В статье раскрывается взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных девятых классов в теоретико-эмпирическом исследовании. Приведена характеристика этих явлений и особенности их проявления в подростковом возрасте. Выявлены средний и низкий уровень тревожности у подростков, преобладание мотивации достижения успеха и тенденции к ней, предпочтение продуктивных моделей совладания со стрессом. По данным непараметрического корреляционного анализа не все изучаемые характеристики значимо связаны между собой. Обнаружена значимая положительная связь между уровнем мотивации достижения и копинг-стратегиями «ассертивные действия» и «поиск социальной поддержки». Показатель «тревожность» имеет отрицательные связи со стратегиями «острожные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки».
Ключевые слова: подростки, старшие школьники, личностная тревожность, реактивная тревожность, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, совладающее поведение, копинг-стратегии
The article reveals the relationship between anxiety, achievement motivation and coping strategies in the final nine grades students in a theoretical and empirical study. The characteristics of these phenomena and the features of their manifestation in adolescence are given. The average and low level of anxiety in adolescents, the predominance of motivation for success and the trend towards it, the preference of productive coping models with stress are revealed. According to the data of the nonparametric correlation analysis, not all the characteristics studied are significantly related. A significant positive relationship was found between the level of achievement motivation and coping strategies «assertive actions» and «seeking social support». The «anxiety» indicator has negative links with the strategies «acute actions», «entering into social contact», «seeking social support».
Keywords: teenagers, senior schoolchildren, personal anxiety, reactive anxiety, motivation for success, motivation to avoid failure, coping behavior, coping strategies
Современные реалии жизни зачастую являются экстремальными и стимулирующими развитие стресса, особенно это касается подростков, поскольку в этом возрасте адаптационные ресурсы недостаточны для успешного противостояния стрессу.
Кроме того, прохождение государственной итоговой аттестации по окончании неполной средней школы связано с достаточно сильными переживаниями. Ожидание этого испытания может сопровождается различными нарушениями в психоэмоциональной сфере подростка, поскольку от успешности сдачи экзаменов зависит дальнейшее обучение подростка в школе, поступление в профессиональное учебное заведение, возможность овладения желаемой профессией.
Отношение к экзаменам во многом зависит от личностных особенностей подростка, уровня тревожности, самооценки, образа «Я», моделей совладания со стрессом, мотивации достижения, и т. д.
Как известно, возрастающая на фоне стрессовых ситуаций тревожность может привести к снижению работоспособности и продуктивности деятельности, к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми, вплоть до развития соматических заболеваний. Именно поэтому представляется важным исследовать уровень тревожности подростков при подготовке к экзаменам государственной итоговой аттестации.
Успех любой сферы человеческой деятельности (учебной, профессиональной, и т. д.) во многом зависит от преобладающих мотивов, именно поэтому у учащихся должна быть сформирована положительная мотивация. Этому способствует тот факт, что представления подростков о себе и своих способностях динамичны и достаточно легко поддаются коррекционным воздействиям, ввиду особенностей возраста.
Подростки сталкиваются с широким спектром ситуаций, многие они расценивают как стрессовые и преувеличивают масштабы «катастрофы». Важно оценить и копинг-стратегии учащихся, проанализировать, достаточны ли копинг-ресурсы — психологические резервы и личностный опыт, для успешного совладания со стрессом.
Гипотеза наше исследования состоит в том, что мотивация достижения, копинг-стратегии и тревожность школьников как личностные диспозиции взаимосвязаны.
Анализ литературных источников показал, что проблему тревожности рассматривали З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Ф. Перлз, Ч. Спилбергер, Х. Айзенк, Р. Кеттел, К. Изард, Н. Миллер, А.Прихожан, Ю.Ханин, В.Столин и др.
Проблеме мотивации и мотивам посвящены работы М. Ш. Магомет-Эминова, Л. И. Божович, Х. Хекхаузена, У. Мак-Дугалла, Г. Мюррея, А. Бандуры и др.
Копинг-поведение изучали Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Селье, Дж. Роттер, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, Т. Л. Крюкова, Н. М. Никольская, Р. М. Грановская, и др.
Известно, что «полезная» тревожность — это оптимальный ее уровень, который способствует продуктивной деятельности человека и повышению его результативности. [9]
Продолжительная или неадекватная по интенсивности опасности тревожность –приводит к подавлению стимулирующей функции, угнетению адаптационных возможностей организма, дезорганизации психики и жизнедеятельности личности. [5]
Подростковый возраст характеризуется кризисом, внутренними изменениями личности, переживаниями, которые определяют отношение к среде, изменениями потребностей и побуждений, управляющих поведением. Многочисленные трансформации в жизни подростка сопряжены с актуализацией тревожности. [4]
Исследования тревожности А. М. Прихожан показали, что резкий скачок ситуативной тревожности наблюдается в выпускных классах, в том числе в 9 классе. При этом, различия между девочками и мальчиками незначительны. Уровень личностной тревожности снижается при переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту, и резко возрастает при переходе в выпускные классы. Таким образом, уровень тревожности больше связан не с возрастными характеристиками, а с школьными реалиями жизни. [6]
Мотивация — это комплекс психологических причин и факторов, объясняющих направленность и активность поведения человека. [2]
Одним из основных типов мотивации является мотивация достижения, которая определяется стремлением индивида качественно выполнять любые задачи, предполагающие возможность показать способности, таланты, мастерство. [10]
Поведение каждого индивида, направленное на достижение, предполагает наличие мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Один из них является доминирующим. Мотив достижения относится к продуктивному выполнению деятельности, мотив избегания связан с тревожностью индивида и защитными тенденциями поведения.
