Законом Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3393-КЗ «О внесении изменений в Устав Краснодарского края» [1] внесены изменения в Устав Краснодарского края, в том числе в его статью 24, согласно которым Законодательное Собрание Краснодарского края является не только постоянно действующим представительным и законодательным органом государственной власти края, но и контрольным органом.
Вытекает данное положение из федерального законодательства. Так, в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2] закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. А в подпункте «а« пункта 4 статьи 5 этого же Федерального закона установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.
Следовательно, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации наделен контрольными полномочиями. Но в законодательстве и правовой литературе чаще упоминается термин «парламентский контроль».
Несмотря на неоднократные попытки инициирования принятия на федеральном уровне федерального закона, который бы регулировал по аналогии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» [3] общественные отношения, связанные с осуществлением парламентского контроля на уровне субъектов Российской Федерации, они так и остались попытками. Тогда многие субъекты Российской Федерации пошли по пути принятия собственных законов, устанавливающих цели, принципы, формы парламентского контроля, а также перечень субъектов, которые наделены правом его проведения.
В Краснодарском крае такого закона пока не принято, но необходимость его принятия обсуждалась депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края.
В настоящее время в отсутствие кодифицированного акта, в котором бы содержались как общетеоретические понятия парламентского контроля в субъектах Российской Федерации (его цели, принципы, формы, субъекты, объекты, задачи и так далее), так и отдельные процедурные аспекты его осуществления, нормы, предусматривающие возможность и порядок осуществления контрольных полномочий парламентами субъектов Российской Федерации, разбросаны по множеству нормативных правовых актов, как федерального, так и регионального уровня. Причем это не только федеральные законы или законы субъектов Российской Федерации, но и указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и даже приказы федеральных органов исполнительной власти (например, приказ МВД России от 30 августа 2011 года № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России» [4]), что не только не способствует их унификации в отношении всех субъектов Российской Федерации, но и затрудняет практику реализации данных полномочий.
Что же представляет собой парламентский контроль на современном этапе развития российского общества? Среди ученых нет единой точки зрения на его дефиницию, также как нет и юридического нормативного определения данного понятия. Нам ближе понятие, которое дано Карасевым А. Т. и Гиздатовым А. Р., которые определяют парламентский контроль в Российской Федерации «как конституционно-правовую возможность и практику высшего законодательного представительного органа государственной власти, его членов и образуемых им структурных органов по мониторингу и проверке законности осуществления полномочий органами исполнительной власти, их должностными лицами и иными лицами с целью последующей оценки их деятельности и возможного применения мер реагирования» [5]. Данное понятие они применяют по отношению к контрольным полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации, но, безусловно, применимо оно и к органам законодательной власти субъектов Федерации.
Так какие же контрольные полномочия Законодательного Собрания Краснодарского края предусматриваются в законодательстве Краснодарского края.
Безусловно, начнем с Устава Краснодарского края, в статье 33 которого сказано, что Законодательное Собрание края самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
‒ исполнением принятых им законов и иных нормативных правовых актов;
‒ выполнением планов и программ социально-экономического развития края;
‒ исполнением краевого бюджета, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации;
‒ распоряжением собственностью края, а также управлением федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти края.
В целях осуществления контроля за исполнением краевого бюджета, использованием государственных средств и государственной собственности, иных средств, поступление или использование которых регулируется нормативными правовыми актами края, а также иных контрольных полномочий Законодательное Собрание края образует Контрольно-счетную палату.
В статье 60 Устава Краснодарского края отражено, что контроль за соблюдением законодательства края осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти края, а также действующие на территории края федеральные органы в пределах их полномочий и в установленном законами Российской Федерации и края порядке.
В Законе Краснодарского края от 28 июня 1995 года № 10-КЗ «О Законодательном Собрании Краснодарского края» [6] оговорено, что данный орган является постоянно действующим представительным и законодательным органом государственной власти Краснодарского края и осуществляет помимо правового (законодательного) регулирования по предметам ведения края, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и Краснодарского края контроль за соблюдением и исполнением принятых им законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края.
