Трудности создания инженерной инфраструктуры в Архангельске в начале ХХ века. Часть I. Городской водопровод | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 30.03.2017

Статья просмотрена: 397 раз

Библиографическое описание:

Акишева, В. Д. Трудности создания инженерной инфраструктуры в Архангельске в начале ХХ века. Часть I. Городской водопровод / В. Д. Акишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 230-234. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41279/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие инженерных коммуникаций в большинстве городов Российской империи началось на рубеже ХIХ — ХХ веков, на территории государства начали строиться водопроводные, канализационные сети и электростанции. Глобальные преобразования стали происходить после событий 1917 года. В статье проведены данные по развитию инженерных сетей в Архангельске, на основе архивных материалов затрагиваются вопросы санитарного состояния города, говорится о попытках местного врачебного сообщества решить проблемы стерилизации и бактериологической очистки питьевой воды, прослеживается дальнейшее развитие инженерной инфраструктуры на протяжении минувшего века.

Ключевые слова: Архангельск, создание инженерной инфраструктуры города, городской водопровод

Градостроительная история любого поселения тесно связана с развитием инженерных коммуникаций. Минувшее столетие считается веком глобального роста и развития городской инфраструктуры, именно в нем было проложено наибольшее количество водопроводных, канализационных и паровых трубопроводов, создана мощная инженерная и энергетическая базы страны, в настоящее время существенно изношенная, что затрудняет деятельность отрасли ЖКХ, и усложняет на протяжении последних 20 лет внедрение реформ. Именно поэтому становление инженерной инфраструктуры в России в прошлом веке представляет научный интерес.

Создание инженерных сетей на Европейском Севере России по некоторым показателям значительно опережало развитие инфраструктуры в других регионах. К событиям 1917 года на территории Российской империи, имеющей в составе почти 800 городов, было построено 215 водопроводов, 23 канализационные сети и 35 трамвайных предприятий, подвижной состав которых работал от электричества. Из перечисленной городской инфраструктуры к советскому периоду в Архангельске отсутствовала только канализация [2].

К началу ХХ века градостроительная история города насчитывала более трех столетий, но самые важные события произошли на рубеже XIX-ХХ веков, в связи с экономическим ростом, начавшимся с приходом в Архангельск железной дороги, связавшей город с центром империи (1897 г.). Организация большого количества лесозаводов требовала привлечение технических мощностей и рабочей силы, началось бурное развитие строительства и создание инженерных коммуникаций.

Впервые вопрос о сооружении водопровода был поднят на заседании Общества архангельских врачей, в 1872 году он рассматривался на заседании городской Думы и поднимался в губернаторских отчетах императору.

В 1902 году был подписан контракт на строительство водопровода. 24 июня 1903 года водопровод был принят в эксплуатацию, имел длину 4998 саженей, на сети было установлено 79 пожарных и 29 створных кранов. В 1908 году встал вопрос о модернизации, которую закончили к 1911 году, к тому времени длина водопровода составила 16,5 верст [5].

Сооруженная на деньги облигационного займа водопроводная сеть состояла «из приемной трубы, длиной 100 саженей, проведенной в траншее в реку Северная Двина, водонапорной станции, оборудованной насосами, фильтрами и запасными баками, и сети магистральных труб, ответвлений, водоразборных, пожарных кранов и пр. и водонапорного бака в 2000 ведер» [4,1911, № 1, с. 28]. По трубе вода поднималась в отстойный колодец станции, качалась насосами, работающими на двух паровых котлах, на высоту 7,5 сажени, и далее через фильтры Гаватсона подавалась в магистральные трубы города. Система снабжала дома на набережной, Троицком, Псковском, Петербургском проспектах и улицах, примыкающих к ним. Выше Петербургского проспекта сеть отсутствовала.

В течение первых пяти лет водопроводное хозяйство Архангельска интенсивно развивалось (табл. 1). Увеличение абонентов вело к росту потребления воды в 3,5 раза. С отменой подушной таксы и переводом населения на учетные водомеры потребление воды с 1907 года практически остановилось [4, 1911, № 1, с. 29].