Люди с преобладанием мотивации избегания склонны концентрироваться на возможных трудностях, и, в случае возникновения реальных затруднений, эффективность таких людей резко снижается, как бы подтверждая их сомнения. Они часто переживают состояния стыда, страха быть негативно оцененными другими людьми, эмоциональные спады, занижение собственной значимости. [1]
По результатам исследований, мотивация достижения начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Особое влияние на ее формирование оказывают взрослые, наиболее часто взаимодействующие с ребенком. [10]
Копинг — это регулирующий фактор, приводящий индивида к адаптивному или дезадаптивному поведению по отношению к психосоциальной среде под воздействием стресса. Определяющую роль в выборе стратегии поведения в стрессе играют объективная оценка ситуации (по шкале от ежедневных трудностей до травмирующих ситуаций) и субъективное восприятие проблемной ситуации. [7]
Специфическими критериями совладания, как типа поведения, являются следующие особенности:
1) Осознанность (в отличие от неосознаваемых личностью психологических защит);
2) Контролируемость (предполагает выбор стратегии совладания);
3) Адекватность ситуации (направленность на трудную стрессовую ситуацию);
4) Значимость для психологического благополучия субъекта;
5) Возможность обучения копинг-поведению, стойкости. [3]
Стоит отметить, что не существует стратегий, оптимальных и эффективных для всех трудных ситуаций. Приемы совладания выбираются на основе индивидуально-психологических особенностей, накопленного опыта, оценки значимости события и т. д. [8]
Поведение учащихся подросткового возраста в трудных жизненных ситуациях сложно и ведет к неоднозначным последствиям. Важно развивать копинг-навыки индивидов, чтобы учащиеся могли научиться адекватным ситуации способам совладания, ведь это — залог психического благополучия и здоровья.
Для диагностики мотивации успеха или боязни неудачи использован опросник А. А. Реана. Шкала тревожности Ч. Б. Спилбергера, в адаптации Ю. Л. Ханина использована для диагностики тревожности. Для определения поведенческих стратегий преодоления стрессовых ситуаций — методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic Approach To Coping Scale — «SACS») С.Хобфолла, в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой.
Базу исследования составили учащиеся выпускных 9 классов ГБОУ СОШ № 189 «Шанс» и гимназии № 528 г. Санкт-Петербурга в возрасте 13–15 лет (54 человека), из них 26 девочек и 28 мальчиков.
Обработка результатов проводилась в программах MS Excel и SPSS, при помощи U-критерия Манна–Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты диагностики тревожности учащихся приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели личностной иситуативной тревожности учащихся
|
Личностная тревожность |
Ситуативная тревожность |
Высокий уровень |
33,3 % |
3,7 % |
Средний уровень |
55,6 % |
37 % |
Низкий уровень |
11,1 % |
59,3 % |
У учащихся преобладает адекватный — средний уровень личностной тревожности. Процент высоко тревожных индивидов также достаточно велик, что говорит о необходимости работы над формированием чувства уверенности в себе, переключения с высокой значимости задач на их содержательное осмысление, планирования конкретных этапов решения. Уровень ситуативной тревожности у преобладающего количества учащихся находится в пределах нормы, а, значит, школьники не испытывают сильной тревоги, связанной со скорой сдачей экзаменов или иными ситуациями.
Сравнение показателей тревожности обнаружило значительные различия между уровнем личностной тревожности мальчиков и девочек (p<0,01). У девочек уровень выше, что может быть обусловлено большей ответственностью, прилежностью, переживаниями по поводу будущего. Диагностика мотивации достижения приведена в таблице 2.
Таблица 2
Показатели мотивации достижения учащихся
Уровни мотивации |
Количество человек |
% |
Низкий уровень (мотивация на неудачу) |
2 |
3,7 % |
Тенденция к мотивации на неудачу |
10 |
18,5 % |
Средний уровень (неопределенность мотивации) |
4 |
7,5 % |
Тенденция к мотивации на успех |
16 |
29,6 % |
Высокий уровень (мотивация на успех) |
22 |
40,7 % |
Большинство школьников характеризуется мотивацией достижения успеха или устойчивой тенденцией к ней. Процент индивидов с тенденцией мотивации на неудачу также велик, однако мотивация избегания у школьников, в целом, не является ведущей, они не склонны к негативным ожиданиям и избеганию неудач. Решение серьезных и ответственных задач не вызывает у большинства состояния, близкого к паническому.
