Интерактивный подход к решению задач линейного программирования методом больших штрафов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 30.03.2017

Статья просмотрена: 785 раз

Библиографическое описание:

Папинашвили, В. Г. Интерактивный подход к решению задач линейного программирования методом больших штрафов / В. Г. Папинашвили. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41205/ (дата обращения: 17.10.2024).



В процессе решения задач линейного программирования (далее — ЗЛП) часто возникает ситуация, когда пользователь не может решить задачу обычным симплекс-методом (то есть в системе ограничений присутствует не только условие вида «», но и условия видов «» и «=»). Такую задачу, где необходимо будет вводить искусственные переменные, можно будет решить методом больших штрафов. Данная статья посвящена обучению пользователя этому методу посредством интерактивного пошагового решения.

Ключевые слова: метод больших штрафов, симплекс-метод

Для того чтобы приступить к интерактивному пошаговому решению задач методом больших штрафов, необходимо изучить теорию по данному методу, а также иметь знания и навыки решения ЗЛП симплекс-методом.

Интерактивное решение задачи данным методом было решено реализовывать следующими средствами: JavaScript (объектно-ориентированный (прототипный) язык программирования) и HTML (язык гипертекстовой разметки). Данные средства являются наиболее простыми и понятными в реализации пошагового решения задачи.

Решение любой задачи начинается с её постановки. Математическая постановка выглядит следующим образом:

Целевая функция (далее ЦФ):

Ограничения:

Так как постановка задачи представляется в текстовом виде, а также в виде формул, реализовывать её достаточно только средствами HTML. Кнопку, чтобы приступить к самому решению задачи, для проверки правильности ответа и для перехода к следующему шагу задачи, также можно реализовать средствами HTML. Но, для того, чтобы при нажатии кнопки, программа выдавала пользователю сообщение о верности его ответа, и перемещала на следующий шаг, данное средство уже не поможет. Эта функция будет реализована с помощью языка программирования — JavaScript. На рисунке 1 представлена данная реализация.

Рис. 1. Фрагмент интерактивного решения задачи, реализованный средствами JavaScript и HTML

Интерактивное обучение данному методу осуществляется с непосредственным взаимодействием пользователя. Пользователь, имеющий навыки в решении задач симплекс-методом и изучивший теорию по методу, которому посвящена данная статья, может приступать к практическому изучению метода посредством пошагового решения задач и прохождения обобщающего теста. Обучение методу производится с помощью трех различных способов ввода данных пользователем:

1) Ввод данных вручную (рисунок 2)

2) Выбор одного варианта (рисунок 3)

3) Выбор одного или нескольких вариантов (рисунок 4)

Рис. 2. Ввод данных вручную

Рис. 3. Выбор одного варианта

Рис. 4. Выбор одного или нескольких вариантов

На рисунках 2 и 4 представлены способы пошагового решения задачи. Ввод данных вручную необходим для заполнения симплекс-таблиц, для ввода значений базисных и небазисных переменных, а также для ввода конечного ответа для задачи. Выбор одного или нескольких ответов необходим для выбора из имеющихся вариантов — верного (верных — в случае, если верных вариантов несколько). А на рисунке 3 представлен один из вопросов обобщающего теста, в котором только один вариант является верным.

После успешного решения первой задачи пользователю будет предоставлена возможность решить еще одна задачу (для закрепления навыков), а далее, предоставлен доступ к прохождению обобщающего теста по данной теме, который покажет уровень полученных знаний в следствие интерактивного изучения данного метода.

Таким образом, в данной статье было описано и реализовано интерактивное обучение пользователей «Методу больших штрафов», которое поможет им получить практические навыки в решении задач данным методом и закрепить изученный материал прохождением теста.

Литература:

  1. Таха Х. А. Введение в исследование операций 6-е издание. Пер. с англ. — Москва: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 912 с.
  2. Зайченко Ю. П. Исследование операций: Учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп.— Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1979. 392 с.
  3. Б. Хеник. HTML и CSS. Путь к совершенству (HTML and CSS: The Good Parts), 2010. — 362 c.
  4. Дэвид Флэнаган — «JavaScript. Подробное руководство (JavaScript. The Definitive Guide)», Издательство: Символ-Плюс, 2008 г., 992 с.
Основные термины (генерируются автоматически): HTML, ввод данных, обобщающий тест, выбор, задача, интерактивное пошаговое решение, интерактивное решение задачи, пользователь, пошаговое решение задачи, рисунок.


Ключевые слова

симплекс-метод, метод больших штрафов

Похожие статьи

Методические особенности обучения решению квадратных уравнений

На практике учителя очень часто встречаются такие ситуации, когда обучающиеся не умеют решать квадратные уравнения. Главная задача состоит в том, чтобы научить обучающихся решать квадратные уравнения по первой формуле дискриминанта, а затем вводить и...

Доказательство основных свойств параллелограмма при помощи векторно-координатного метода

Векторно-координатный метод решения задач является одним из самых мощных способов, использование которого позволяет решать многие физические, технические и математические задачи. Привлекательность данного метода обусловлена его алгоритмичностью — воз...