Таблица 1

Потребление воды жителями города в 1903 по 1910 годы

Год

Потребление воды, ведер

Год

Потребление воды, ведер

1903

5056724

1907

17122411

1904

6326562

1908

16722583

1905

9629332

1909

17797278

1906

14677852

1910

17681390

Жители отдаленных от центра районов не могли выполнить условия Правил, установленных городской Думой, подключение жилых строений к сети проходило медленно. Оплата в городскую казну стоимости подведения трубопровода к частной усадьбе для бедных слоев населения была не доступной. В связи с чем от общественности в местное самоуправление поступали просьбы о монтаже водопроводной системы к домам менее обеспеченных граждан за счет казны города, т. к. все жители несли бремя займа по устройству водопровода в Архангельске.

Водопровод был построен за 150 тысяч рублей, полученных по облигационному займу под 5 % годовых с погашением в течение 45 лет. Развитие инженерной сети по сравнению с другими городами шло быстро и за 8 лет достигло существенных результатов (табл.2) [4, 1911, № 1, с. 29].

Таблица 2

Технические показатели водопроводного предприятия города в сравнении сгородами Российской империи

Показатели

Архангельск

Смоленск

Нахичевань

Владимир

Год устройства водопровода

1903

1889

1888

1863

Количество жителей, тыс.чел

35

16

36

33

Длина магистральных сетей, верст

16,5

16

22

11

Пожарных кранов на сетях

115

120

67

22

Водомеров на сетях

465

180

603

175

Домовых ответвлений от сети

307

400

585

165

Годовой расход, тыс. вед

17681

25000

29339

29200

Бесплатный отпуск воды, тыс. вед

3870

4000

-

-

Архангельским врачебным сообществом неоднократно поднимался вопрос о стерилизации воды, плохом ее состоянии в местах забора с реки из-за близкого расположения порта, приливных и отливных течений, соседства со Смольным буяном и смолоочистительным заводом.

Поскольку сеть была несовершенной и имела большое количество тупиков, санитарная инспекция города беспокоилась о гигиеническом состоянии водопровода, скоплении осадков и размножении бактерий. Впервые в 1911 году были проведены бактериологические анализы на наличие микробов в сети, которые выявили 112–136 колоний бактерий в одном кубическом сантиметре [4, 1911, № 1, с. 33]. Поступило предложение о применении системы дезинфекции по примеру Европы и США, где применялось хлорирование воды. Метод хлорной очистки помимо санитарных норм был, кроме того, и дешев в исполнении, не требовал существенных затрат, считался одним из самых эффективных на то время и активно пропагандировался. На Х водопроводном съезде в Варшаве в докладе И. Ф. Войткевича говорилось о качестве применения такого метода очистки, опробованной для Нижегородской ярмарки: «…стерилизация воды хлором по своей дешевизне и простоте заслуживает серьезного внимания, в особенности в случае временной порчи воды и эпидемиях…» [4, 1911, № 1, с. 31].

При смонтированной системе водопровода в городе полностью отсутствовала канализация, в некоторых зданиях были выполнены автономные системы, большая часть строений была оборудована выгребными ямами. С ростом населения и переполнением жилых зданий санитарные условия города существенно ухудшались. На страницах Архангельских городских известий (АГИ) не раз поднимался вопрос перед Думой о принятии решения на заем для создания канализации в Архангельске. Надо отметить, что к 1907 году данный, довольно затратный, вид инженерных коммуникаций в Российской империи был развит слабо, в полном объеме канализация существовала только в Варшаве, и частично в Москве, Киеве, Царском Селе, Ялте и Одессе.

В 1912 году был выполнен ориентировочный расчет стоимости метра сети на 1 жителя города, исходя из данных 10 городов Западной Европы, результатом составленной сметы стал вывод — при среднем показателе в 22,7 рубля на одного жителя европейского города стоимость канализации в Архангельске может составить 780 тыс. рублей (табл. 3).

