Статья посвящена исследованию группы кросс-культурных факторов, оказывающих, влияющие на развитие и проявление творческих способностей студентов в России и во Вьетнаме.
Ключевые слова: кросс-культурный фактор, творческая способность, студент
Творческие способности — одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей развития творческих способностей студентов в разных культурах, и недостаточной методологической обоснованностью кросс-культурных исследований в научной литературе. Указанное обстоятельство и определило выбор темы нашего исследования.
В данной работе проведено исследование группы кросс-культурных факторов, оказывающих, влияющие на развитие и проявление творческих способностей российских студентов, вьетнамских студентов и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье.
Для более подробного влияния кросс-культурных факторов на творческую способность студентов, мы проводили анализ на 50 вьетнамских студентов, обучающихся в АГТУ (Астраханский Государственный Технический Университет) методикой «Культурно-ценностный дифференциал» (Г. У. Солдатова, И. М. Кузнецов и С. В. Рыжова) и «Самооценка творческих способностей» (Е. Е. Туникa). Мы сравнили получаемый результат этого анализа с результатами анализа российских студентов в Астрахани и вьетнамских студентов во Вьетнаме.
В нашем исследовании используется семантический дифференциал «Культурно-ценностный дифференциал» (Г. У. Солдатова, И. М. Кузнецов и С. В. Рыжова). Цель этой методики — измерение групповых ценностных ориентаций: на группу, на власть, друг на друга и на социальные изменения.
Ценностные ориентации сформулированы в рамках психологического универсального измерения культуры «индивидуализм—коллективизм».
Шкала «ориентация на группу — ориентация на себя» рассматривается на основе таких параметров, как внутригрупповая поддержка (взаимовыручка — разобщенность), подчиненность группе (подчинение — самостоятельность) и традиционность (верность традициям — разрушение традиций). Ориентация на изменения рассматривается в диапазоне «открытость к переменам — сопротивление переменам» по параметрам: открытости — закрытости культуры (открытость — замкнутость), ориентации на перспективу (устремленность в будущее — устремленность в прошлое), степени риска (склонность к риску — осторожность). Ориентация друг на друга — в диапазоне «направленность на взаимодействие — отвержение взаимодействия» по параметрам: толерантности — интолерантности (миролюбие — агрессивность), эмоциональности (сердечность — холодность) и мотивации достижения (уступчивость — соперничество).Ориентация на власть — в диапазоне «сильный социальный контроль — слабый социальный контроль» по параметрам: подчинения запретительным и регулирующим стандартам общества (дисциплинированность — своеволие, законопослушность — анархия) и значимость авторитета (уважение к власти — недоверие к власти).
С помощью критерия Колмогорова — Смирнова для одной выборки мы установили, что распределение шкал опросника значимо и не отличается от нормального распределения, поэтому для выявления взаимосвязи между переменными мы использовали коэффициент корреляции Пирсона.
Между переменными установлена достоверная взаимосвязь. Результаты представлены в таблице 1 (в таблице представлены дихотомии, по которым выявлена достоверная взаимосвязь).