В Законе Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» [7] указано, что в целях оценки эффективности действия нормативных правовых актов Краснодарского края, контроля за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов Краснодарского края, противодействия коррупции, совершенствования нормотворческой деятельности органами государственной власти Краснодарского края осуществляется мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Краснодарского края в порядке, установленном законом Краснодарского края.
Проанализировав нормативную базу, мы пришли к выводу, что в Краснодарском крае предусмотрены и реализуются следующие формы парламентского контроля:
‒ заслушивание ежегодных отчетов главы администрации (губернатора) Краснодарского края о результатах деятельности администрации Краснодарского края, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием края;
‒ заслушивание отчета члена Совета Федерации Федерального Собрания Российско Федерации — представителя от Законодательного Собрания Краснодарского края;
‒ заслушивание ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае;
‒ заслушивание ежегодного отчета начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел;
‒ назначение (дача согласия на назначение) на должности и освобождение от должностей отдельных должностных лиц (дача согласия на назначение на должность первого заместителя губернатора Краснодарского края, назначение Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, половины членов Избирательной комиссии Краснодарского края, должностных лиц Контрольно-Счетной палаты (председателя, заместителя, аудиторов), мировых судей);
‒ согласование представления Генерального прокурора Российской Федерации по кандидатуре на должность прокурора Краснодарского края;
‒ проведение парламентских слушаний;
‒ проведение депутатского расследования;
‒ направление депутатского запроса, который по своей сути, является парламентским запросом, так как оформляется постановлением ЗСК;
‒ контроль за реализацией государственных программ Краснодарского края;
‒ контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения государственной собственностью Краснодарского края, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти Краснодарского края, и распоряжением (отчуждением) имуществом, находящимся в государственной собственности Краснодарского края;
‒ проведение совместных контрольных мероприятий с экспертно-консультативными советами, созданными при постоянных комитетах Законодательного Собрания Краснодарского края.
Ежегодно утверждается план нормотворческой и контрольной деятельности регионального парламента. Рассмотрение так называемых «контрольных постановлений» о ходе реализации отдельных нормативных правовых актов (либо их положений), принятых Законодательным Собранием Краснодарского края, и включенных в вышеназванный план, происходит на пленарных заседаниях. Одновременно предусмотрено, что «контрольные вопросы» могут рассматриваться и на заседаниях постоянных комитетов и рабочих групп, в том числе выездных и совместных.
Опосредованно контроль также осуществляется через представителей Законодательного Собрания края при адвокатской палате Краснодарского края и квалификационной коллегии судей Краснодарского края.
Так называемый «парламентский час» нередко проходит на еженедельных планерных заседаниях депутатов краевого парламента, на который приглашаются руководители краевых органов исполнительной власти и в ходе которых рассматриваются те или иные вопросы, имеющие значение для улучшения благополучия региона и его жителей.
Следовательно, несмотря на отсутствие кодифицированного нормативного акта, регулирующего проведение парламентского контроля в Краснодарском крае, фактически он осуществляется в различных формах и видах. А вот эффективность его осуществления не всегда поддается оценке, хотя, очевидно, что парламентский контроль, являясь инструментом обеспечения законности и повышения эффективности государственного управления, должен носить прогнозируемый и целенаправленный характер, основанный на нормативной правовой базе.
Литература:
- Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.05.2016.
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с изменениями на 28.12.2016) — КонсультантПлюс.
- О парламентском контроле: Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (с изменениями на 09.03.2016) — КонсультантПлюс.
- Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России: Приказ МВД России от 30.08.2011 № 975 (с изменениями на 10.03.2016) — КонсультантПлюс.
- Карасев А. Т., Гиздатов А. Р. Парламентский контроль в системе государственного контроля в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С. 34–38.
- О Законодательном Собрании Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 28.06.1995 № 10-КЗ (с изменениями на 03.03.2017) — КонсультантПлюс.
- О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 06.06.1995 № 7-КЗ (с изменениями на 29.04.2016) — КонсультантПлюс.