Таблица 3

Стоимость затрат на создание канализационной инженерной системы в некоторых городах Европы

Города Европы

Длина водопровода, м

Стоимость сооружения, руб

На 1 жителя

На 1га

На 1 жителя

1 мв/стока

Париж

0,3

90

20

67

Ливерпуль

0,75

190

33,5

45

Лондон

0,85

140

34

40

Мюнхен

0,75

150

25

33,5

Гамбург

0,5

67

19

37,5

Франкфурт

0,9

160

31,5

35

Данциг

0,5

130

12,5

25

Бреславль

0,4

130

10

25

Берлин

0,7

210

24

34

Аугсбург

0,7

180

17,5

25

Сумма эта не являлась окончательной, так как предполагалось, что, учитывая доставку оборудования и протяженность городской линии, затраты значительно увеличатся [3, 1912, № 1, с. 16–19]. Следует отметить, что для Архангельска сравнение с европейскими городами было делом естественным, долгое время, не имея постоянной связи с центром страны, первый порт Российской империи связывали прочные торговые отношения со странами мира.

Из-за слабости местного бюджета городская Дума на заем для создания канализации не решалась. В городе были другие расходы: начиналось проектирование электростанции (АГЭС), которая помимо освещения жилых домов, должна была подавать электричество для наружного освещения улиц и проектируемого трамвайного предприятия. Средств, выделяемых на поддержание санитарного состояния Архангельска, в бюджете не было, мизерные суммы, отпущенные на организацию городского ассенизаторского обоза, не покрывали расходов на строительство централизованной сети [3, 1912, № 1, с. 21].

Весной 1914 года в статье «К вопросу об ассенизации города» санитарный врач А. Первов поднимал вопрос о срочном принятии решения по созданию сетей водоотведения, но начавшаяся вскоре мировая война и последующие за ней события не позволили решить проблему и приступить к проектированию канализации [3, 1914, № 3–4, с. 23–27].

Интерес вызывают и методы, которыми пытались решить проблему водоотведения в городе, который, как описывал Э. Ротштейн, был достаточно грязным: «…Солидные дома, общественные здания, электрическое освещение, трамваи и — деревянные тротуары, покрытые грязью улицы, открытые сточные канавы, пропитавшие зловонием все кварталы…» [6].

18 марта 1919 года управляющий городскими электротехническими предприятиями инженер Ф. А. Диц выступил на чрезвычайном заседании городской Думы с докладом «Ближайшие задачи Архангельского городского самоуправления по благоустройству города и развитию городских технических предприятий». В нем помимо модернизации электрических сетей города инженер остановился на развитии водопроводной сети и решении вопроса по осушению города от грунтовых и сточных вод. Расчеты и схемы Ф. А. Дица представляют научный интерес, так как дальнейшие события в градостроительной истории тесно связаны с предложениями инженера по развитию города в сторону «Больших мхов» [3, 1919, 18 марта, с. 65]. Фридрих Адамович констатировал факт износа инженерного оборудования, предлагая решить вопрос по переходу АГЭС с угля на местные залежи торфа с добычей его на «Больших мхах», окружающих Архангельск. Расчет основывался на не бездумное использование торфяных болот, а с пользой для города — прорытие второго обводного канала, по которому будет спускаться вода для осушения не только новых, но и существующих районов Архангельска.

Данные мероприятия позволяли бы не только снизить уровень грунтовых вод, но и осушить территорию города, подготовить ее для прокладки канализационной системы и дальнейшего развития водопровода, водокачку которого предполагалось электрифицировать, а магистральные сети расширить до периферийных районов.

Обосновывая свои предложения, Диц говорил: «…Городская водокачка, построенная около 15 лет тому назад, в настоящее время с весьма большим трудом справляется со своей задачей снабжения города достаточным количеством питьевой воды. Причина этого явления лежит как в недостаточной мощности установленных насосов, так и в недостаточном сечении и количестве проложенных водопроводных магистралей…» [3, 1919, 18 марта, с. 28]. Идеи Дица были воплощены в жизнь спустя 50 лет, Постановлениями Совета Министров СССР.

К 1920-му году, моменту установления власти большевиков на Севере, инженерные коммуникации были полностью изношены и требовали реконструкции. Начавшиеся в 1930-е годы осушительные работы и модернизация водопровода вскоре были приостановлены из-за недостатка финансирования, но сделано было немало [1].

В первые годы советской власти развитию системы водоснабжения в Архангельске было уделено значительное внимание. К 1927 году длина городских водопроводных сетей достигла 29 км, в городе насчитывалось 2589 абонентов. Участок водопровода в чугуном исполнении по проспекту Новгородский между улицами Урицкого и Шубина (диаметром 250 мм, длиной более 3300 метров), проложенный в конце 1920-х годов, находится в эксплуатации и по сей день [2].

