Мощным импульсом для развития высокотехнологичных производств стало создание специальных индустриальных зон — СИЗ «Ангрен», СИЭЗ «Навои», СИЗ «Джизак» с предоставлением инвесторам широкого пакета налоговых льгот и преференций, обеспечением их за счет средств республики необходимой внешней инженерной и транспортной инфраструктурой. Развитию промышленного потенциала способствовало опережающее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры [1, с. 2].
Основная цель всех преобразований в Узбекистане — повышение уровня и качества жизни населения. Модель технической и технологической модернизации экономики, которую избрал Узбекистан, основывается на развитии сферы инноваций. Предусматривается осуществлять трансферт передовых зарубежных технологий, в том числе через привлечение прямых иностранных инвестиций. Кроме того, принимаются меры по укреплению и развитию собственного инновационного потенциала в направлениях и сферах, где имеются соответствующие интеллектуальные ресурсы, научная база и востребованность со стороны отечественной экономики. На современном этапе Узбекистану необходимо осуществлять преобразования, которые позволили бы перейти от стратегии роста, ориентированной на производство и поставки ресурсов, к стратегии, ориентированной на факторы спроса и формирование цепочек добавленной стоимости, внедрение инноваций и использование знаний в целях достижения устойчивых темпов экономического развития в XXI веке. Инновационный потенциал определяется совокупностью интеллектуальных, материальных, финансовых, научно-технических, кадровых, организационных и других ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности. В Узбекистане имеется определенная инновационная база, действует ряд научных и специализированных институтов, существует научно-кадровый потенциал, достаточно высок уровень образованности населения. Научно-исследовательский комплекс республики включает в себя 413 учреждений академического, вузовского и отраслевого профиля, в том числе 148 научно-исследовательских организаций, 77 научно-исследовательских подразделений вузов, 29 конструкторских, проектных и проектно-изыскательских организаций.
Рост численности специалистов-исследователей во многом был обусловлен укреплением кадрового состава высших учебных заведений. За исследуемые годы их численность выросла почти на половину. Специалисты-исследователи, выполняющие научные разработки наряду с преподавательской деятельностью, составляют 74,5 % работников, занятых в научной сфере. Можно сказать, что именно в вузах сосредоточен кадровый потенциал инновационной сферы страны. В сравнении с некоторыми странами мира Узбекистан имеет довольно высокий кадровый потенциал в научной сфере. В расчете на 1 млн. человек населения Узбекистана число специалистов-исследователей составляло в 1998 году 968 чел., в 2000 году — 1011 чел., в 2005 году — 1014 чел. и в 2014 году — 1089 чел. [2, с. 122].
Для развития научной сферы с целью формирования высокого инновационного потенциала государство выделяет дополнительные бюджетные средства на повышение оплаты труда научных работников. В современном мире рациональная хозяйственная система должна быть способна выделять в рамках НИОКР большие средства для поддержания конкурентоспособности экономики на стратегическую перспективу. Во всем мире даже крупные корпорации редко могут финансировать в необходимых размерах капиталоемкие инновационные проекты. В большинстве развитых стран государство финансирует 50–70 % фундаментальных исследований и 35–50 % общенациональных расходов на НИОКР. В Узбекистане эта доля выше. За исследуемые годы общие затраты на научно-технические работы в Узбекистане выросли на 31,7 %. Некоторый рост вложений произошел за последние три года. В этот период темпы роста составляли от 4,4 % в 2007 году до 15,1 % в 2014 году. Затраты на научно-технические работы выросли в основном за счет бюджетных ассигнований.
Структура затрат на НИОКР складывается из средств, использованных самими научно-исследовательскими организациями, и средств, выделенных соисполнителями работ. Большую часть затрат на науку составляют исследования и разработки, выполненные собственными силами — 97,2 %. В структуре затрат на исследования и разработки, выполненные собственными силами, наибольшую долю в последние годы стали иметь расходы на научно-технические разработки — при 28,5 % в 2005 году, 44,4 % в 2014 году. Затраты на прикладные исследования составили соответственно 46,6 % и 33,8 % и фундаментальные исследования 16,4 % и 13 %. Рост затрат на научно-технические разработки говорит о том, что в настоящее время превалирует потребность экономики и общества в современных отечественных разработках, готовых для производственного использования, над исследованиями, потенциально приводящими к научно-техническому прогрессу. Такое положение характерно для периода широкой модернизации и технологического перевооружения производства.
Понимая необходимость развития научно-технической сферы экономики страны, правительство приняло ряд нормативных актов по активизации инвестиций в сектор исследований и разработок. В 2006 году был осуществлен переход научно-исследовательских учреждений от системы базового обеспечения на грантовое финансирование целевых проектов, привлеченных для решения научно-технических задач в республике. Финансирование инновационных программ осуществляется за счет средств Государственного бюджета, направляемых в Фонд финансирования инновационной научно-технической деятельности, а также средств субъектов хозяйственной деятельности, заинтересованных в инновационной деятельности. Изменение механизма финансирования послужило стимулированию творческой активности этих учреждений, мобилизации достижений и стремлению к реальным итогам, решению глобальных проблем развития науки и техники, обеспечению их внедрения в производство.
Активизации инновационной деятельности способствуют и другие мероприятия по развитию НИОКР. Так, для обеспечения широкого внедрения прикладных научных разработок и инновационных технологий в производство органами хозяйственного управления и предприятиями созданы фонды модернизации и новых технологий, для которых источниками средств является часть амортизационных отчислений и чистой прибыли хозяйствующих субъектов, а также целевые поступления от заказчиков. С 2008 года действует ряд льгот для учебных и научно-исследовательских учреждений и организаций, проектно-конструкторских организаций.
Затраты на научно-технические работы выросли в основном за счет бюджетных ассигнований (рост на 51,7 %). Основным производителем научно-технической продукции (90 %) является сфера образования, культуры, науки и научного обслуживания. При заметном росте фондовооруженности труда работников научно-исследовательских организаций, снижается доля машин и оборудования в объеме основных фондов этих организаций. Это сказывается на качестве и количестве проводимых работ по доведению научных идей до промышленного образца — важнейшем этапе коммерциализации инноваций.
Литература:
- Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
- ФедяшеваГ. Развитие инновационного потенциала Узбекистана в условиях модернизации экономики. // материалы форума экономистов. Ташкент.2015.