На современном этапе развития дошкольного образования в России семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Организация тесного сотрудничества с семьей делает работу дошкольной образовательной организации плодотворной, интересной, насыщенной и продуктивной, прежде всего, для ребенка.
Огромное значение приобретает такая организация взаимодействия детского сада и семьи, как социальное партнерство. Почему именно такая форма? Партнерство обозначает развитие отношений обеих сторон воспитательно-образовательного процесса (образовательной организации и семьи) на основе совместной ответственности за воспитание детей. Также стоит отметить, что партнерство подразумевает, что семья и образовательная организация имеют равные права, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Положительный результат такого партнерства зависит от степени развития профессиональной компетенции прежде всего педагога.
Профессиональная компетентность педагога всегда была предметом особого внимания со стороны общества. Педагог, знающий свое дело, любящий свою профессию, достигающий умов и сердец детей, увлекательно и доступно доносящий знания, всегда был достоин похвалы, гордости и уважения как детей и родителей, так и коллег.
В. А. Сластенин считает, что «понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм».
В профессиональном стандарте «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) определено содержание трудовых функций педагога дошкольной образовательной организации, а именно — «выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения». Таким образом, мы можем увидеть важность и актуальность построения конструктивного взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей. При этом целесообразно использовать инновационные формы и методы.
Одной из таких нетрадиционных форм является «Педагогическая гостиная», как новый способ психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам гендерного воспитания и развития дошкольников.
Актуальность формирования гендерной идентичности в дошкольном возрасте не оспорима. Родители часто испытывают затруднения в воспитании детей, так как не знают специфичные особенности формирования полоролевой культуры ребенка дошкольного возраста. В рамках проведения «Педагогической гостиной» педагоги и специалисты детского сада оказывают родителям теоретическую и практическую помощь в разъяснении особенностей поведения, игровой деятельности, проявлении эмоций мальчиков и девочек.
Почему выбрана именно эта форма, «педагогическая гостиная»? Все очень просто. Мы, сотрудники детского сада, приглашаем наших замечательных родителей в гости для совместного общения и просвещения. Воспитатели и специалисты детского сада тоже учатся вместе с родителями. Такая совместная работа над одной проблемой сближает и воспитателей, и родителей и дает новые возможности организации социального партнерства между ДОО и семьей.
Встречи в «Педагогической гостиной» проходят один раз в месяц в соответствии с перспективным планом. Руководит встречами старший воспитатель, активное участие принимают педагог-психолог (или иные специалисты дошкольной образовательной организации), воспитатели. Все практические материалы для родителей — презентации по темам — предоставляются в электронном виде и на сайте детского сада в рубрике «Виртуальный журнал для родителей мальчиков и девочек». Для предупреждения усталости и создания положительного настроя для родителей устраиваются выступления детей, исполнение песен, танцев, просмотр детского юмористического слайд-шоу.
Каждая встреча проходит в пять этапов:
− организационный — помогает сообщить родителям цель встречи; мотивирующий — способствует повысить интерес родителей к содержанию предстоящей встречи с помощью игровых, творческих приемов;
− содержательно-творческий — предполагает не только получение родителями теоретических знаний по вопросам гендерного воспитания, но и выполнение несложных творческих заданий;
− совместного обсуждения— позволяет узнать точку зрения родителей по поставленной проблеме, наметить дальнейшие вопросы для обсуждения;
− рефлексии — подведение итогов, обсуждение дальнейших целей и задач взаимодействия (проводится педагогом-психологом)
Результат повышения психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам гендерного воспитания и развития детей дошкольного возраста:
- высокая заинтересованность родителей в проблеме гендерного воспитания;
- позитивные изменения во взаимоотношениях между родителями и детьми в соответствии с гендерными особенностями;
- активизация работы воспитателей по теме гендерного воспитания и развития детей;
- повышение качества профессиональной деятельности воспитателей и специалистов дошкольной образовательной организации;
- развитие конструктивного взаимоотношения между воспитателями и родителями по проблеме гендерного воспитания.
В итоге такого взаимодействия были организованы и проведены девять замечательных встреч, в течение которых и родители, и воспитатели повысили свою компетентность в области гендерного воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Таблица 1
Перспективный план работы «Педагогической гостиной»
месяц |
мероприятие |
цель |
практический материал |
ответственный |
Сентябрь |
«Воспитание мальчиков и девочек в истории педагогической мысли» |
Вызвать интерес родителей к проблеме гендерного воспитания и развития детей дошкольного возраста |
Размещение информации на сайте ДОО |
Старший воспитатель, педагог-психолог |
Октябрь |
«Мы такие разные» |
Познакомить родителей с психологическими особенностями мальчиков и девочек |
Мультимедийная презентация |
Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели |
Ноябрь |
«Гендерный подход в развитии игровой деятельности мальчиков и девочек» |
Расширить представления родителей об игровых особенностях мальчиков и девочек, специфике их игровой деятельности |
Буклет |
Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели |
Декабрь |
«Профессии родителей как способ формирования гендерной идентичности ребенка дошкольного возраста» |
Содействовать пониманию о важности профессии родителей в становлении гендерного сознания ребенка |
Творческий альбом |
Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели |
Январь |
«Формирование гендерной толерантности у дошкольников» |
Познакомить родителей с понятием гендерной толерантности, как форме развития непредвзятого отношения к представителям другого пола. |
Буклет |
Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели |
Февраль |
«Гендерная социализация ребенка дошкольного возраста» |
Расширить представления родителей о важности учета гендерных различий детей в процессе их ранней социализации. |
Мультимедийная презентация |
Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели |
Март |
«Девчонки, мальчишки, такие шалунишки!» |
Содействовать осмыслению родителей психологических особенностей детей в поведении. |
Сборник игр |
Старший воспитатель, педагог-психолог |
Апрель |
«Формирование нравственных качеств мальчиков и девочек с помощью художественной литературы и музыки» |
Познакомить родителей с эстетическими способами формирования гендерного сознания детей дошкольного возраста |
Картотека художественных произведений |
Старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели |
Май |
«Мы — счастливые родители мальчиков и девочек!» (итоговое мероприятие) |
Обобщить накопленный практический и теоретический опыт по теме гендерного воспитания и развития детей |
Брошюра |
Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель |
Литература:
- Баранникова Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
- Лыкова И. А. Играют мальчики гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие / И. А. Лыкова, Е. И. Касаткина, С. Н. Пеганова. – М.: ИД Цветной мир, 2013. – 91 с.
- Лыкова И. А. Играют девочки гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие / И. А. Лыкова, Е. И. Касаткина, С. Н. Пеганова. – М.: ИД Цветной мир, 2013. – 91 с.