В статье рассмотрен порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, приведены примеры записей на счетах бухгалтерского учета.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и подрядчиками, синтетический учет, аналитический учет
Все действия операции, совершаемые с поставщиками и подрядчиками за поставляемые товары, оказанные услуги или выполненные работы в соответствии с расчетными документами, в бухгалтерском учёте отражаются на активно — пассивном счёте 60, который называется «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». По дебету данного счета отражается образовавшаяся кредиторская задолженность, а по кредиту этого счета — погашается данная задолженность. Денежные средства играют большую роль при данных расчетах, поэтому, чтобы наиболее тщательно проконтролировать движение этих средств, рекомендуется открыть субсчет «Авансы выданные» к данному счету 60. Если поставщику был произведен аванс за поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы, то в этом случае счёт 60 может быть активным [1].
Все цены за поставляемую продукцию согласовываются и фиксируются в договоре. При выявлении расхождений цен, недостачи или порчи товара, а также при найденных арифметических ошибках, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуют на сумму расхождений с данным договором в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» [2, с. 412].
Синтетический учет по данному счету ведется как по отдельно взятому поставщику, так и по отдельно взятой претензии (недостаче, расхождению).
По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» происходит ликвидация долга перед поставщиками, а именно предварительная оплата, авансы за поставляемую продукцию. По кредиту этот счет корреспондирует со счетами учета денежных средств:
‒ 51 «Расчетные счета»
‒ 52 «Валютные счета»
‒ 55 «Специальные счета в банках»
‒ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
‒ 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
На то, в каком порядке будут выстраиваться бухгалтерские записи влияет то, какие формы учета будут использоваться при погашении долга перед поставщиками.
Примеры записей на счетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками приведены в таблице 1.
Таблица 1
Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах споставщиками
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Перечислена с расчетного счета оплата поставщику за поступившие товары |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные» |
51 «Расчетные счета» |
Зачислена на р/с выручка от продажи продукции |
51 «Расчетные счета» |
90 «Продажи» 62» Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Оплачены наличными товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
50 «Касса» |
На уменьшение суммы задолженности перед поставщиком списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
76 «Расчеты с разными дебиторам и кредиторами» Субсчет «Расчеты по претензиям» |
Получены материалы |
10 «Материалы» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов |
19 «НДС по приобретенным ценностям» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Стоимость работ сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства |
20 «Основное производство» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Получены товары |
44 «Товары» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» |
Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении товаров |
19 «НДС по приобретенным ценностям» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают курсовые разницы, прекращение обязательств, а также выданные авансы под закупаемое имущество.
Выданные авансы учитываются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» с кредита счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» и другие счета учета денежных средств.
Помимо этого, в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) [3, с. 454].
По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражают прекращение обязательств при зачете взаимных требований.
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому отдельному предъявленному счету. В книге учета расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется аналитический учет. В эту книгу попадают записи за месяц в хронологическом порядке. Эти записи были взяты из документов по соответствующим данным. Аналитический учёт должен строиться на том, чтобы он мог предоставить данные в разрезе поставщиков [3, с. 459]:
‒ о том, какую задолженности имеют перед поставщиками по расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил;
‒ по тем расчетным документам, которые не были оплачены в срок;
‒ по выданным авансам;
‒ по векселям выданным, срок оплаты которых еще не наступил;
‒ по векселям, которые имеют просроченную оплату;
‒ по полученным долгосрочным и краткосрочным кредитам и др.
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учет ведется обособленно.
При выборе поставщика необходимо учитывать следующие показатели:
1) позиция поставщика на рынке;
2) ассортимент, качество и цена предлагаемых товаров;
3) условия поставки;
4) условия платежа (предоплата, сроки платежа);
5) местонахождение поставщика;
6) кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
7) продолжительность сотрудничества.
Все операции, совершающиеся в организации, сопровождаются и подтверждаются первичными документами, а именно:
‒ товарная накладная — первичный документ, которых подтверждает совершившуюся хозяйственную операцию, а именно продажу товаров, услуг сторонней организации. В товарной накладной указывается наименование товаров или услуг, в каком количестве их передает поставщик и по какой цене. Товарная накладная составляется в двух экземплярах;
‒ товарно-транспортная накладная — первичный документ, который предназначен для контроля движения ТМЦ и расчетов за их транспортировку автомобилем;
‒ возвратная накладная — первичный документ, на основании которого можно сделать корректировку сделки на приобретаемый товар. Причинами возврата могут быть следующие причины: подходит к концу срок годности реализации товара, товар был поврежден при транспортировке, закончился срок лицензии на поставляемую продукцию и др.;
‒ счет-фактура — документ, который подтверждает какой товар, по какой цене и в каком количестве действительно был отгружен другим организациям.
За прошедший месяц формируют реестр, в котором отражают все операции, которые произошли за месяц в хронологическом порядке.
Также в организации необходимо своевременно отслеживать и анализировать состав дебиторской и кредиторской задолженности. Особое внимание необходимо уделять проблемным клиентам, которые в свою очередь не погашают в срок свои долго перед предприятием. Эти действия позволят своевременно выявлять образовавшуюся просроченную задолженность и принимать необходимые меры по возврату долгов.
По данным организации, а именно о той деятельности, которой она занимается, составляется бухгалтерская отчетность.
Для усовершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками могут предлагаться следующие действия:
1) В первичных документах необходимо указывать такие реквизиты как:
а). наименование документа;
б). дата составления документа;
в). номер документа;
г). полное наименование предприятия;
д). содержание хозяйственных операций;
е). подпись уполномоченного лица.
2) Производить сверку расчетов с контрагентами. В зависимости от того, как часто и в каком объеме сторонняя организация взаимодействует с поставщиком, сверка может проводится раз в месяц, раз в квартал или раз в год.
3) Внедрить на предприятии внутренний аудит, который поможет своевременно выявлять текущие проблемы в организации.
4) Раз в неделю контролировать положение по просроченным задолжностям.
5) Проводить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по отдельно взятым поставщикам и подрядчикам.
6) Контролировать дни просроченного долга, а также применять меры по их взысканию.
7) Контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, т. к. в условиях инфляции любая просрочка платежа приводит к тому, что предприятие получает всего лишь часть стоимости поставляемой продукции.
8) При заведении нового клиента, новой точки, в карточке необходимо указывать по какому расчету будет происходить оплата (наличные, безналичные), а также указывать срок отсрочки платежа в днях.
Литература:
- Российская федерация. Министерство финансов. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н (в ред. от 24.12.2010г. № 186н) // Нормативные документы. — http://www.consultant.ru
- Вегера С. Г. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: [Текст]// учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1–25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»/ С. Г. Вегера, Л. В. Масько. — Новополоцк: ПГУ, 2016 год, 408–422 с.
- Сафронова Н. Г., Яцюк А. В. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]. М.: ИНФРА-М, 2014 год, 445–484 с.
- Шеремет А. Д. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник / А. Д. Шеремет, Е.В. Старовойтова. Под общей редакцией А. Д. Шеремета [текст] — Москва: ИНФА-М, 2015 год, 616–659 с.