На современном этапе рыночных реформ, характеризующемся либерализацией экономики, в Республике Узбекистан особое внимание уделяется совершенствованию системы государственного управления, в том числе управлению человеческими ресурсами. Реформы в этой сфере должны происходить с учётом менталитета узбекского народа, для которого характерны трудолюбие, обострённое чувство социальной справедливости, высокая духовность и др. Во многом эти черты сформировались под многовековым воздействием практики повседневной жизни и философии Востока. [1. с. 25].
Вместе с тем, углубленное и всестороннее изучение достижений зарубежных стран при одновременном учёте опыта предшествующих поколений открывают возможность лучше познать потенциал народа Узбекистана и сформировать эффективную модель управления человеческими ресурсами.
Однако успешно решить эту проблему за короткий период невозможно, поскольку это сложный процесс, который требует определенного времени, основательной вариантной проработки, начиная с его начальной стадии и заканчивая достижением конечного результата. Кроме того, нельзя не учитывать, что человеческий фактор как фактор производства нельзя приравнять к другим, ведь речь идет о людях, которыми нельзя манипулировать, как неодушевленными предметами. С давних времен на рынок труда влияли соображения внеэкономического характера, которые всегда были очень тесно связаны с социальной средой и традициями народа. Вот почему методы управления людскими ресурсами столь разнообразны и не могут быть переданы из одной страны в другую так же легко, как методы производства или информационные системы.
Вместе с тем, следует заметить, что сама система управления человеческими ресурсами в Узбекистане уже сейчас имеет некоторые собственные характерные особенности. Можно сказать, что она впитала в себя положительные черты как японской и американской, так и европейской школ, при этом учитывая особенности национального менталитета. Таким образом, можно ещё раз подчеркнуть, что Узбекистан, используя известный международный опыт построения систем управления человеческими ресурсами, уже в достаточной мере продвинулся вперёд по пути реализации собственной национальной модели управления в этой сфере.
В Узбекистане с начала реформ государство активно участвует в решении социальных проблем, а каждый новый шаг в реформировании трудовых отношений рассматривается с точки зрения его соответствия интересам населения. Важнейшим принципом проведения рыночных реформ стал принцип поэтапности их осуществления, включающий в себя последовательное выдвижение и решение конкретных социально-экономических задач в конкретный период времени. Одной из основополагающих и отличительных черт национальной модели рыночных реформ в Узбекистане стала активная роль государства, выступившего «главным реформатором», в первую очередь, в законодательной сфере. Правовое регулирование трудовых отношений на макроуровне осуществляется за счет действия таких нормативно-правовых актов, как Конституция РУз, Трудовой кодекс, закон «О занятости населения», закон «Об охране труда», закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», Национальная программа по подготовке кадров и другие. [2. с. 156].
Чтобы более полно представить себе специфику республики, напомним сначала, что человеческий потенциал — это наиболее активный, наиболее созидательный фактор, обеспечивающий динамичное продвижение страны по пути реформ и коренных преобразований. Сегодня республика обладает мощным трудовым потенциалом. Трудовые ресурсы составляют около 50 процентов всего населения и ежегодно прирастают более чем на 200 тысяч человек. Средний возраст населения Узбекистана равен 24 годам, что позволяет в начале XXI века иметь структуру трудовых ресурсов, в которой преобладают лица, отличающиеся высокой трудовой активностью и профессиональной подготовкой. Исходя из этого, человеческие ресурсы республики не только активно развиваются в настоящее время, но и имеют значительный перспективный потенциал.
Относительно уровня развития человеческих ресурсов Узбекистана можно сказать следующее. В настоящее время для того, чтобы оценить уровень развития человеческих ресурсов той или иной страны, в практике международных сравнений получил распространение показатель индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП). Он включает в себя показатели ВВП на душу населения, уровень человеческого и интеллектуального потенциала страны, рассчитываемый на основе данных о продолжительности жизни и уровне образования взрослого населения.
Характерно, что по уровню развития человеческого потенциала показатели Узбекистана ещё в начале экономических реформ были выше ряда других стран мира со среднем уровнем развития экономического потенциала. Высокие показатели уровня развития человеческого потенциала республики в целом определялось:
− большим накопленным образовательным потенциалом при практически всеобщей грамотности населения;
− высоким уровнем развития базовых услуг в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения;
− богатыми культурными традициями и др.
Как мы отметили, уровень развития человеческого потенциала, в частности, определяется уровнем грамотности взрослого населения. Однако, в данном случае, обращая внимание на вопросы развития человеческих ресурсов, следует учитывать не только уровень грамотности взрослого населения, но и показатели образования населения в целом, которые в Узбекистане также соотносимы с показателями развитых стран.
