В статье рассматривается возможность применения геокэшинга для познавательного туризма в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: геокэшинг, познавательный туризм, Республика Саха (Якутия)
Информационные технологии крепко внедрились во многие отрасли человеческой деятельности. Возрастает роль информационных ресурсов и в сфере туризма. В данной статье рассматривается возможность применения геокэшинга для познавательного туризма в Республике Саха (Якутия).
Геокэшинг — это туристическая игра с применением спутниковых систем, суть которой заключается в нахождении тайников, которые заложены по заданным координатам другими участниками игры, или в прохождении заранее заданного маршрута. И тайники чаще всего расположены в местах, которые представляют собой географический, культурно-исторический и природный интерес.
- История геокэшинга как современной туристической игры.
История геокэшинга началась в 2000 году. 2 мая, на следующий день после официальной отмены загрубления сигнала GPS для гражданских приёмников [10], Дэйв Алмер из Портленда в одной из сетевых конференций предложил друзьям новую игру Stash («Пряталки»). Суть новой игры была в том, что один человек создавал тайник, публиковал его координаты в интернете, а другие по этим координатам пробовали найти тайник. На следующий день Дэйв отправился в лес и неподалёку от своего города спрятал первый тайник.
В Россию классический геокэшинг пришел весной 2002 г. Несколько единомышленников создали веб-сайт с автоматической базой данных по тайникам, и тогда же заложили первые тайники в Московской области. Уже через год игроки отметили первый юбилей — сотый тайник. Хорошую конкуренцию москвичам составили игроки из Санкт-Петербурга. В Новосибирске на базе Сибирского государственного университета геосистем и технологий доцентом кафедры кадастра и территориального планирования Алексеем Дубровским был предложен геокэшинг архитектурных или исторических достопримечательностей. Под его руководством геокэшинг проводится ежегодно, что привлекает внимание населения города к проблеме охраны и сохранения объектов историко-культурного наследия, также у студентов появляются навыки применения навигационного оборудования и специализированных программных средств для решения задач поиска объектов на местности [4].
Для проведения геокэшинга с целью культурного познания нужны определенные туристские ресурсы. Согласно федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил [1].
Так, ресурсный потенциал культурно-познавательного туризма в Республике Саха (Якутия) велик. Например, если геокэшинг проводить в самой столице республики — Якутске, то в качестве точек маршрута могут быть взяты различные памятники истории и культуры — монументы, памятники, скульптуры, музеи, музеи-усадьбы (Усадьба Атласовых, Этнографический комплекс «Чочур Мыраан»), архитектурные сооружения и т. п. Также стоит отметить, что в отличие от многих видов туризма, которые зависят от сезонности (пляжный, горнолыжный), то познавательный туризм не имеет таких ограничений.
- Познавательный вид туризма.
Далее рассмотрим понятие термина «познавательный туризм», также ее место в системе классификации видов. Существует множество классификаций видов туризма. Они определяются на основе различных базовых критериев. Согласно Тезаурусу по туристской и досуговой деятельности Всемирной туристской организации, существует около 200 терминов, отражающих сущность видов туризма [5]. Базовым принципом классификации познавательного (культурно-познавательного) туризма является мотивационно-целевой принцип [3].
Познавательный (культурно-познавательный) туризм является зонтичным термином для многих близких по природе и характеру видов туризма: исторического, религиозного, паломнического, этнического, этнографического, фольклорного, антропологического, археологического, событийного, художественного, музейного, архитектурного, замкового, дворцового, литературного, музыкального и многих других. Это объясняется тем, что все они «базируются на культуре» (culture-based), т. е. объединены общими интересами и мотивациями путешественников (познанием культуры «Другого», поиском нового культурного опыта и межкультурных контактов), а также использованием общих культурно-исторических ресурсов [3].