Сравнение показателей мотивации достижения обнаружило значительные различия между уровнем мальчиков и девочек (p<0,01): мотивация достижения успеха у девочек существенно выше.
Диагностика конструктивности копинг-стратегий подростков, полученная путем подсчета индекса конструктивности, отражена в таблице 3.
Таблица 3
Уровень конструктивности стратегий совладания учащихся
Уровень конструктивности |
Учащиеся |
|
Количество человек |
% |
|
Низкий |
4 |
7,41 % |
Средний |
17 |
31,48 % |
Высокий |
33 |
61,11 % |
Большинство подростков склонно к выбору конструктивных стратегий совладания, способствующих успешному преодолению стрессов.
Ведущие копинг-модели школьников отражены в таблице 4.
Таблица 4
Средние значения стратегий преодоления стресса учащихся
Стратегия |
Избегание |
Импульсивные действия |
Асоциальные действия |
Манипулятивные действия |
Агрессивные действия |
Осторожные действия |
Ассертивные действия |
Поиск социальной поддержки |
Вступление всоциальный контакт |
Среднее значение |
16,3 |
17,7 |
17,8 |
19,4 |
19,9 |
19,9 |
20,3 |
21,9 |
22,3 |
Наиболее предпочтительными для старших школьников оказались субшкалы «ассертивные действия», «поиск социальной поддержки», «вступление в социальный контакт», которые характеризуются как конструктивные.
Значимые различия показателей девочек и мальчиков обнаружены по стратегиям:
‒ «Поиск социальной поддержки», «импульсивные действия», чаще выбираются девочками;
‒ «Манипулятивные действия», «асоциальные действия», «агрессивные действия» более характерны для мальчиков.
В ходе общего корреляционного анализа показателей были обнаружены следующие достоверные взаимосвязи (p<0,01):
1) Мотивация достижения положительно коррелирует с копинг-стратегиями (со стратегиями «ассертивные действия» (r=0,386, p<0,01) и «поиск социальной поддержки» (r=0,352, p<0,01)). То есть, мотивация достижения успеха влечет за собой выбор конструктивных моделей совладания со стрессом, такие учащиеся склонны отстаивать свои интересы, при этом уважая интересы других людей, а также стремятся обсуждать трудные ситуации с другими людьми и получать от них понимание, поддержку и сочувствие;
2) Личностная тревожность учащихся отрицательно коррелирует со стратегией «осторожные действия» (r=-0,403, p<0,01), то есть, высокий уровень личностной тревожности связан с моделью поведения, при которой учащиеся тщательно продумывают свои действия, планируют, обдумывают различные пути выхода из сложных ситуаций;
3) Реактивная тревожность отрицательно коррелирует с «осторожными действиями» (r=-0,443, p<0,01) и «вступлением в социальный контакт» (r=-0,395, p<0,01), «поиском социальной поддержки» (r=-0,471, p<0,01): в стрессовой ситуации подростки не склонны продумывать свои действия наперед и искать поддержки у окружающих.
В группе мальчиков были выявлена две значимые связи: личностная (r=-0,522, p<0,01) и реактивная тревожности (r=-0,528, p<0,01) отрицательно коррелируют с копинг-стратегией «поиск социальной поддержки». Молодые люди, находящиеся в стрессовой ситуации, не склонны делиться своими проблемами с окружающими, ждать от них поддержку, сочувствие.
У девочек обнаружена только одна значимая корреляция. Показатель «ситуативная тревожность» отрицательно коррелирует с моделью «вступление в социальный контакт» (r=-0,537, p<0,01). То есть, высокий уровень ситуативной тревожности влечет за собой вероятность отказа подростка от кооперации, разрешения трудных ситуаций посредством взаимодействия с другими людьми.
В результате проведенного исследования мы обнаружили, что показатели мотивации достижения связаны с выбором конструктивных моделей совладания со стрессом. Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности приводит подростка к ситуации невозможности выбора адекватных моделей копинга. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена частично.
Зачастую, из-за недостатка знаний и навыков современных социально-адаптивных стратегий поведения, педагоги и родители не могут оказать эффективное воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Как следствие, у детей не сформированы навыки снятия стресса и напряжения, они психологически беспомощны, не защищены и уязвимы перед воздействием стрессовых ситуаций. Данное исследование может быть полезно для построения успешной стратегии взаимодействия с учащимися.
Литература:
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2005. — 512 с.
- Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 360–362.
- Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2008. — № 4. — С. 147–153.
- Малкова Е. Е. Тревога как ресурс адаптивного развития личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2014. — № 2. — С. 37–40.
- Нехорошкова А. Н, Грибанов А. В., Джос Ю. С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления // Экология человека. — 2014. — № 6. — С. 47–54.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
- Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2011. — № 3. — С.1–16.
- Рогозян А. Б. Стресс–устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 2–5
- Сизова И. В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. — 2015. — № 11. — С. 236–239
- Шкуратова А. П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2014. — № 2. — С. 47–52.