Таблица 1
Корреляционная связь между результатами российских и вьетнамских студентов по результатам Методики «Культурно-ценностный дифференциал»
Шкалыопросника |
Взаимовыручка -разобщенность |
Замкнутость— открытость |
Дисциплинированность— своеволие |
Осторожность— склонность криску |
Подчинение— самостоятельность |
Законопослушность— анархия |
Уступчивость— соперничество |
|
Взаимовыручка -разобщенность |
r |
0,6802 |
0,6923 |
0,5752 |
0,4095 |
0,6106 |
0,5658 |
0,6521 |
p |
0,00 |
0,00 |
0,000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Закрытость переменам– открытость переменам |
r |
|
0,5209 |
0,6485 |
0,4722 |
0,3836 |
0,5822 |
0,6109 |
p |
|
0,00 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
Дисциплинированность — своеволие |
r |
|
|
0,4663 |
0,3514 |
0,5473 |
0,3606 |
0,4642 |
p |
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Осторожность — склонность к риску |
r |
|
|
|
0,3860 |
0,2393 |
0,4608 |
0,4172 |
p |
|
|
|
0 |
0,002 |
0 |
0 |
|
Подчинение — самостоятельность |
r |
|
|
|
|
0,2129 |
0,3857 |
0,4357 |
p |
0,007 |
0 |
0 |
|||||
Законопослушность — анархия |
r |
|
|
|
|
|
0,2557 |
0,5757 |
p |
|
|
|
|
|
0,001 |
0 |
|
Уступчивость — соперничество |
r |
|
|
|
|
|
|
0,4890 |
p |
|
|
|
|
|
|
0 |
|
Сравнение результатов тестирования вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и вьетнамских студентов, обучающихся в г. Астрахань (в табл. 1) позволило нам выделить базовые культурологические дихотомии, влияющие на развитие творческих способностей: «открытость переменам — закрытость переменам», «коллективизм — индивидуализм» (реализуется в шкалах «взаимовыручка-разобщенность» и «подчинение-самостоятельность») и «склонность к риску».
Для исследования различий творческих способностей российских студентов, вьетнамских студентов и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье были использована методика «Самооценки творческих способностей» Е. Е. Туник. При оценке данных опросника используются четыре параметра, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску. Полученные результаты приведены в табл. 2.
Таблица 2
Уровня творческих способностей российских студентов, вьетнамских студентов ивьетнамских студентов, обучающихся вПоволжье, по результатам тестаЕ.Е.Туник
Примечание: 1) Российские студенты; 2) Вьетнамские студенты в Астрахани; 3) Вьетнамские студенты.
Результаты, представленные в таблице 2, показывают, что уровень творческих способностей российских студентов и вьетнамских студентов, обучающихся в России сосредоточены на показателе выше среднего (59 % и 40 %), у 7 % российских студентов и у 8 % вьетнамских студентов, обучающихся в России, находятся на высшем уровне, показателях низкого значения не наблюдается. Уровень творческих способностей студентов, проживающих во Вьетнаме, в основном сосредоточен на среднем показателе своего значения (52,8 %) и 1,2 % студентов находится на низком уровне. Таким образом, вьетнамские студенты, обучающиеся в России, имеют более высокий уровень творческих способностей (средний 36,0 %, высокий 40,0 %, очень высокий 8,0 %), по сравнению с вьетнамскими студентами, проживающими во Вьетнаме. Уровень творческой способности вьетнамских студентов, обучающихся в России несколько ниже уровня российских студентов и выше уровня вьетнамских студентов, проживающих во Вьетнаме.
Таким образом, наше исследование показало высокую внутреннюю валидность данного теста, что делает возможным его применение для анализа влияния культурологических факторов на развитие и проявление творческих способностей студентов. Культура является основной главной причиной различия творческих способностей между российскими и вьетнамскими студентами, обучающихся в России, и вьетнамскими студентами, проживающими во Вьетнаме.
Литература:
- Динь Н. Т. Изучение влияния внешних факторов на творческие способности студентов, проживающих в Поволжье (России) и в долине реки Меконг (Вьетнам) по результатам теста «TSD-Z» К. К. Урбана /Н.Т., Динь// Социально-гуманитарный журнал (АГУ): — 2015. — № 2. — С. 148–155.
- Исследование выражения социальных отношений в процессе творческой деятельности российских и вьетнамских студентов)/Н.Т., Динь// Молодой учёный: — 2016 г. — № 2 (106). — С. 998–1000.
- Динь, Н. Т. Исследование уровня творческих способностей российских и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье /Н.Т., Динь// «Современные концепции научных исследований» (Россия, г. Москва, 25–27 июня 2015 г.): — 2015. — № 2 (33). — С. 91–93
- Динь Нгок Тханг. Изучение влияния образовательного фактора на творческие способности студентов. // Гуманитарные исследования журнал, 2015, № 3 (55) — c. 137–145.
- Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. -Спб.: Иматон, 1998. -171с.