Культурно-познавательный или познавательный туризм (cultural tourism) относится к числу наиболее востребованных видов туризма. Цель участников культурно-познавательных туров может состоять в посещении и знакомстве с объектами и явлениями культуры какого-либо народа или страны: памятниками архитектуры, истории, археологии, народными ремеслами, предметами быта, произведениями музыкального и танцевального искусства, устного народного творчества, обычаями, традициями, праздниками, живой культурой местных сообществ, а также живое межкультурное общение с представителями посещаемых территорий. В развитых дестинациях достопримечательности культурного туризма включают художественные музеи, галереи, театры, концертные залы, музыкальные представления. Так, например, основной целью туристов может быть посещение всемирно известного музея, такого, как Прадо в Мадриде или Лувр в Париже, или посещение концерта, например, Венского симфонического оркестра, или балета, например, Большого театра. В менее развитых дестинациях культурные достопримечательности могут включать традиционные религиозные практики, народные культурные представления, фольклорные праздники, традиционные ярмарки, действующие центры ремесел и народных промыслов [3]. Несмотря на существующий подход, что любой вид международного туризма может быть назван культурным, так как связан с пересечением национальных границ, временным проживанием в других культурных сообществах, межкультурной коммуникацией гостей и хозяев, а также гостей из разных культур на территории хозяев, культурный туризм выделился в самостоятельный вид в 1970-е гг., а уже в 1990-е гг. стал четким, массовым направлением [6].
В XXI веке культурный туризм призван служить идеям интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, утверждению идеалов терпимости в обществе, т. е. уважению, принятию и пониманию богатого многообразия культур мира [2]. Что касается значения культурного (культурно-познавательного) туризма как самого активно развивающегося вида, культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных направлениях:
− познание культуры и культурного наследия;
− охрана и возрождение культуры;
− диалог культур.
То есть культурному туризму присущи сегодня три основные гуманитарные функции:
− культурно-познавательная и образовательная;
− культуроохранная и консервационная;
− коммуникационная и миротворческая [3].
- Применение геокэшинга в познавательном туризме.
Рассмотрим пример маршрута геокэшинга в познавательном туризме. Туристскими ресурсами для проведения геокэшинга с целью познавательного в г. Якутске могут быть скульптуры, бюсты и памятники исторических личностей, сыгравших значительную роль в истории республики и города и событий, памятники архитектуры и градостроительства, этнографические комплексы.
В данном маршруте, который представлен на рисунке 1, в качестве туристских ресурсов были взяты памятники и бюсты великих деятелей и личностей Республики Саха. Как показано на таблице маршрут состоит из нескольких точек (каждому человеку/команде дается одинаковое количество точек), и соответственно, даны их координаты. Так, маршрут начинается с Точки 1, где расположен памятник Авксентию Егоровичу Мординову — выдающемуся мыслителю, первому ректору Якутского Государственного университета. Точка 2 — бюст Герою Советского Союза Федору Кузьмичу Попову; Точка 3 — мемориал «Журавли над Ильменем», посвященный памяти 220 воинов-якутян, погибших в 1943 году на озере Ильмень Новгородской области; Точка 4 — памятник Платону Алексеевичу Ойунскому, якутскому писателю и общественному деятелю; Точка 5 — памятник Герою Советского Союза Николаю Алексеевичу Кондакову; Точка 6 (завершение маршрута) — это памятник Максиму Кировичу Аммосову, советскому государственному деятелю, активному участнику борьбы за установление Советской власти в Сибири.
Таблица 1
Координатные данные точек маршрута
№№точек |
Широта, с. ш. |
Долгота,в. д. |
Точка 1 |
62° 0' 56" |
129° 42' 13" |
Точка 2 |
62° 1' 17" |
129° 40' 54" |
Точка 3 |
62° 1' 53" |
129° 39' 54" |
Точка 4 |
62° 2' 3" |
129°44' 33" |
Точка 5 |
62° 1' 37" |
129°43' 26" |
Точка 6 |
62° 1' 15" |
129°42' 44" |
Также вместе с координатами точки дается описание местности и вопрос, на который должны ответить команды-участники. Например, по Точке 3 можно задать следующий вопрос — «Чему посвящен этот мемориал?», по точкам 2, 5 — «Какой подвиг совершил этот человек?» и другие вопросы.
