Анализируя поступательное продвижение страны по пути демократических преобразований и устойчивого развития, мы имеем все основания заявить о том, что в истекшем году сделаны решительные шаги в осуществлении принципиально важных реформ, направленных на достижение нашей главной цели — выйти на уровень развитых демократических государств мира с сильной социально ориентированной экономикой, обеспечивающей достойный уровень и качество жизни наших людей [1, с. 2].
Исследование проблем пенсионного обеспечения на сегодняшний день становиться все более актуальным, так как именно оно служит основным источником благосостояния и материальной поддержки человеческого капитала в нетрудоспособном, в престарелом возрасте. Пенсионное обеспечение — это, как правило, денежная форма материального обеспечения для людей, которые становятся не трудоспособными в силу различных причин. Когда речь идёт о пенсионной системе, имеется в виду система, которая функционирует в том или ином государстве. Поэтому при определении понятия «пенсионная система» необходимо добавлять слово «государство», где функционирует такая система.
Пенсионная система Узбекистана — это совокупность создаваемых в нашей стране правовых и организационных институтов и норм, имеющих цель предоставления гражданам материального обеспечения, гарантированного Конституцией Республики Узбекистан. Поэтому важной составной частью системы социальной защиты в нашей стране служит пенсионное обеспечение, предусматривающее осуществление комплекса мер экономического, правового социального и организационного характера, направленного на обеспечение и поддержание жизненного уровня нетрудоспособного населения и малоимущих граждан.
В течение ряда лет в Узбекистане были предприняты меры по реформированию пенсионной системы. В 2005 году Пенсионный фонд, действовавший при Министерстве труда, был преобразован во внебюджетный фонд Пенсионный фонд при Министерстве финансов. В этом же году в дополнение к действующей государственной системе пенсионного обеспечения была введена система обязательной накопительной пенсионного страхования. Граждане Республики Узбекистан имеют право на государственное пенсионное обеспечение в порядке, определяемом Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан».
Основополагающими нормативно-правовыми актами для дальнейшего совершенствования организационной структуры системы пенсионного обеспечения, направляемых на пенсионное обеспечение граждан республики являются:
- Указ Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года № УП-4161 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организационной структуры пенсионного обеспечения граждан»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года № УП-1252 «О мерах по формированию организационной структуры внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан».
В целях полноценной реализации вышеуказанных решений Президента Республики Узбекистан Кабинетом Министров Республики Узбекистан 12 апреля 2012 г. был утвержден Комплекс мер по дальнейшему устойчивому развитию государственной пенсионной системы на 2012–2016 гг., улучшению условий предоставления гражданам гарантированных государственных пенсий, путем формирования благоприятной социальной среды, предусматривающий:
− совершенствование законодательной базы нормативно-правовых документов в сфере государственного пенсионного обеспечения;
− совершенствование структуры пенсионной системы и меры по усилению взаимодействия с государственными органами и управлениями на местах;
− меры по укреплению доходов Пенсионного фонда и своевременному обеспечению выплаты пенсий и социальных пособий;
− меры по качественному улучшению материально-технической базы и оснащенности структурных подразделений Пенсионного фонда;
− совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров государственной пенсионной системы.
Государственно-коммерческий банк «Халк банки» сделал многое для создания единой, объединяющей все филиалы банка автоматизированной электронной базы накопительной пенсионной системы, которая обеспечивает защищенный обмен информацией. На каждого работника открывается и ведется индивидуальный накопительный пенсионный счет, подготовлены и выданы специальные книжки накопительного пенсионного обеспечения. Участники системы получают их через работодателей. Любой из них вправе получить в филиалах банка точную и исчерпывающую информацию о накоплениях на своих ИНПС и начисленных на них процентах. Ведь ГКБ «Халк банки» не только ведет учет и обслуживает пенсионные накопительные счета граждан, но и приумножает суммы на них путем эффективного вложения средств в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов, а также финансовых инструментов. Согласно статье 10 Закона «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» банк производит начисление процентов на средства индивидуальных накопительных пенсионных счетов по ставкам, превышающим темпы инфляции. Их размер определяется банком по согласованию с Министерством финансов и Центральным банком с учетом доходов, полученных от размещения средств накопительной пенсионной системы. [2, с. 48].
Внедрение индивидуальных накопительных пенсионных счетов психологически повлияло на работников всех сфер. Получая заработную плату, мало кто задумывается о том, какие налоги и отчисления в каком размере должны перечисляться в бюджет и внебюджетные фонды. Главное для людей — размер и своевременность выплаты заработной платы. Но с применением индивидуальных накопительных пенсионных книжек люди стали меньше отзываться на «левые» подработки и заработную плату «в конвертах», так как с этих быстрых денег они не получат в пенсионном возрасте дохода. Обязательные взносы работающих граждан, составляющие 1 % от них налогооблагаемого дохода, никак не уменьшают сумму оплаты их труда. Ведь они вычитываются из начисленного налога на доходы физических лиц. Помимо обязательных отчислений на индивидуальные накопительные пенсионные счета работники могут также добровольно вносить желаемые суммы для своей будущей пенсии. Это даже является стимулом для работников, так как не только государство, но они и сами становятся гарантом, обеспечивая свое будущее уже сегодня.
Таким образом, пенсионное обеспечение это важнейшее направление социальной политики. Со дня независимости пенсионная система Узбекистана столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем, что затрудняло возможность поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения человеческого капитала. На сегодняшний день уровень жизни населения соответствует принципам социальной справедливости и данная пенсионная система способна противостоять будущим демографическим изменениям, так как включает в себя как распределительные механизмы, так и накопительные механизмы.
Литература:
- Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2016.
- Хашимов П. З. Роль пенсионного обеспечения в материальной поддержке человеческого капитала в престарелом возрасте. // сборник материалов научно-практической конференции. – Т.: Университет. 2014.