Образование формирует личность — мыслящего и ответственного творца собственной жизни и гражданина страны. В свою очередь лишь человек, который мыслит, думает, может быть способен к изменениям, к инновациям, к восприятию современного мира. В чем же заключаются особенности инновационного образования, которое и может подготовить инновационного человека?
Образование имеет решающее значение для формирования интеллектуального потенциала любой страны, построения современного общества, получения знаний, необходимых для усовершенствования всех сторон жизни. Однако не менее важную роль для устойчивого экономического и социального роста, повышения жизненного и культурного уровня населения имеют инновационные знания. Сегодня знания превратились в наиболее важный фактор экономического развития.
Экономический рост сегодня является такой же мерой процесса накопления знаний, как и процесса накопления капитала. В развитых странах объемы капиталовложений в нематериальные активы, которые формируют базу знаний, а именно научно-исследовательские, конструкторские работы, образование и программное обеспечение для вычислительной техники, сопоставимы или даже превышают капиталовложение в физическое оборудование. Компании вкладывают не меньше трети своих инвестиций в базирующийся на знаниях нематериальный капитал, а именно в профессиональное обучение кадров, научные исследования, патенты, лицензирование, проектирование, маркетинг. В этом контексте могущественным фактором роста становится прибыль за счет расширения сферы использования высоких технологий и услуг. В высокотехнологических областях (электроника, телекоммуникации и т. п.) прибыль за счет расширения сферы деятельности может быть более мощной силой, чем традиционная прибыль за счет расширения масштабов производства.
В мировой программной индустрии создание компьютерных систем сопровождается ростом трудоемкости их конструирования с одновременным ростом сложности. Большинство программных дополнений имеют особенности, которые зависят от предметной области, и это влияет на процессы их создания.
Компьютерные технологии получения (или ассимиляции) знаний являются важными составляющими информационных систем поддержки образовательных технологий и принятия решений в сфере менеджмента, к классу которых принадлежат и электронные средства обеспечения учебы.
Программные компоненты как реализация информационных технологий в рамках объектного моделирования систем рассматривают как методы, принадлежащих некоторому объекту. Программные методы определяются на основе анализа предметной области и должны содержать алгоритмы информационных процессов, которые осуществляются в этой области. Возможности современных автоматизированных систем позволяют строить персонализированные среды для персонала. Такие возможности обеспечат учета когнитивных персональных стилей восприятия информации и персональных уровней знаний при условии разработки соответствующих алгоритмов и программ.
Представим процесс передачи знаний в виде информационного потока сообщений в адрес респондента. Индивид не пассивно отражает действительность, а активно преобразует информацию о внешнем мире. Эти процессы охватывают феномен восприятия и категоризации, то есть обучение является процессом трансформации, результатом которого является присвоение знаний слушателем. Процесс присвоения знаний — это последовательность стадий переработки информации: восприятия информации, ее внутренняя переработка и хранение, применимость и оперативная доступность знаний и умений (рис. 1).
В деятельности индивида психология различает такие аспекты, как познания (когниция) и мотивация. Когнитивные процессы — это психические функции, обеспечивающие отражение предметов и их взаимосвязи. Мотивация означает общую готовность человека стремиться сознательно поставленных целей, даже если при этом приходится преодолевать трудности и препятствия. На образовательную, информационную по своей природе деятельности влияют как способности личности, так и готовность учиться, т. е. мотивация.
Иначе говоря, успешность этой деятельности определяется, с одной стороны, тем, что человек уже знает и умеет, а с другой тем, хочет ли он учиться. Поэтому различают:
− когнитивные переменные способности к обучению;
− мотивационные переменные параметры к обучению.
Рис. 1. Процесс приобретения умений
К когнитивным процессам принадлежат [1] восприятие, запоминание и воспроизведение, переработка мышления и решения задач. Способности человека проявляются и развиваются через актуализации когнитивных процессов. Характеристики когнитивных процессов поделим на детальные и интегральные. До детальных принадлежат характеристики отдельных когнитивных процессов (объем; устойчивость внимания [2]; скорость заучивание; точность актуализации содержания памяти и т. д.
Используем схему информационного взаимодействия партнеров — участников учебного процесса, предложенную в работе [3] и показанную на рис. 2.
Рис. 2. Составляющие обучения
Трансформируем схему с компонентами учебного процесса так, как показано на рис. 3.
Из рис. 3 видно, что процессы общения участников учебного процесса обеспечивают как передачу знаний, так и мониторинг успешности обучения.
Рис. 3.Схема информационного взаимодействия тьютора и студента
Для реализации управления обучением в автоматизированных системах используют моделирования характеристик и состояния ученика [1], а также информационные базы для учебных воздействий и мониторинга успешности обучения.
Для автоматизированной системы контроля знаний необходимы:
− модели знаний участников обучения;
− модель общения для переноса знаний, которая обеспечит контроль истинности переданных элементов знаний, в том числе соответствие их структурам знаний коммуникантов.
В статье рассмотрено учебная деятельность как информационный процесс в контексте когнитивных процессов.
Литература:
- Батыршин И. З., Недосекин А. А., Стецко А. А., Тарасов В. Б., Язенин А. В., Ярушкина Н. Г. Теория и практика нечетких гибридных систем // Под ред. Н. Г. Ярушкиной. — М.: Физматлит, 2006.
- Протас Д. В. Методические материалы по созданию контента электронных учебных материалов / Отчет. – МГУ имени М. В. Ломоносова. – М., 2006. – с. 24.
- Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем / Учебник для вузов. — СПб, Изд-во «Питер», 2010. – 411 с.