В качестве технических средств могут быть использованы различные GPS-навигаторы, качестве средств пространственного позиционирования — сотовые телефоны, имеющие GPS либо GLONASS модуль [4]. Так, в спутниковых GPS-навигаторах фирмы Garmin есть функциональность по работе с геокэшерскими тайниками, в том числе с использованием ANT+ передатчика Garmin Chirp [8]. Также в форматах данных Garmin заложены два типа точек для простых тайников: невзятый тайник и взятый тайник. В последних моделях навигаторов реализованы и многие дополнительные функции, помогающие геокэшеру [9].
В конце побеждает тот человек, или та команда, которая быстрее всех прошла маршрут, при этом правильно ответив на все вопросы. Также должны быть предоставлены документальные данные (например, фотография с каждой точки маршрута).
Рис. 1. Пример маршрута геокэшинга как познавательного туризма в г. Якутске
Заключение.
Сейчас в туризме происходят качественные изменения, настолько кардинальные, что многие ученые и исследователи заявляют о том, что произошло зарождение «нового туризма», «нового туристского рынка» и соответственно «нового туриста» [7]. Глобализация формирует новую парадигму туризма, новую модель и образ туризма XXI века. Сегодня туризм уже не рассматривается главным образом как форма отдыха с ориентацией на формулу 3S (Sun — солнце, Sea — море, Sand — песок) [3].
Рост туризма в Республике Саха, быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, систем глобального позиционирования, высокая мобильность человеческих ресурсов требуют таких же быстрых обновлений в сфере туризма. В перспективе внимание и интерес к культурно-познавательному туризму будут только расти, так же, как будет расширяться различие его форм и видов.
Геокэшинг способствует активизации познавательного процесса, развитию навыков поиска, анализа и обработки информации, расширению кругозора. Геокэшинг может использоваться не только для обучения современным технологиям, но и в качестве основы для познавательного туризма. Так, геокэшинг дает возможность:
− повысить интерес студентов и школьников к историческим, природным местам республики;
− лучше узнать историю своего города/деревни;
− расширить кругозор и познакомиться с достопримечательностями, памятниками культуры;
− исследование близлежащей территории.
Также образовательный потенциал геокэшинга заключается в том, что учащиеся осваивают спутниковые навигационные системы (GPS/GLONASS), исследуют территории, знакомятся с достопримечательностями, выполняют творческие задания. Задания предполагают поисковую и исследовательскую деятельность, связанную с поиском определенных объектов или информации о них, необходимой для ответа на вопрос задания. Точками могут быть памятники культуры, исторические места и др. Геокэшинг — это активный познавательный процесс, наполняющий обучение новым практическим значением.
Литература:
- Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
- Декларация терпимости ЮНЕСКО, 1995 г. М., 1996. с. 9–10.
- Писаревский Е. Л. Основы туризма. / Е. Л. Писаревский. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 384 с.
- Дубровский А. В., Малиновский М. А. Геокэшинг инновационный способ привлечения внимания к проблеме охраны памятников историко-культурного наследия // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2011. — Том 6.
- Thesaurus on Tourism and Leisure Activities, Madrid: WTO, 2001
- McKercher B., du Cros H. Cultural Tourism: the Partnership between Tourism and Cultural Heritage Management. NY: London: Oxford: The Yaworth Hospitality Press, 2002. p. 1
- Poon A. Tourism, Technology and Competitive Strategy. — Oxon, New York: The Free Press, 1993; Rudez H. N. Challenges of Developing Intellectual Capital//New Trends in Tourism and Hospitality Management, 2004. p. 1009–1018.
- Обзор-тестирование геокешерского мини-передатчика Garmin chirp // NEOCACHING. URL: http://neocaching.ru/gps/chirp (дата обращения: 17.03.2017)
- Обзор-тестирование Garmin Dakota // GARMIN. URL: http://www.garmin.ru/about/posts/15053/ (дата обращения: 17.03.2017)
- GPS-гонка: России не хватает спутников, cnews.ru, 4 июня 2003 г.