В статье рассмотрен порядок проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности, рассмотрены методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Ключевые слова: задолженность, дебиторская, кредиторская, анализ, управление, финансовое состояние, организация
Дебиторская и кредиторская задолженности — это естественные составляющие бухгалтерского баланса предприятия. Появляются они из-за несоответствия даты появления обязательств и даты платежей по ним. И размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженностей, и период оборачиваемости обеих влияют на финансовое состояние организации.
Прибыль от продаж — это единственный способ погасить все виды кредиторской задолженности. Поступление денег от продаж говорит о способности организации погасить долги кредиторам. Зачастую, именно долги покупателей формируют большую часть дебиторской задолженности. Таким образом, главной задачей управления движением дебиторской задолженности является установление с покупателями договорных отношений, обеспечивающих достаточное и своевременное поступление средств для осуществления платежей кредиторам.
Управление движением кредиторской задолженности заключается в установлении договорных отношений с поставщиками таким образом, чтобы сроки и размеры платежей предприятия ставились последними в зависимость от поступления от покупателей денежных средств. Отсюда следует, что практически мы говорим об параллельном управлении движением и дебиторской задолженности, и кредиторской.
Часть дебиторской и кредиторской задолженности, которая осталась после этого, является базисом для достаточного погашения кредиторской задолженности, для оценки периодичности поступления долгов покупателей и для балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода в том случае, если их оборачиваемость происходит согласно договорным условиям или установленному порядку расчетов.
Основные приемы управления дебиторской задолженности — это оформление счетов и определение характера дебиторской задолженности; учет заказов. Некоторые из рассматриваемых нюансов требуют особого внимания. Это, например, необходимость вариантов сокращения среднего времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Наряду с этим должны оцениваться и возможные издержки, которые связаны с дебиторской задолженностью, то есть — выгода, которая могла быть упущена из-за неиспользования средств, вместо их инвестирования. Управление дебиторской задолженностью имеет связь с двумя различными видами резервов времени — на отправку почтой и на выписку счета-фактуры. Время почтовой доставки — это период между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Период почтового прохождения документов может быть сокращен благодаря децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (пользуясь службой срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи). Время на выписку счета — это период времени между отправкой товара покупателю и высылкой счета. Несомненно, компании следует отправлять счета вместе с товаром одновременно.
Важный момент в управлении дебиторской задолженностью — установление сроков кредита, который предоставляется покупателям. Эти сроки влияют на объемы продаж и получение денег. Так, благодаря более длительным срокам кредита, скорее всего, увеличатся объемы продаж. сроки кредита напрямую относятся к доходам и затратам, которые связаны с дебиторской задолженностью. В том случае, если сроки кредита довольно жесткие, у компании будет меньше денежных средств, вложенных в дебиторскую задолженность, и потерь от безнадежных долгов. Однако, в свою очередь, это может привести к уменьшению объемов продаж, прибыли, а также к отрицательной реакции покупателей.
Но с другой стороны, в случае если сроки кредита неконкретные, то компания может добиться большего дохода и увеличения объемов продаж. Однако компания рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратам, которые будут связаны с тем, что оплата малоэффективными покупателями будет задержана. сроки дебиторской задолженности можно либерализовать в том случае, если вам нужно избавиться от устаревшей продукции или от избыточных товарно-материальных запасов, а также если вы заняты в промышленности, которая направлена на товары для сезонных продаж. В случае, если товар скоропортящийся, нужно использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и, если возможно, использовать оплату при поставке.
Оценивая платежеспособность потенциального покупателя нужно учитывать такие факторы как финансовую устойчивость покупателя, честность, а также имущественное обеспечение. Кредитная надежность покупателя оценивается количественными методами анализа регресса, рассматривающего изменение зависимой переменной, которая имеет место при изменении информативной (независимой). Данный способ достаточно полезен при оценке большого числа мелких покупателей. Важно должным образом оценивать возможные потери по безнадежным долгам. Особенно в том случае, если компания долго не меняет свою кредитную политику и продает товары мелким покупателям. Продление кредита, в свою очередь, влечет за собой дополнительные расходы, такие как: комиссионные расходы, которые выплачиваются специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг, а также административные расходы деятельности кредитного отдела.
Довольно полезной является информация, которая получена от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб. одним из важнейших вопросов управления оборотным капиталом является оценка реального состояния дебиторской задолженности, то есть оценка вероятности безнадежных долгов. Эта оценка проводится по каждой группе дебиторской задолженности с разными сроками возникновения отдельно. Финансовый менеджер может использовать статистику, накопленную в организации, или воспользоваться услугами эксперт-консультантов. Как было сказано выше, установление разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями является одним из главных моментов в управлении оборотным капиталом. Однако при этом нужно проводить оценку не только собственных условия кредитования, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, который получает предприятие, используя скидки.
Отсюда следует, что система скидок влияет на защиту организации от инфляционных убыток, и способствует дешевому пополнению оборотного капитала в натуральной или денежной форме. Так, финансовый менеджер должен сравнить доход от ускоренных платежей и сумму скидки, а уже после этого решать, предоставлять ли покупателю скидку за авансовые выплаты остатков на счетах. Для принятия решения по кредитованию малоэффективных покупателей, компании надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, которые связаны с дебиторской задолженностью. Если компания обладает резервными производственными мощностями, то дополнительный доход — это маржинальная прибыль с новых продаж, поскольку постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный срок.
Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах:
1) Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации, времени отсрочки платежа;
2) Сравнение дополнительной прибыли, которая связана со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции.
Для увеличения притока денежных средств предприятию надо использовать различные модели договоров, основанные на гибких условиях формы оплаты и ценообразования. Возможны разнообразные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Уровень дебиторской задолженности определяется большим количеством факторов: емкостью рынка, видом продукции, принятой в компании системой расчетов, степенью насыщенности рынка этой продукцией и т. д.
Система расчетов, принятая в компании, особо важна для менеджера. Постоянные клиенты обычно оплачивают товар в кредит. При этом условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах одна из наиболее распространенных схем — это схема типа «d/k брутто n». Она означает, что: — покупатель получает скидку в размере d % в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара); — покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k+1)-го по n-й день кредитного периода; — в случае неуплаты в течение п дней покупатель будет вынужден дополнительно уплатить штраф, величина которого варьирует в зависимости от момента оплаты.
В целом управление дебиторской задолженностью включает: 1) анализ дебиторов; 2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; 3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; 4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов; 5) оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот — о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т. п.
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам.
Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Литература:
- Беспалов М. В. Анализ эффективности инвестиционно-инновационной деятельности организаций: критерии оценки, основные показатели, алгоритм расчета / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 104–110
- Беспалов М. В. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий розничной торговли по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности / Все для бухгалтера. 2013. № 6. С. 21–26
- Беспалов, М. В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления / М. В. Беспалов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013 г. № 23(335). с. 26–32.
- Солдатова А. П., Солдатова Л. И. Анализ задолженности контрагентов как база поиска для управления дебиторской задолженностью // Science Time. 2014. № 8 (8). С.276–296.
- Родионова В. М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 2007г. — 350 с.
- Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. акад. Г. Б. Поляка. — 5е изд., перераб. и допол. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 527с.