В статье представлены результаты анализа поступлений НДФЛ как доли в совокупных и налоговых и неналоговых доходах бюджетов регионов Сибирского федерального округа и консолидированного бюджета субъектов РФ. Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия (РБ) в разрезе типов муниципальных образований за период 2013–2015 гг. В работе проведен сравнительный анализ темпов роста совокупных доходов, заработной платы и величины НДФЛ, уплачиваемых в РБ. Рассматриваются перспективы введения изменений как основных параметров налогообложения НДФЛ, так и возможности, и обоснованности введения прогрессивного налогообложения.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговые доходы бюджета, прогрессивная шкала НДФЛ, налоговая ставка по НДФЛ
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) относится к прямым налогам и имеет плоскую шкалу налогообложения. НДФЛ является федеральным налогом, но по действующему законодательству РФ поступает в региональный и местный бюджеты по нормативам — 85 % и 15 %, соответственно [1, ст. 56]. Рассмотрим динамику поступления налога в бюджеты бюджетной системы РФ.
В 2015 году в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Республики Бурятия поступило налогов и сборов в сумме 26,9 млрд. руб. Общий прирост налоговых поступлений составил 27,7 % (таблица 1). Последствия экономического кризиса усугубили, установившуюся еще в 2014 году тенденцию по замедлению темпов роста поступлений по налогу на доходы физических лиц и налогам на совокупный доход [5]. Здесь, темпы роста составили за 2015 г. 99,9 % и 101,0 % соответственно.
Таблица 1
Структура поступлений налогов исборов вРеспублике Бурятия вконсолидированный бюджет РФ, млн.руб.
Налоговые доходы |
2013г. |
2014г. |
2015 г |
|
Темп роста, 2015 к 2013,% |
||
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
% |
||
Консолидированный бюджет РФ, млн. руб. |
21084,3 |
100 |
21 894,9 |
100 |
26 931,5 |
100 |
127,7 |
Налог на прибыль |
4982,7 |
23,6 |
3340,0 |
15,3 |
8249,4 |
30,6 |
165,6 |
НДФЛ |
11293,8 |
53,6 |
11 391,2 |
52 |
11 359,8 |
42,2 |
100,6 |
НДС |
-1570,0 |
- |
349,2 |
1,6 |
-89,8 |
- |
- |
Акцизы |
685,5 |
3,3 |
112,4 |
0,5 |
44,4 |
0,2 |
6,5 |
Налог на имущество организаций |
2175,1 |
10,3 |
2551,3 |
11,7 |
2854,6 |
10,6 |
131,2 |
Транспортный налог |
357,9 |
1,7 |
417,4 |
1,9 |
476,6 |
1,8 |
133,2 |
*составлено авторами по данным налоговой службы РБ https://www.nalog.ru/rn03/news/activities_fts/5955424/
НДФЛ за рассмотренный период менялся немного, в 2015 году по сравнению с прошлым годом уменьшился на 0,3 %.
Рассмотрим роль и место налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете Республики Бурятия в разрезе муниципальных образований (таблица 2) [2,4].
Таблица 2
Налог на доходы физических лиц вструктуре доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия*
Бюджет |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
НДФЛ, млн.руб |
% |
НДФЛ, млн.руб |
% |
НДФЛ, млн.руб |
% |
|
Консолидированный бюджет Республики Бурятия |
11 293,76 |
100 |
11 367,44 |
100 |
11 359,8 |
100 |
Бюджет Республики Бурятия |
6 546,57 |
58,0 |
7 249,76 |
63,8 |
7 166,96 |
63,1 |
Бюджеты городских округов |
2 181,45 |
19,3 |
1 844,52 |
16,2 |
1 815,28 |
16,0 |
Бюджеты муниципальных районов |
2 166,33 |
19,2 |
1 875,79 |
16,5 |
2 149,53 |
18,9 |
Бюджеты городских и сельских поселений |
399,41 |
3,5 |
397,37 |
3,5 |
228,03 |
2,0 |
* составлено авторами по данным Федерального Казначейства http://www.roskazna.ru
Анализ показал, что в большем объеме НДФЛ поступает в бюджет региона и за анализируемый период показатель демонстрирует тенденцию роста с 58 % в 2013 г. до 63,1 % в 2015 году. Отмечается снижение доли НДФЛ в доходах бюджетов городских округов и городских и сельских поселений. Уменьшение на поселенческом уровне связано с передачей в бюджеты муниципальных районов из бюджетов сельских поселений части нормативов поступлений от налога на доходы физических лиц в связи с перераспределением ряда вопросов местного значения с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов.
Представляет интерес сравнительный анализ изменения величин заработной платы, среднедушевых доходов и поступлений НДФЛ в бюджет региона (таблица 3) [6,7].
Таблица 3
Сравнение темпов роста НДФЛ, среднедушевых доходов населения, среднемесячной начисленной заработной платы вРБ,%*
Период |
Среднедушевые доходы (СД), руб. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (ЗП), руб. |
Соотношение СД иЗП |
Темп роста НДФЛ,% |
Темп роста СД,% |
Темп роста ЗП,% |
2013 |
20 785,00 |
26038 |
79,82 |
100 |
100 |
100 |
2014 |
22 326,00 |
27739 |
80,5 |
110,7 |
107,4 |
106,5 |
2015 |
25 486,00 |
28386 |
89,8 |
98,86 |
114,2 |
102,3 |
*составлено авторами на основе данных федеральной службы государственной статистики www.gks.ru и Федерального Казначейства http://www.roskazna.ru
По показателю реальных доходов населения Республика Бурятия по итогам 2015 года находится на 11 месте и по СФО на 3 месте. Несмотря на незначительный рост абсолютного значения показателя среднемесячной начисленной заработной платы в Республике Бурятия в 2015 году, отмечается снижение темпа роста на 4,2 %, что в целом характерно для Российской Федерации. В рейтинге регионов Бурятия занимает 32 место и 6 в СФО.