К 1941-му году 1342 тыс. кв. м большей частью деревянного жилищного фонда Архангельска, были оснащены только на 43 % водопроводом. При этом 38 % зданий с наличием подведенных систем находилось в центре, на периферии вода подавалась в 5 % домов, остальное население снабжалось через водоразборные колонки [1].

Из-за плохо развитой канализационной системы санитарное состояние было неудовлетворительным, фекальные воды разливались по дворовым территориям, а выполненные сборные коллекторы не справлялись с количеством отходов. Запланированную модернизацию инженерной инфраструктуры остановила война [1].

До конца 1950-х годов самыми лучшими жилыми строениями в городе являлись здания, оснащенные водопроводными и автономными канализационными системами. Начало работы центральной хозяйственно-бытовой сети водоотведения относится к 1960 годам прошлого столетия. В 1962 году был введен в эксплуатацию самый старый из сохранившихся и находящихся в настоящий момент в эксплуатации самотечный железобетонный коллектор диаметром 1000 мм.

Инженерные сети стали интенсивно развиваться после Постановлений Совета Министров СССР о развитии Архангельска. Силами министерств и ведомств за счет союзного и республиканского бюджетов началось комплексное развитие города: был разработан генеральный план застройки, создана строительная индустрия, мощная энергетическая система Минэнерго, построена ТЭЦ, проведена реконструкция и расширение водопровода, выполнена канализация.

Развитие инженерной инфраструктуры Архангельска напрямую зависело от привлеченного финансирования, с начала ХХ века по настоящее время, город не имел собственных средств для создания и модернизации инженерных сетей.

На 1 января 2016 года жилищный фонд города на 89,1 % оборудован водопроводом и 87,7 % канализационными сетями. Динамика улучшения благоустройства жилфонда увеличивается за счет ввода нового жилья и частичной ликвидации ветхого жилфонда.

По данным статистики в городе на балансе находится 398,6 км водопроводных и 115,2 км канализационных сетей, к началу 2016 года износ коммуникаций составлял 110,6 км и 115,7 км соответственно [7]. Последние два десятилетия город существует за счет запаса прочности инженерной инфраструктуры.

Реконструкция требует огромных денежных затрат, стоимостью нескольких годовых бюджетов Архангельска, и самостоятельно, без серьезных вливаний извне, городу данную проблему не решить.

Литература:

  1. Акишева В. Д. Жилищно-коммунальное хозяйство Архангельска в годы войны // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 6. — С. 104–104; URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16781 (дата обращения: 05.01.2017).
  2. Акишева В. Д., Марчук Р. Н. Диалог прошлого и настоящего. Формирование инженерной инфраструктуры Архангельска в первые три десятилетия советской власти // Наш дом в Архангельске. 2016. — № 5 (19) — С. 4.
  3. Архангельские городские известия (АГИ), журнал.
  4. Известия архангельского городского общественного управления и врачебно-санитарное дело в Архангельской губернии, журнал.
  5. Наш водопровод // Архангельск. 1911. 10 февраля.
  6. Ротштейн Э. Когда Англия вторглась в Советскую Россию. — М.: Прогресс, 1982. — С. 26.
  7. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Статистические данные за 2015 год: URL: http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/municipal_statistics/main_indicators/ (дата обращения: 12.01.2017).}}}
Основные термины (генерируются автоматически): Архангельск, сеть, город, Российская империя, городская Дума, инженерная инфраструктура, потребление воды, водопроводная сеть, научный интерес, Петербургский проспект.


Ключевые слова

Архангельск, создание инженерной инфраструктуры города, городской водопровод

Похожие статьи

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны

В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продо...

Анализ существующего состояния и проблем в системах водоотведения

Вода является одним из самых ценных природных ресурсов, играющих важную роль в жизни людей и экономике. Ее доступность и качество являются необходимыми аспектами для обеспечения благополучия общества. В Российской Федерации системы водоотведения игра...