Поиск эксцессоподобных решений с помощью метода минимизации лексикографической разницы

В теории кооперативных игр с трансферабельными полезностями особое место занимают решения, основанные на эксцессах коалиций. Для нахождения решений подобных N-ядру, требуются нахождение лексикографически минимального вектора среди всех векторов эксце...

Применение метода вариационных итераций к приближенному решению нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений

В этой работе метод вариационных итераций (МВИ) применяется для решения линейных и нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений. МВИ обеспечивает последовательность функций, которая сходится к точному решению и способен отменить некоторые из по...

Методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на сетях больших размерностей

В данной работе подробно рассмотрена задача маршрутизации транспорта с временными окнами и ограниченной грузоподъёмностью. В ходе работы рассматриваются различные эвристические и мета-эвристические алгоритмы, применённые к данному типу задач. Более п...

Применение алгоритмов теории расписаний при разработке медицинской информационной системы

Статья описывает алгоритм автоматизированного построения расписаний, использованный при разработке специализированной информационной системы. Он основан на взвешенной SPT модели и дополнен идеями построения расписаний для многопроцессорных работ. (SP...

Модификация алгоритма Смита — Уотермана для задачи автоматического распознавания слитной речи

В данной работе рассмотрен классический и модифицированный алгоритм Смита-Уотермана. Выполнено их сравнение в задаче улучшения результата автоматического распознавания слитной речи. Выделены преимущества и недостатки модифицированного алгоритма. Опис...

Гибридизация несмещённого фильтра с конечной импульсной характеристикой и фильтра Кальмана

В задачах радиолокационной оптимизации часто возникает вопрос о выборе между фильтром с конечной импульсной характеристикой и фильтром Кальмана. Оба этих фильтра имеют свои сильные и слабые стороны. В этой работе рассматривается попытка создание их г...

Алгоритмы расщепления для задачи о пропозициональной выполнимости

В статье исследуется задача о пропозициональной выполнимости и известные алгоритмы ее решения. Приведено обоснование её значимости как широко применимой задачи, для которой впервые было сформулировано и доказано свойство NP-полноты. Автором разработа...

Задача адресной перевозки с временными окнами

Задача адресной перевозки состоит в составлении маршрутов и расписании транспортных средств для перевозки людей “от двери до двери”. С такой задачей сталкиваются службы такси, школьные автобусы и социальные службы специального транспортного обслужива...

Похожие статьи

Методические особенности обучения решению квадратных уравнений

На практике учителя очень часто встречаются такие ситуации, когда обучающиеся не умеют решать квадратные уравнения. Главная задача состоит в том, чтобы научить обучающихся решать квадратные уравнения по первой формуле дискриминанта, а затем вводить и...

Доказательство основных свойств параллелограмма при помощи векторно-координатного метода

Векторно-координатный метод решения задач является одним из самых мощных способов, использование которого позволяет решать многие физические, технические и математические задачи. Привлекательность данного метода обусловлена его алгоритмичностью — воз...

Поиск эксцессоподобных решений с помощью метода минимизации лексикографической разницы

В теории кооперативных игр с трансферабельными полезностями особое место занимают решения, основанные на эксцессах коалиций. Для нахождения решений подобных N-ядру, требуются нахождение лексикографически минимального вектора среди всех векторов эксце...

Применение метода вариационных итераций к приближенному решению нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений

В этой работе метод вариационных итераций (МВИ) применяется для решения линейных и нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений. МВИ обеспечивает последовательность функций, которая сходится к точному решению и способен отменить некоторые из по...

Методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на сетях больших размерностей

В данной работе подробно рассмотрена задача маршрутизации транспорта с временными окнами и ограниченной грузоподъёмностью. В ходе работы рассматриваются различные эвристические и мета-эвристические алгоритмы, применённые к данному типу задач. Более п...

Применение алгоритмов теории расписаний при разработке медицинской информационной системы

Статья описывает алгоритм автоматизированного построения расписаний, использованный при разработке специализированной информационной системы. Он основан на взвешенной SPT модели и дополнен идеями построения расписаний для многопроцессорных работ. (SP...

Модификация алгоритма Смита — Уотермана для задачи автоматического распознавания слитной речи

В данной работе рассмотрен классический и модифицированный алгоритм Смита-Уотермана. Выполнено их сравнение в задаче улучшения результата автоматического распознавания слитной речи. Выделены преимущества и недостатки модифицированного алгоритма. Опис...

Гибридизация несмещённого фильтра с конечной импульсной характеристикой и фильтра Кальмана

В задачах радиолокационной оптимизации часто возникает вопрос о выборе между фильтром с конечной импульсной характеристикой и фильтром Кальмана. Оба этих фильтра имеют свои сильные и слабые стороны. В этой работе рассматривается попытка создание их г...

Алгоритмы расщепления для задачи о пропозициональной выполнимости

В статье исследуется задача о пропозициональной выполнимости и известные алгоритмы ее решения. Приведено обоснование её значимости как широко применимой задачи, для которой впервые было сформулировано и доказано свойство NP-полноты. Автором разработа...

Задача адресной перевозки с временными окнами

Задача адресной перевозки состоит в составлении маршрутов и расписании транспортных средств для перевозки людей “от двери до двери”. С такой задачей сталкиваются службы такси, школьные автобусы и социальные службы специального транспортного обслужива...

Задать вопрос