Полученные в ходе анализа результаты свидетельствуют о несоответствии темпов роста среднемесячной начисленной заработной платы темпам роста среднедушевых доходов в 2015 году. Значительное расхождение значений отмечается при сравнении темпов роста НДФЛ значениям показателей доходов и заработной платы. Так, в 2015 году поступления НДФЛ в бюджет РБ снизились относительно уровня 2014 года, тогда как показатель среднедушевых доходов растет. Это может отражать несовершенство системы администрирования доходов, рост теневых доходов и т. п.
Распределение численности населения РБ по величине среднедушевых денежных доходов в 2015 году показало, что наибольший удельный вес населения 19,5 % имеет доход от 27000,1–45000 руб., что соответствует общероссийскому показателю (таблица 4).
Таблица 4
Распределение численности населения РБ по величине среднедушевых денежных доходов в 2015г. (в% от общей численности населения субъекта)*
Регион |
Величина среднедушевых денежных доходов, руб. вмесяц |
|||||||
До 5000 |
от 5000,1 |
от 7000,1 |
от 10000,1 |
от 14000,1 |
от 19000,1 |
от 27000,1 |
свыше |
|
до 7000,0 |
до 10000,0 |
до 14000,0 |
до 19000,0 |
до 27000,0 |
до 45000,0 |
45000 |
||
Российская Федерация |
2,4 |
3,8 |
8 |
12,2 |
14,4 |
18,1 |
22,5 |
18,6 |
Республика Бурятия |
3,8 |
5,4 |
10,4 |
14,4 |
15,7 |
17,9 |
19,5 |
12,9 |
*составлено авторами на основе данных федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
Следует отметить, что Республика Бурятия относится к числу депрессивных регионов и по показателю численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2015 году занимала в РФ 20 место, так за период 2013–2015 гг. значения показателей росли и составили — 15,9 %, 16,9 %, 17,7 %, соответственно. Уровень безработицы в Бурятии традиционно высок, в 2015 г. составил 9,2 %, в 2013 году — 8,0 %. Уровень закредитованности населения РБ крайне высок, регион является лидером по данному показателю. По состоянию на 01.12.2016г. в РБ, согласно расчетам информационного агентства «Байкал-Daily», на душу населения приходится 73,7 тыс. рублей задолженности по кредитам, из которых почти 9,3 тыс. — просроченный долг [8]. Таким образом, кредитная задолженность в 2,2 раза превышает средний размер доходов на душу населения. На наш взгляд планируемые изменения в законодательстве о налогах и сборах, касающиеся пересмотра существенных условий налогообложения НДФЛ, должны быть выверенными и прежде всего в отношении налогообложения граждан с низким уровнем дохода.
На сегодняшний день законодатели вновь рассматривают возможность повышения ставки с 13 % до 20 % уже в 2018 году. Говорится о идеи введения льготы по НДФЛ для граждан, осуществляющих добровольные пенсионные накопления. Министерство финансов РФ, чтобы мотивировать граждан выплачивать такие взносы, предлагает регулировать ставку НФДЛ пропорционально пенсионным отчислениям. Не участвующие в формировании индивидуального пенсионного капитала граждане будут платить 15 %, а те, кто будут осуществлять подобные накопления в размере не менее 10 % зарплаты, ставка по НДФЛ будет составлять 10 %. На наш взгляд, такая мера вероятнее всего негативно отразится на гражданах с низким уровнем дохода, т. к. развитие системы добровольного пенсионного накопления граждан идет низкими темпами. Это может быть объяснено низким уровнем финансовой грамотности и финансового образования, информированности граждан, недоверием к реформе государственных финансов и пр.
Еще одним аспектом реформы налоговой системы является введение прогрессивной шкалы по НДФЛ. Ее суть в переносе основного бремени налогообложения на лиц с высоким уровнем дохода. Система также предполагает освобождение от уплаты НДФЛ минимального уровня дохода, равного прожиточному минимуму. Стоит отметить, что большинство развитых стран как раз использует прогрессивную систему, тем самым они доказывают, что такая налоговая система помогает контролировать уровень доходов своих граждан. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ должно быть направлено не только на обеспечение фискального эффекта от данного налога, но также и на реализацию принципа социальной справедливости.
Литература:
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http://www.consultant.ru/document/cons _ doc_LAW_19702/
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2016.- 1326 с.
- Мониторинг исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2015 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http://www.minfin.ru
- Яковлева И. А. Обзор практики формирования доходов бюджета Республики Бурятия // Социально-экономическое развитие регионов: проблемы и перспективы материалы международной научно-практической конференции. — Т1. — Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2015. — с. 170–173
- Бурлов Д. Ю., Яковлева И. А. Эволюционный подход к развитию межбюджетных отношений и особенности их реформирования на современном этапе // Вестник ВСГУТУ. — 2016. — № 4(61). — С.89–96
- Яковлева И. А., Халтаева С. Р. К вопросу оценки результатов выполнения программ социально-экономического развития региона // Халтаева С. Р., Яковлева И. А. Наука и бизнес: пути развития. — 2014. — № 1(31). — С. 93–96.
- Яковлева И. А., Халтаева С. Р. Индикативное планирование социально-экономического развития региона // Наука и бизнес: пути развития. — 2013.- № 11 (29).- С. 121–123.
- Официальный сайт: информационного агентства «Байкал-Daily»: https://www.baikal-daily.ru/ [Электронный ресурс]
[1] Статья подготовлена по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей».