Организация внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 5997 раз

Библиографическое описание:

Павловская, Н. К. Организация внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе / Н. К. Павловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 587-590. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41248/ (дата обращения: 18.12.2024).



Деятельность по воспитанию и развитию личности в школе осуществляется разными путями, важное значение имеет такой ее вид, как внеклассная работа. Перед педагогом стоит задача увидеть в каждом обучающемся личность творческую, активную и способную трудиться, научить самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности. Немаловажно воспитать у школьников любовь к труду и учить их правильно организовывать свой досуг. Внеклассная работа способствует воспитанию данных качеств, являясь добровольной деятельностью, она имеет свою особенность: дети выбирают род занятий по своим собственным интересам и увлечениям. Данный вид воспитательной деятельности направлен на формирование у обучающихся таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, любознательность, активность и творчество. Внеклассная работа способствует саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию детей, развитию их творческих способностей. Не менее важное значение внеклассная деятельность занимает в организации досуга и культурного отдыха учащихся.

Внеклассная работа осуществляется по всем школьным предметам, предметы эстетического цикла не являются исключением. Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе формирует творческую личность, развивает интерес к искусству и позволяет расширить и углубить знания младших школьников.

Цель исследования: изучить особенности организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе.

Деятельность учителя во внеклассной работе заключается в том, что он руководит работой обучающихся, помогает, советует, направляя их тем самым на творческую работу. При этом, по мнению С. А. Смирнова, учитель должен основываться помимо общедидактических принципов, на специальных принципах внеклассной работы [2, с. 383]:

Принцип добровольности предполагает наличие у обучающихся определенного круга интересов по предмету и желания расширять и углублять свои знания. Принцип равного права всех обучающихся заниматься внеклассной деятельность, независимо от успехов на уроке. Принцип самостоятельности заключается в ответственности обучающегося за взятые на себя поручения и поиск решения поставленных перед ним задач, как педагогом, так и коллективом. Принцип занимательности играет важную роль в поддержании и развитии интереса обучающихся и реализуется благодаря использованию разнообразных форм, средств методов и приемов.

Вышеизложенные принципы учитывается и при организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе, которая характеризуется свободой выбора младшими школьниками материалов и тем рисования, а также выбора оборудования (учащиеся часто рисуют на свободные темы, и имеют выбор в средствах рисования). На внеклассных занятиях по изобразительному искусству учащиеся имеют возможность работать с многообразными материалами (младшие школьники выполняют рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создают скульптуры из глины и пластилина; выполняют изделия из керамики и папье-маше.). Кроме этого, занятия могут посещать и те школьники, которые интересуются исключительно теоретическим знаниям в области искусства (учащиеся, у которых возникают трудности при рисовании, посещают кружки, экскурсии, принимают участие в беседах и просмотрах кинофильмов по изобразительному искусству, обусловлено это интересом школьника к самому искусству, к его истории, определенному жанру).

Внеклассная работа по изобразительному искусству должна протекать в атмосфере художественной школы, где учащиеся будут рисовать на мольбертах, устраивать выставки своих работ, беседовать на темы искусства и тем самым развивать свои творческие способности. С этой целью используются как общепринятые дидактические формы и методы организации внеклассной работы, так и специфические, характерные для предметов эстетического цикла.

Для реализации принципа занимательности, педагогу необходимо использовать разнообразные формы внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе. К таким формам относят: кружок, факультативные занятия, экскурсии, организация изостудий, музеев, беседы, выставки, конкурсы рисунков, домашнее рисование младших школьников.

Рассмотрим сущность каждой организационной формы, которая описана в работах Н. Н. Ростовцева [1, с. 216–224].

Кружок способствует выявлению интересов и творческих способностей обучающихся, меньшее количество учащихся, по сравнению с уроком, позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе.

Факультативное занятие — это внеклассная деятельность младших школьников, которая носит ярко выраженный проблемный характер и рассчитана на высокую активность и самостоятельность обучающихся как в восприятии материала, так и в выполнении заданий.

Экскурсия по изобразительному искусству проводятся в музеи, на выставки (с целью расширения кругозора, знакомства с произведениями) и на природу (с целью наблюдения и зарисовок).

Изостудия — представляет собой помещение для занятий изобразительной деятельностью, может находиться как в школе, так и за ее пределами. Преимуществом изостудии являются благоприятные условия для создания атмосферы художественной школы, занятия проводятся относительно длительное время (от трех часов).

Музей изобразительного искусства организуется самостоятельно младшими школьниками под руководством педагога, учащиеся собирают экспонаты и оформляют экспозицию.

Беседы организуются как при организации других форм, в качестве метода (на экскурсии, перед началом рисования в кружке, занятии в изостудии) и в виде отдельных внеклассных занятий (в случае, если тема уроке вызвала у младших школьников особы интерес) по инициативе самих обучающихся.

Выставки рисунков чаще являются общешкольными и организуются в конце учебного года как творческий отчет по работе кружков. Могут оформляться как в кабинетах, так и в коридорах, библиотеках, актовых залах. При оформлении выставок по изобразительному искусству необходимо помнить о подписях к ним.

Конкурсы рисунков по изобразительному рисунку обычно проводятся тематически в виде лучшего рисунка на определенную тему.

Домашнее рисование младших школьников — это рисунки обучающихся, выполненные ими по собственному желанию, которые учитель просматривает с целью помочь исправить ошибки, подсказать как лучше и наблюдать за развитие младшего школьника в области техники реалистического изображения.

Во время организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе учителю приходится сталкиваться с трудностями, которые мешают осуществить то, что задумано. Много времени уходит на составление сценариев мероприятий, на выбор форм, методики проведения. В силу вышеизложенных обстоятельств, целесообразно выделить педагогические условия, способствующие эффективной организации внеклассной работы по данной дисциплине.

К таким педагогическим условиям относятся:

– формы и методы работы в кружках должны быть несколько иными, чем в классе, приближенными к художественной школе;

– воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

– целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание младшего школьника, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

– применение на внеклассных занятиях разнообразных материалов и техник работы с ими;

– привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству.

Рассмотрим каждое условие более подробно.

Создание атмосферы художественной школы будет способствовать развитию у учащихся интереса к занятия изобразительным искусством, т. к. у учащихся будет возможность в выборе тем и средств рисования. Новая для младших школьников обстановка, в которой они смогут не только получать новые знания и умения, но и передавать свой опыт, делиться им с другими школьниками.

Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности. Важно, чтобы преодоление младшими школьниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, свои творческие способности. Наибольшие трудности для учащихся представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства в рисунке. Для преодоления этих трудностей необходимы некоторые условия, а именно: для каждого внеклассного занятия необходимо выделить ведущую задачу и предусмотреть последовательное усложнение этих задач от занятия к занятию.

Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание младших школьников, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого внеклассного занятия по изобразительному искусству рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях и умениях. В то же время беседа настраивает младших школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в творческих работах.

Это воздействие художественно-образного слова следует использовать и в процессе самостоятельной работы младших школьников. Учитель, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детали, может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений. Этот прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков. Беседы и рассказы на внеклассных занятиях по изобразительному искусству, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, открыток, иллюстраций и др.)

Разнообразие применяемых художественных материалов и техник. Младшим школьникам для выполнения рисунка предлагают такие материалы как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, альбомный лист, холст и др. К выбору материала привлекаются учащиеся, при этом учитель помогает и советует. Постепенно, с накоплением опыта и формирования навыков изобразительной грамоты, учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству способствует более эффективно деятельности младших школьников по изобразительному искусству. Экскурсии на природу и в музеи могут организовывать как учителя, так и родители, а также посещать их. Тем самым при домашней работе родители смогут посоветовать ребенку либо помочь ему. Учащиеся могут приглашать родителей на тематические выставки и вечера искусства, это способствует формированию у учащегося интереса к изучению искусства.

Внеклассные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют эстетическому воспитанию. В связи с этим, материал для внеклассной работы должен быть отобран с учетом возрастных особенностей интересов и предпочтений учащихся.

Таким образом, содержание внеклассных занятий должно быть, как можно более разнообразным и увлекательным. Успех работы внеклассных занятий по изобразительному искусству зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать количество участников, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок. К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или натуральные объекты, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем, чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Необходимо стремиться к тому, чтобы внеклассные занятия по изобразительному искусству происходили в атмосфере художественной школе, способствуя тем самым развитию творческих способностей и интересу к изобразительному искусству.

Результаты исследования. Вработе рассмотрены особенности организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе. В исследовании выделены педагогические условия, выполняя которые педагог сможет решить поставленные задачи, а деятельность обучающихся будет являться эффективной, развивать их интерес к изобразительному искусству.

Выводы. Анализ проведенного исследования дает основание утверждать, что для успешной организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе учителю необходимо придерживаться принципов внеклассной работы (добровольности, равного права, самостоятельности, заинтересованности) и соблюдать педагогические условия. Важно также учитывать время, отведенное на проведение внеклассных занятий, количество планируемых мероприятий, возрастные и индивидуально-психические особенности учащихся. Многообразие видов внеклассной деятельности и форм работы с детьми по изобразительному искусству эффективно влияет на формирование интереса к изучению искусства, и является необходимым условием для всестороннего развития личности младшего школьника сохранению и развитию его интереса в занятиях внеклассной деятельностью по данному предмету.

Литература:

  1. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. — Москва: АГАР, 2000. — 251 с.
  2. Смирнов, С. А. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учеб. завед. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — Москва: Академия, 2004. — 512 с.
  3. Сокольникова, Н. М. Методика обучения изобразительному искусству: учебник для студ. учреждений высш. проф. обр. / Н. М. Сокольникова. — Москва: Академия, 2013. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, внеклассная работа, начальная школа, занятие, учащийся, художественная школа, школьник, внеклассная деятельность, интерес, младший школьник.


Похожие статьи

Организация эстетического воспитания на уроках английского языка в начальной школе

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Организация внеурочной деятельности по биологии в работе с одаренными детьми

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация домашней учебной работы младших школьников

Организация внеклассной работы по английскому языку у младших школьников с учетом учебных интересов учащихся при изучении языка

Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Воспитание учащихся в процессе обучения изобразительному искусству в общеобразовательном учреждении

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики

Похожие статьи

Организация эстетического воспитания на уроках английского языка в начальной школе

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Организация внеурочной деятельности по биологии в работе с одаренными детьми

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация домашней учебной работы младших школьников

Организация внеклассной работы по английскому языку у младших школьников с учетом учебных интересов учащихся при изучении языка

Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Воспитание учащихся в процессе обучения изобразительному искусству в общеобразовательном учреждении

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики

Задать вопрос