранению и изучению произведений традиционного народного творчества, для чего необходимо организовывать поисково-исследовательские объединения этнографов, любителей народного декоративно-прикладного искусства, любителей фольклора, краеведов, любителей истории.
  3. Работники культурно-досуговых учреждений должны выступать организаторами непосредственного художественного творчества в традиционных фольклорных формах, что возможно в рамках коллективов художественной самодеятельности, использующих фольклор и народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство в своей работе.

В числе форм работы культурно-досуговых учреждений по использованию народных традиций и фольклора можно назвать такие, как фольклорно-этнографические концерты, смотры-конкурсы фольклорных коллективов, фольклорные фестивали, конкурсы семейных ансамблей, смотры-конкурсы исполнителей фольклорных произведений: акынов, макомистов, частушечников, гармонистов, домбристов, балалаечников, бандуристов, сказителей, жырши, оленши и других.

Большое распространение в последнее время получили праздники, организуемые на традиционной народной основе. Чаще всего это календарные праздники, связанные с временами года и приуроченные к определенному циклу сельскохозяйственных работ. К ним относятся празднование Нового года («Коляда», «Овсень»), «Проводы зимы» (на основе масленичных обрядов), «Праздник русской березки» (на основе троицких и семицких обрядов), «Наурыз» (встреча весны в период весеннего равноденствия), «Праздник Нептуна», «Купалье» (на основе обрядов в день Ивана Купалы», «Праздник урожая» (на основе жнивных и осенних обрядов). (См.: Паршин Ю. М. Народный календарный обрядово-праздничный цикл как средство развития социокультурной активности населения по месту жительства. Культурно-досуговая работа по пропаганде народных традиций и фольклора ведется не только в клубных учреждениях, но и в народных, художественных, краеведческих, исторических, этнографических музеях, музеях народного быта, музеях деревянного зодчества, в парках культуры и отдыха, где чаще всего проводятся народные праздники и гуляния, в программе которых широко представлены народные песни, танцы, игры, национальные виды спорта, аттракционы и т. п.

Особое место в проведении массовых мероприятий занимает использование народных традиций и фольклора, являющихся духовным богатством, выработанным старшими поколениями, передающим исторический опыт и культурное наследие в художественно-образной форме. В современных условиях, отличающихся большим влиянием на сознание и мысли людей средств массовой коммуникации, народные традиции и фольклор не исчезли, а, приспособившись к новым реалиям, продолжают жить, становясь неотъемлемым компонентом нашего образа жизни.

Обращение к фольклору в современных праздниках и обрядах — это своего рода фольклоризм, хотя и имеющий глубокие генетические корни в жизни народа. Российский исследователь В. Е. Гусев отмечает, что фольклоризм — это «сложный, противоречивый процесс освоения фольклора в различных сферах культуры современного общества». В условиях современности фольклоризм оказывает положительное влияние на фольклор, так как способствует его сохранению и развитию, приобщению к народным традициям молодого поколения, становлению и развитию многих жанров национального профессионального музыкального искусства.

Фольклор на фестивалях и праздниках из основных направлений, выделенных И. Земцовским, в настоящее время получил большое распространение. Праздники всегда были комплексным средством воспитания в народной педагогике, потому что способствовали организации общения людей разных поколений, передаче социального опыта на основе эстетических и нравственных идеалов и традиций народа-труженика.

Художественный тип фольклоризма предполагает адаптацию и трансформацию в современном празднике традиционных художественно-изобразительных и художественно-выразительных средств игрового фольклора. Виды художественного фольклоризма дополняют друг друга, так как отражают специфику идейно-художественного решения структурных элементов праздника. К видам художественного фольклоризма относятся: 1) структурный наличие «общих мест» — постоянных образов, сюжетов, поэтических формул и приемов; соблюдение народного речевого этикета и понимание игры как особой знаковой системы, у которой бывают две формы выражения: перевоплощение и действие); 2) этноколористический (трансформация традиционного национального декора, костюма, изобразительной символики в зависимости от целей и эстетики праздника); 3) исполнительско-ходовой (здесь фольклорно-игровые традиции выступают как основа «сценарного хода» праздника, как особый способ организации праздничного времени и пространства; сюда же следует отнести и особую стилистику актерского поведения, речи «героев», общей «игры», как раз делающей естественным появление «скоморохов» на современном празднике и т. п.). [3.45]

К педагогическому типу фольклоризма относятся важнейшие воспитательные принципы народной педагогики, используемые в проведении современного праздника (принципы целесообразности, комплексного подхода, преемственности, доступности, опоры на положительный пример), а также неписаные народные этические нормы и правила поведения на празднике, а именно: обязательность общения, участие в коллективной деятельности; признание и активная поддержка игрового начала праздника; подчинение запрещающим и обязывающим моментам, регламентирующим общение; единоначалие и почитание старших; уважение к женщине и забота о детях и т. п. Все эти принципы реализуются в празднике посредством фольклорно-игровых традиций, функциональная роль которых образует соответствующие виды педагогического фольклоризма. К ним относятся следующие: 1) зрелищно-игровой фольклоризм, который связан с функциями, наиболее ярко выражающими идею массового праздника и обряда: включение их участников посредством традиционных игр в активную деятельность; в ролевой характер общения, в определенную систему игр; сюда же относится стимулирование массовой импровизации как высшей формы освоения традиции; «ролевая игра» немыслима без ряженья и костюмировки; 2) хронотопный вид фольклоризма объединяет фольклорно-игровые традиции по их месту и роли в организации праздника; ими определяется трехмерность праздника — предпразднество, празднество и послепразднество; они же требуют традиционализации места и времени проведения праздника, его эпицентра, то есть особого способа организации праздничного времени и пространства, служащего цели активизации участников торжества, приведение их в состояние целенаправленной и организованной импровизации.)см: [4.]

Литература:

  1. Ариарский М. А. Основные направления перестройки и повышения эффективности культурно-просветительной работы.//Организационно-педагогические основы перестройки культурно-просветительной работы.- Л., 1988.- С. 14–15.
  2. Шулунова Л. И. Этнография и фольклор.- СПб.-Чимкент, 1992.
  3. Гусев В. Е. Фольклор и социалистическая культура. // Современность и фольклор.- М., 1977.- С. 10.
  4. Лазарева Л. Н. Фольклорно-игровые традиции как основа совершенствования массовой культпросветработы (на примере массового праздника). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Л., 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): традиционное народное творчество, фольклор, учреждение, праздник, работа, традиция, время, молодое поколение, различная категория населения, свободное время.


Похожие статьи

Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе

Воспитательная эффективность освоения народных традиций и фольклора в художественно-массовой работе

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой работе

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Похожие статьи

Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе

Воспитательная эффективность освоения народных традиций и фольклора в художественно-массовой работе

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой работе

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Задать вопрос