Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно
А. С. Пушкин
Одна из важных задач реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей [5]. Основное условие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — это организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, а один из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей [5]. Также содержание, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают развитие взаимодействия педагогов с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее особенностей, традиций, национально-культурного мировосприятия.
Создать полноценные педагогические условия для воспитания и обучения детей в семье могут те родители, которые обладают определенной педагогической культурой, психолого-педагогическими знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей, то есть родители, которые обладают родительской компетентностью.
Помощь в развитии таких умений и навыков могут оказать педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации на основе личностно-ориентированного подхода. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей также находит свое отражение в принципах воспитательно-образоватльного процесса современного детского сада.
Цель такого взаимодействия — заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.
К сожалению, стоит отметить факторы риска, которые тормозят развитие сотрудничества между педагогами детского сада и родителями. К этим факторам можно отнести:
− авторитарный стиль общения;
− неспособность педагогов правильно оценить воспитательные возможности семьи;
− недоверие родителей к педагогическому коллективу;
− отсутствие у родителей желания систематически заниматься воспитанием своего ребенка;
− стремление родителей переложить задачи по воспитанию и развитию детей в первую очередь на воспитателей детского сада;
− отсутствие в согласованности действий;
− построение общения между педагогами и родителями на уровне взаимных претензий;
− родительская неуверенность, как одна из типичных психологических проблем современной семьи.
Ставя перед собой задачу повышения педагогической компетенции родителей, необходимо пересмотреть подходы к организации совместной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников с целью активизации педагогического потенциала семьи в вопросах развития и воспитания детей. Наиболее эффективным подходом мы считаем личностно-ориентированный, так как он позволяет учитывать индивидуальные особенности семьи.
- Условия успешного взаимодействия педагогов с родителями могут быть реализованы на основе личностно-ориентированного подхода:
- ориентация на общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и развития детей;
- искреннее, доброжелательное отношение педагогов к родителям;
- заинтересованность педагога в решении проблем с учетом индивидуального подхода к семье;
- ориентация на интересы конкретной семьи при определении задач по воспитанию и развитию детей;
- системный характер взаимодействия педагогов и родителей.
В соответствии с этим основной целью личностно-ориентированного подхода является создание системы методической поддержки именно педагога в развитии эффективного взаимодействия с родителями на основе индивидуальных потребностей семьи (рис.1).
Рис. 1. Система методической поддержки педагога ДОО
Когнитивный компонент способствует становлению определенной системы знаний в области организации личностно-ориентированного взаимодействия с семьей.
Личностный компонент направлен на совершенствование личностно-значимых качеств педагога, позволяющих организовывать взаимодействие с родителями на конструктивной основе.
Практический компонент позволит педагогу ДОО применить сформированные умения в предыдущих компонентах в реализации сотрудничества с семьей.
Среди задач методической поддержки педагога для взаимодействия с родителями определяем следующие:
- создать единую методическую систему в образовательном пространстве детского сада;
- организовать тесное сотрудничество педагога и родителей со специалистами детского сада (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор ФК);
- разработать методический комплекс материалов по личностно-ориентированной педагогике;
- разработать и апробировать план методической поддержки педагога в развитии личностно-ориентированного взаимодействия с родителями.
Для реализации данных задач необходимо учитывать следующие принципы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с родителями:
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка — помощь воспитателя в осознании родителей своей первостепенной роли в воспитании и развитии детей;
- учет в планировании и осуществлении педагогической деятельности запросов семьи — использование таких форм взаимодействия с родителями, которые отражали бы специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию своего ребенка;
- опора на положительный опыт семейного воспитания — воспитатель должен учитывать имеющиеся в семье традиции воспитания, национальные и религиозные особенности и на них строить индивидуальное взаимодействие.
Реализуя систему методической поддержки педагогов в МАДОУ МО г. Краснодар «Центр — детский сад № 182» были определены и разработаны критерии и показатели их проявлений в развитии личностно-ориентированного взаимодействия с родителями воспитанников (табл. 1).
Таблица 1
Уровни личностно-ориентированного взаимодействия педагога сродителями
критерий |
Показатели проявлений критерия |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Компетентность в области личностно-ориентированного взаимодействия педагога и родителей |
Отсутствует формализм в организации взаимодействия с родителями; Использует разнообразные индивидуальные формы работы с семьей; Проявляет открытость в общении с родителями; Осознает доминирующую роль семейного воспитания; Учитывает при планировании работы индивидуальные особенности семьи |
Минимально учитываются в работе интересы, потребности и запросы родителей; Слабо используются данные при изучении социального профиля семьи; Отдает предпочтения традиционным формам взаимодействия с родителями |
Не учитывает в работе интересы и потребности семьи; Демонстрирует формальный подход к планированию и осуществлению взаимодействия с семьей; Бессистемно использует в работе только традиционные формы взаимодействия; Общение с родителями носит авторитарный характер |
Анализируя уровни проявления критерий, можно запланировать систему оказания индивидуальной помощи педагогам дошкольных образовательных организаций, определить проблемные вопросы и спланировать работу по их решению.
Сущность в организации методической поддержки педагога заключается в повышении психолого-педагогической поддержки самого педагога, в осознании, что каждая семья удивительна и уникальна и требует индивидуального подхода, развития профессиональных компетенций, приобретения знаний о современных концепциях воспитания, инновационных подходов в дошкольной педагогике и психологии. Это поможет развитию эффективного сотрудничества между детским садом и семьей, а также повышению профессионального педагогического опыта и педагога, и родителей.
Литература:
- Голицына Н. С. Копилка педагогических идей Работа с кадрами. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. — 80 с.
- Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. Пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. А. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
- Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. Пособие / под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.
- Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ — М.: Школьная пресса, 2008. — 160 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.