Это особенно важно в современных условиях, когда рост показателей образования и профессиональной подготовки являются одним из важнейших факторов развития национальной экономики. Причем, характерной особенностью Узбекистана является и достаточно высокий уровень образования занятого населения что проявляется в большой доле лиц с высшим и средним специальном образованием.
Из приведенных данных можно сделать вывод, по данному показателю развития человеческого потенциала положение республики благополучно, однако современная развитая рыночная экономика, которая формируется в республике, предполагает рост образовательных и профессиональных требований к работникам. Поэтому подготовка высококвалифицированных и высокообразованных специалистов и профессионалов по-прежнему является важнейшей и актуальной задачей.
Кроме того, растущая конкуренция на рынке труда также обусловливает необходимость постоянного совершенствования и обновления профессиональных знаний, умений и навыков. И в этом отношении не следует сбрасывать со счетов ту особую роль, которую стали играть в настоящее время процессы глобализации, когда развитие национальных экономик напрямую связано с общемировым экономическим развитием.
Кроме того, в современной экономике важнейшим условием экономического роста является не только постоянное повышение профессионально-квалификационного уровня работников, но и рост образовательного уровня населения в целом. Возросшую значимость знаний в современном мире подтверждает появление новых терминов, таких, как информационное общество, экономика знаний. Знания, благодаря своему влиянию на общество и экономику становятся основным фактором производства, а система образования, способствующая воспроизводству и распространению знаний, превратилась в одну из ведущих отраслей современной рыночной экономики.
В Узбекистане формирование и активное развитие рынка труда привело к появлению у значительной части работников и специалистов потребностей в более высоком уровне образования, в смене специальностей или повышении квалификации. К числу особых задач реформ относилась и проблема создания критической массы профессиональных кадров, понимающих механизмы рыночных отношений и осознающих реальность перехода к рынку. Таким образом, переход к рынку потребовал обновления и реализации потенциала человеческих ресурсов.
Нельзя также не отметить и то, что важнейшая задача рыночных реформ — повышение эффективности экономики, а главный способ ее решения — рост заинтересованности работника в результатах своего труда. Практика показала, что без включения рыночных механизмов достижение поставленной цели невозможно. Формирование комплекса рыночных отношений в сфере труда связано с изменением приоритетов государственной политики, в частности, признания государством за работником права собственности на свою рабочую силу.
Эффективность труда работников, развитие потребительского рынка, и, следовательно, — производства, в основном зависит от уровня заработной платы, в основе своей формирующей уровень доходов населения. Если заработная плата достаточно высока, то возрастает и эффективность труда, повышается покупательская способность населения, что стимулирует развитие производства. При низкой заработной плате теряется заинтересованность работников, усиливается текучесть кадров, особенно высококвалифицированных. В конечном итоге это обуславливает снижение профессионального уровня персонала, производительности труда и в результате приведет к ухудшению качества выпускаемой продукции.
В развитых странах заработная плата является важнейшим экономическим фактором формирования рынка труда. Пока в нашей республике заработная плата не является таким фактором. Не существует зависимости заработной платы от количества и качества труда, от его конечных результатов. Мировая практика показывает, что в регулировании заработной платы, важным инструментом согласования интересов субъектов рынка является социальное партнерство. Такое социальное партнерство необходимо и потому, что в условиях рыночных реформ далеко не каждое предприятие в состоянии самостоятельно обеспечить разработку и реализацию программ профессиональной подготовки и повышения квалификации своих работников. Здесь необходим отлаженный механизм взаимодействия как предприятий и учреждений профессионального образования, так и в целом, совместные действия предпринимателей и государства.
В целом же, учитывая, что современная рыночная экономика выдвигает все новые и новые требования к состоянию развития человеческого потенциала, а создание условий для этого должно способствовать дальнейшему развитию Узбекистана и его экономического потенциала.
Таким образом, управление человеческими ресурсами в Узбекистане должно быть нацелено на развитие человеческого капитала, т. е. повышение уровня образования, нравственной культуры населения, профессионального и творческого потенциала, обеспечение достойных условий жизни и укрепление здоровья, что является важнейшими условиями достижения высокого уровня социально-экономического развития любой страны. Сама же теория «человеческих ресурсов» может найти свое применение в Узбекистане с учётом национальных особенностей и традиций, присущих узбекскому народу.
Литература:
- Каримов И. А. Высококвалифицированные специалисты — стимул прогресса. — Т.: Узбекистан. — 1995 год.
- Абдурахманов К. Х., Зокирова Н. К., Шоюсупова Н. Т., Габзалилова В. Т., Абдурахманова Г. К. Формирование и совершенствование политики занятости населения в малом бизнесе и частном предпринимательстве. Монография. — Т.: «IQTISODIYOT», 2014 год.