Коканд в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена к истории становления и развития городов Узбекистана в 1940–45 гг. В работе дана характеристика динамике численности населения, рассмотрено состояние промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры городов.

Некоторые вопросы совершенствования городского пассажирского транспорта Калининграда

В статье автор пытается определить особенности и проблемы транспортной пассажирской системы города Калининграда. Особое внимание уделяется целесообразности выделения специальных полос для общественного транспорта, закупке современного подвижного сост...

Создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам

В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Описано создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств в городе Волгограде. Приведены варианты улучшения качества общественного транспорта, создания...

Шумовое загрязнение города Улан-батора от транспортных средств

Рассматриваются вопросы шумового загрязнения города Улан-Батор от транспортных средсв. Проведен анализ измерения шума от автотранспортов и поездов. Результаты исследований позволяют прийти к выводу о необходимости обеспечения шумовой безопасности как...

Капитальный ремонт в зданиях старого фонда

В статье поднимается тема проведения капитального ремонта в зданиях старого фонда. Обсуждаются характеристики и особенности таких зданий, их распределение в исторических центрах городов, а также необходимость проведения капитального ремонта для сохра...

Капитальный и текущий ремонт жилых объектов. Проблемы формирования и направления развития

На сегодняшний день существует колоссальное множество проблем из области комплексной эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Данные проблемы имеют системный характер, а их решение становится все более актуальным для государства в совре...

Проблемы транспортной инфраструктуры в Новой Москве

В данной статье рассматриваются основные проблемы транспортной инфраструктуры. Проводится анализ современного состояния транспортной системы, а также, рассматриваются пути решения существующих проблем.

Индустриальные города Узбекистана: проблемы, пути и методы реконструкции г. Ангрена

В статье рассматривается инфраструктура индустриального города Ангрена (Узбекистан), проблемы и тенденции формирования благоприятной городской среды. Сложившаяся ситуация в городе оказывает негативное влияние не только на экологический аспект, но и н...

Похожие статьи

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны

В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продо...

Анализ существующего состояния и проблем в системах водоотведения

Вода является одним из самых ценных природных ресурсов, играющих важную роль в жизни людей и экономике. Ее доступность и качество являются необходимыми аспектами для обеспечения благополучия общества. В Российской Федерации системы водоотведения игра...

Коканд в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена к истории становления и развития городов Узбекистана в 1940–45 гг. В работе дана характеристика динамике численности населения, рассмотрено состояние промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры городов.

Некоторые вопросы совершенствования городского пассажирского транспорта Калининграда

В статье автор пытается определить особенности и проблемы транспортной пассажирской системы города Калининграда. Особое внимание уделяется целесообразности выделения специальных полос для общественного транспорта, закупке современного подвижного сост...

Создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам

В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Описано создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств в городе Волгограде. Приведены варианты улучшения качества общественного транспорта, создания...

Шумовое загрязнение города Улан-батора от транспортных средств

Рассматриваются вопросы шумового загрязнения города Улан-Батор от транспортных средсв. Проведен анализ измерения шума от автотранспортов и поездов. Результаты исследований позволяют прийти к выводу о необходимости обеспечения шумовой безопасности как...

Капитальный ремонт в зданиях старого фонда

В статье поднимается тема проведения капитального ремонта в зданиях старого фонда. Обсуждаются характеристики и особенности таких зданий, их распределение в исторических центрах городов, а также необходимость проведения капитального ремонта для сохра...

Капитальный и текущий ремонт жилых объектов. Проблемы формирования и направления развития

На сегодняшний день существует колоссальное множество проблем из области комплексной эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Данные проблемы имеют системный характер, а их решение становится все более актуальным для государства в совре...

Проблемы транспортной инфраструктуры в Новой Москве

В данной статье рассматриваются основные проблемы транспортной инфраструктуры. Проводится анализ современного состояния транспортной системы, а также, рассматриваются пути решения существующих проблем.

Индустриальные города Узбекистана: проблемы, пути и методы реконструкции г. Ангрена

В статье рассматривается инфраструктура индустриального города Ангрена (Узбекистан), проблемы и тенденции формирования благоприятной городской среды. Сложившаяся ситуация в городе оказывает негативное влияние не только на экологический аспект, но и н...

Задать вопрос