В данной статье рассматривается социально-экономическая сущность страхового надзора, цель страхового надзора за деятельностью страховых компаний на территории Республики Узбекистан, а также этапы его проведения. Кроме этого, рассмотрены ряд актуальных задач для дальнейшего совершенствования страховой деятельности.
Ключевые слова: страховой надзор, страховая деятельность, страховой класс, лицензиат, страховые ресурсы, актуарные услуги, перестрахование, страховой рынок
Деятельность страховой компании резко отличается от функциональных задач других хозяйствующих субъектов. Одним из главных задач страховой компании являются обеспечение беспребойной работы производства и компенсация причиненного вреда при страховых случаях. Все это требует государственного регулирования деятельности страховой компании.
Постановлением № 413 Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 ноября 2001 года «О мерах по дальнейшему развитию срахового рынка» Министерство финансов Республики Узбекистан утверждается полномочным государствненным органом, регулирующим и контролирующим страховую деятельность. Для обеспечения данной функции при Министерстве финансов создана Государственная инспекциия страхового надзора [2].
Надзор за деятельностью страховых компаний на территории Республики Узбекистан осуществляется в целях обеспечения защиты прав и законных интересов участников страховых отношений.
В системе контроля страховой деятельности можно выделить три этапа его осуществления.
Первый этап вбирает в себя принципы лицензирования страховщиков и деятельности страховых брокеров. При лицензировании изучаются следующие вопросы:
− руководитель лицензиата и главный бухгалтер должны соответствовать квалификационым требованиям, установленным специальным полномочным государственным органом по регулированию и контролю страховой деятельности;
− уставной фонд страхователя должен быть сформирован не ниже установленного минимального уровня;
− экономические основы страховой деятельности, вбирающее в себя бизнес-план по лицензируемому страховому классу;
− условия по видам стархования, которые требуются для лицезирования.
Второй этап вбирает контроль над страховой и финансовой деятельностью, осуществляемые на основе принципов прибыльности, ликвидности и диверсификации, в частности, контроль над обеспечением платежеспособности компании, формированием страховых ресурсов, возвратностью активов. Эти действия могут осущствляться контролирующими органами, а также независимыми актуриями и аудиторами.
Министерство финансов осуществляет текуший контроль над соблюдением страховщиками требований и условий лицензирования методом камеральной проверки отчетов и информации, представляемого страховщиками каждый месяц в соответствии с требованиями министерства.
Наряду с отчетом предоставляется следующая информация:
− достаточность маржи платежеспособности, расчеты обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательного страховния гражданской ответственности работадателя;
− сведения о составе активов, требования относящиеся к предельным нормам обязательств по отдельным рискам и ко всем обязательствам страховщика, а также сведения касающееся размещения активов, соблюдения требований перестрахования;
− сведения об общем объеме страхового резерва.
Кроме этого страховщики каждый оод должны проходит аудиторскую проверку, для этого по меньшей один раз в году приглашается актурная оранизация для предоставления актуарных услуг [1].
Третий этап контроля страховой деятельности вбирает в себя проверку компаний на местах. Проверка может проводится как на плановой основе, так и вне плана. Для этого необходимо получить разрешение республиканского совета по регулированию деятельности проверяющих органов и за тридцать календарных дней до проверки оповестить страхователя о проверке с указанием ее сроков и предмета.
Кроме этого, для дальнейшего совершенствования страховой деятельности необходимо решить ряд актуальных задач:
− во-первых, пересмотреть квартальный срок, установленный для предоставления информации страховщиками. За этот приод времени финансовое положение страховщика может существенно изменится и меры принятые контролирующим органом могут оказаться малоэффективными;
− во-вторых, автоматизация механизма сбора и обработки информации по страховому рынку способствуют экономии времени и трудовых ресурсов, повышению эффективности, а также дают возможность объективно и справедливо оценить текущее состояние страхового рынка;
− в-третьих, для обеспечения эффективности страховой проверки в зависимости от вида, масштаба и комплексности страховой деятельности необходимо путем объединения и аккумилирования имеющихся резервов в сегменты, предрасположенные к тем или иным рискам, внедрить подходы, нацеленные на определение риска.
Осуществление вышеуказанных мер позволить достичь дальнейщего соовершенствования эффективности контроля страховой деятельности.
Литература:
- Закон «О страховой деятельности» Республики Узбекистан, от 5 апреля 2002 года.
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 286 от 8 июля 1998 года «О мерах государственного регулирования страховой деятельности».
- Постановление № 413 Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 ноября 2001 года «О мерах по дальнейшему развитию страхового рынка».
- Годовой отчет Государственного инспекции страхового надзора при Министерстве финансов Узбекистан, 2016 г.