Keywords: innovation, technology, dynamics, law, plans, programs, tendency, prognosis, priority, methods, scientific research
Для активизации инновационной деятельности в системе образования давно назрела необходимость создания отраслевой инновационной системы со своей спецификой, своим набором приоритетов и механизмов их реализации. Она должна стать неотъемлемой частью национальной инновационной системы.
В нашем понимании инновационная система в системе образования представляет собой совокупность взаимосвязанных научно-исследовательских и образовательных организаций (вуз, факультет, кафедра), организаций инфраструктуры, осуществляющих законченный комплекс работ в рамках инновационного цикла «выявление или формирование спроса на новую образовательную продукцию (услугу) — разработка научно-технической продукции — внедрение (использование) результатов научной и (или) научно-технической деятельности в образовательную практику».
Основными элементами инновационной системы должны быть: среднесрочное и долгосрочное прогнозирование научно-технологического и инновационного развития образования с учетом прогнозов развития технологически сопряженных отраслей экономики; формирование перечня инновационных приоритетов в образовании; развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение и распространение научно-технических достижений вузов и академических институтов; формирование организационно-экономического механизма реализации приоритетов инновационного развития образования (республиканские и отраслевые целевые инновационные программы, бюджетные и внебюджетные инновационные фонды, кредитование инновационных проектов и др.).
Основное требование к инновационной системе должно заключаться в обеспечении целостности и непрерывности инновационных процессов в образовании.
Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры профессионального образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения студента к культуре в разных ее видах и аспектах. Структура содержания образования включает в себя: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыт осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу; опыт творческойдеятельности — в форме принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентации.
Выше указанные элементы образуют целостную систему и связаны между собой так, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к последующему.
Образование представляет собой очень сложную и многогранную деятельность, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Поэтому при проектировании комплексных инноваций в образовании необходимо обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), экономических инноваций (новых экономических механизмов), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм). Рассматривая инновационный цикл как динамический процесс, представляется правомерным учитывать качество профессионального образования и размер средств, направляемых на науку и подготовку кадров, как самостоятельное и определяющее звено этого цикла. Недооценка роли науки и инноваций в системе профессионального образования в Казахстане уже дала свои негативные результаты, что отразилось на падении интеллектуального потенциала нации.
Новые требования к профессионально-квалификационному потенциалу, определяемые массовыми технологическими и структурными изменениями экономики, рельефно отразили разрыв между потребностями производства и социально-культурной сферы в качественно новом уровне производительных сил и сложившимися системами и формами подготовки кадров. Изменение содержания профессионального образования, требований к его качеству, должно коррелировать с темпами НТП. Данное обстоятельство требует переориентации системы профессионального образования на инновационный путь развития. Это, прежде всего, должно выражаться в пересмотре и обновлении программ обучения в сторону стимулирования творческой деятельности студентов, реального их участия в выполнении научно-исследовательских работ, интенсивной ломке старых и переходе к новым формам связи науки, профессионального образования и школ. Все большее внимание должно уделяться в сфере подготовки кадров таким квалификационным и трудовым навыкам, как умение действовать условиях интенсификации информационного обмена и значительной децентрализации информационного обеспечения, умение использовать информацию для обоснования решений и планирования деятельности.
Интеграция учебной, научной, научно-технической и инновационной деятельности в сфере профессионального образования осуществляется:
а) путем участия преподавателей, студентов в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
б) через систему стажировок преподавателей в научных и инновационно-активных организациях;
в) путем создания сети учебно-научных центров и учебно-инновационных комплексов на базе образовательных учреждений, научных организаций и научно-производственных объединений;
г) через создание инфраструктуры инновационной деятельности (технопарков, инновационно-технологических центров) при высших учебных заведениях и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;
д) путем использования и передачи научных знаний в образовательном процессе, издания учебников и учебных пособий на основе новых методик обучения;
е) путем привлечения преподавателей, сотрудников и студентов к участию в научных конкурсах и конференциях, инновационных выставках.
Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики науки, инноваций и экономики, которые позволяют говорить о преемственности и изменчивости технологических способов производства и применения знаний. В смене поколений образовательных технологий, содержания, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новых результатов НИР и замещения базисных инноваций, находят свое выражение закономерности цикличной динамики профессионального образования. Основными направлениями внедрения результатов НИР в сфере профессионального образования являются их использование для разработки педагогических (образовательных) инноваций, научно-методических и учебно-методических материалов, применяемых в учебной и воспитательной работе со студентами. Использование результатов НИР позволяет переориентировать учебный процесс с передачи студентам совокупности знаний на формирование навыков их приобретения, повысить качество профессионального образования.
Важными факторами активизации научно-исследовательской деятельности студентов и повышения их теоретического и практического уровня является переход на многоуровневую систему подготовки кадров, работа по новым учебным планам, перечень учебных дисциплин которых предусматривает основательную научную подготовку студентов. Так, государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров и магистров предполагает в качестве обязательного компонента системы профессиональной подготовки научно-исследовательскую работу студента-бакалавра и студента-магистранта и подготовку выпускных работ, которая является обязательным видом итоговой государственной аттестации. Необходимость повышения готовности студента к исследовательской деятельности и владения методами научного исследования в предметной области знаний выражено и в стандартах профессионального образования.
Решение задачи формирования экономики, основанной на знаниях, немыслимо без перехода всей сферы образования на инновационный путь развития. В этой связи следует указать на необходимость формирования инновационной системы в сфере образования в качестве неотъемлемой части национальной инновационной системы. Инновационная система в сфере образования должна осуществлять законченный цикл работ «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработки — внедрение научных (научно-технических) результатов». Объектами внедрения научных (научно-технических) результатов в первую очередь должны выступать факультеты и кафедры.
Для формирования инновационной системы в сфере образования необходимо внесение поправки в законы «О науке», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», закрепляющие за научными и образовательными организациями обязательное осуществление инновационной деятельности.
Решение задачи повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации требует надлежащего и сбалансированного финансового обеспечения научной, инновационной и образовательной деятельности. При разработке стратегических планов инновационного развития высшей школы необходимо учитывать следующее условие: темпы роста затрат на науку и высшее образование должны превышать темпы роста числа студентов и соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук, поскольку процесс получения и усвоения новых знаний на современном этапе научно-технологического развития становится все более дорогостоящим по причине расширения состава, сложности и масштабности решаемых научных и научно-технических проблем, неуклонного повышения новизны и научно-технического уровня ожидаемых научных результатов, использования в больших масштабах уникального и дорогостоящего оборудования и приборов.
Литература:
1 Абдирайымова Г. С. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Г. С. Абдирайымова. — Алматы: Қазақ ун-тi, 2003. — 109 с.
2 Агафонов А. Н. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / А. Н. Агафонов,К. Н. Менлибаев. — Караганда: Изд-во Кар ГУ, 2003. — 380 с.
3 П. Д. Павленок, М. Я. Руднева Технологий социальной работы с различными группами население Учеб.пособие / Под.ред П. Д. Павленка — М, ИНФРА-М 2011.-267с.