Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 5464 раза

Библиографическое описание:

Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. К. Прудникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 590-592. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41167/ (дата обращения: 15.11.2024).



В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, физического, нравственного развития. Путь познания, который проходит ребенок в этот жизненный период, огромен. За все это время ребенок очень много узнает об окружающем мире. Сознание ребенка не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

В дошкольном возрасте мышление ребенка опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

При организации соответствующей воспитательной работы область познания дошкольником окружающего значительно расширяется. Он приобретает ряд элементарных понятий о широком круге явлений природы и общественной жизни. Знания дошкольника становятся не только более обширными, но и более глубокими. Дошкольник начинает интересоваться внутренними свойствами вещей, скрытыми причинами тех или иных явлений.

Отечественный учёный А. В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив» [3, с. 82]. Достигнуть эту цель можно при развитии у детей дошкольного возраста логического мышления. Так вот, мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [3, с. 68].

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития логического мышления является центральной задачей воспитания детей посредством решения различного рода классических логических загадок и неординарных головоломок. Логическое мышление у детей должно развиваться одновременно с интеллектуальным формированием и развитием фантазии. Развитие логики у детей должно начинаться с дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью.

Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [5, с. 86].

Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладывающиеся в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. Также известно, что на протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта.

Основными дидактическими приемами развития логического мышления в дошкольном возрасте выступают: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, смысловые соотнесения, закономерности и т. д. Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.

В психологии есть много исследований, посвященных изучению мышления детей, процессу усвоения знаний, установлению психологических закономерностей этого процесса. Ж.Пиаже и Л. С. Выготский внесли большой вклад в исследование мышления детей [2, с. 21].

Таким образом, мышление — основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.

Проблема развития мышления у детей дошкольного возраста являлась предметом специального изучения многих исследователей:

‒ исследование мышления детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский);

‒ психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П. П. Блонского, Д. Н. Богоявленского, А. В. Брушлинского, Л. И. Божович, Л. M. Веккера, JI. C. Выготского, К. Ф. Лебединской, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна и других;

‒ педагогические концепции развития мышления Е. С. Ермакова, Н. В. Квач, Т. А. Сидорчук, Е. А. Алябьева, Л. Н. Вахрушева, Т. П. Трясорукова, Е. Г. Самсонова, А. К. Болотова, Г. М. Угарова.

Обобщая вышесказанное, следует вывод о том, что мышление — процесс познавательной деятельности, характеризующейся обобщенным и опосредованным отражением действительности (О. К. Тихомиров) [1, с. 58]. Т. е. это социально обусловленный, психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы.

Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста используются следующие методики констатирующего эксперимента: методика «Домино», разработанная Е. Г. Самсоновой и усовершенствованная Т. Н. Овчинниковой, методика «Недостающие детали» (А. К. Болотовой) и методика «Найди такую же», разработанная Г. М. Угаровой. Следовательно, по результатам проведения всех методик проводится оценка общего уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста [4, с. 34].

Проанализировав данные авторские методики, направленные на развитие познавательных процессов и логического мышления у дошкольников следует вывод, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимися содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами.

Индивидуальный подход в проведении занятий дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Анализ методик констатирующего этапа исследования позволил выявить уровни сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Преобладающий уровень сформированности логического мышления детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне: в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе 40 % и низком уровне: в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе 50 %. Результаты исследования показали, что большее количество детей в обеих группах находятся на низком и среднем уровне развития логического мышления, на высоком уровне процент детей не превысил 10 %. Таким образом, проанализировав и обобщив результаты опытно-экспериментальной работы, можно утверждать о том, что дети старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования и в экспериментальной группе, и в контрольной группе находятся практически на одном уровне сформированности логического мышления.

Анализ констатирующего эксперимента свидетельствует о значимости влияния дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Целью формирующего эксперимента является создание условий для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Была проведена сравнительная диагностика, цель которой — сравнить уровень развития логического мышления дошкольников экспериментальной группы, в которой проводились развивающие занятия, с детьми контрольной группы, в которой занятии не проводились.

Для того, чтобы изучить процесс формирования логического мышления у дошкольников, было проведено практическое исследование. Целью было исследовать, как влияет на уровень логического мышления проведение специальных дидактических игр и упражнений. В ходе экспериментальной работы были подобраны дидактические игры и упражнения, которые имеют в себе умственные задачи, и апробированы практические задания на формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, полученные результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по формированию логического мышления у старших дошкольников в игровой деятельности является эффективной и способствовала формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Становление и совершенствование мышления у дошкольников зависит от развитости у ребенка воображения. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Практическая значимость исследования: состоит в определение особенностей влияния дидактических игр и упражнений на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической деятельности специалистов — педагогов, психологов в рамках деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Литература:

  1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. -- Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
  3. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1958. — 91 с.
  4. Иванова О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — 52 с.
  5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1969. — 372 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, ребенок, контрольная группа, экспериментальная группа, логическое мышление детей, мышление детей, развитие мышления, трудовой опыт.


Похожие статьи

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Современные игровые технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Современные игровые технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос