В данной статье автор рассматривает проблему формирования у студентов представления о качествах идеального лидера через описание реально существующих образов лидеров. Приводятся результаты проведенного исследования.
Ключевые слова: лидер, образ, качества, психологические характеристики, теории лидерства.исследование
Актуальность исследования обусловлено тем, что изучение лидерства и лидера уже длится не одно десятилетие, но на данный момент так и не сформировано ни одно направление, ни одна теория, объясняющие достаточно полно столь многосложное и многоплановое явление. Феномен лидерства сложное явление и изучается не одной наукой, но даже взяв только одно направление — психологию, мы все равно не обнаружим единой точки зрения в понимании и определении лидерства.
На данный момент существует три основных подхода в изучении лидерства: структурный, поведенческий и ситуационный. Первый подход ориентирован на выявление универсальной структуры личностных черт и характеристик эффективного лидера. Второй — на выявление универсальных поведенческих особенностей, а третий — на формирование структурной и поведенческой концепции лидера в контексте конкретной ситуации. Но несмотря на столь всестороннее рассмотрение феномена лидерства, ни в одном из подходов нет единой точки зрения на основные факторы и составляющие данного сложного явления.
Изучают лидерство уже не первое десятилетие, и даже уже не первое столетие. За это время сложилось несколько подходов в рассмотрении данного феномена. К этим подходам относят: структурный, поведенческий и ситуационный.
Многие исследователи пришли к необходимости выделения двух базовых факторов, обеспечивающих эффективность поведения лидера: направленность на достижение целей группы / организации (планирование, структуризация и организация деятельности, контроль, координация, прессинг и т. д.) и ориентация на поддержку и удовлетворение личных потребностей членов группы / организации, на ее сохранение как целостного сообщества. Различная степень актуализации указанных факторов позволяет сформировать типологию различных стилей поведения лидера. Исключительная ценность этого подхода состоит в том, что, предложив теоретическую модель, он, в отличие от других, оказался чрезвычайно продуктивным для создания целого ряда практикоориентированных методов, реально работающих в современных организациях.
Проводились исследования, связанные с особенностями РМ- теории лидерства [1]. Результаты показали, что практически во всех типах организаций РМ-стиль лидерства является наиболее эффективным. И наоборот: рм-стиль всегда оказывается минимально эффективным для организации [1].
Проведенный теоретический анализ привел к организации исследования, целью которого стало выявление содержания и структуры образа реального и идеального лидера в представлениях обучающихся. Также была сформулирована гипотеза: образ идеального лидера в представлении студентов содержательно и структурно отличается от образа реального лидера.
Для проведения исследования был разработан опросник в основу которого легла трехфакторная модель лидерства. Первая часть опросника состоит из высказываний для изучения стиля лидерства. Стили лидерства определяются для образа идеального и реального лидера. Вторая часть опросника состоит из перечня ценностей и принципов, которые нужно проранжировать для идеального и реального лидера. Третья часть состоит из набора анкетных данных.
В исследовании приняли участие 298 студентов, из них 67 % девушек и 33 % парней. Выборка респондентов охватывает со 2 по 5 курсы обучения. Студенты обучаются на следующих специальностях гуманитарных и технических направлений (психология, юриспруденция, экономика, статистика, государственное и муниципальное управление, прикладная информатика в экономике и т. д.).
В трудовую деятельность включены 29 % студентов, остальные 71 % пока еще не работают. По полу данный признак распределился следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Распределение респондентов, включенных в трудовую деятельность и нет, %
На рис. 1 представлено деление на две группы: первая — работающие студенты, вторая — не работающие. Если смотреть по половому признаку, то 26 % девушек включены в трудовую деятельность, 74 % еще не работают. Из выборки молодых людей работающих 33 %, оставшиеся 67 % еще не работают.
Составленный опросник включает следующие направления: определение стиля лидерства и определение ориентации лидера на определенные ценности и принципы. Первая и вторая часть выполнялась для образа реального и идеального лидера. В каждой части надо было ответить от 1 до 5, где 1 — это категорически нет, а 5 — полностью согласен. Рассмотрим принципы и ценности в образе реального лидера.
В опроснике приведены определенное количество ценностей, принципов и значимых черт характера. В данный список вошли в частности стрессоустойчивость [2], эффективность, успех, качество, знания, инициативность, честность и т. д. Далее приведем примеры ранжирования студентами ценностей и принципов в идеальном и реальном образах лидера.
Рис. 2. Ценности и принципы в образе реального лидера, получившие максимальное количество ответов 1
На рис. 2 перечислены принципы и ценности реального лидера, получившие максимальное количество ответов 1, т. е. респонденты считают, что этих особенностей в образе реального лидера нет. Лидирует в этом списке уважение к традициям, на втором месте стоит честность и на третьем креативность.
Рис. 3. Ценности и принципы реального лидера, получившие минимальное количество ответов 5
Далее проанализируем образ реального лидера и посмотрим какие ценности и принципы присутствуют в меньшем количестве (рис. 3). Как показывают данные минимальное количество ответом 5 получила лояльность, на втором месте честность, и на третьем — приверженность. Честность в представлениях студентов является спорным вопросом, одни говорят, что этой ценности полностью нет, а другие, что она сильно развита (напоминаем, что минимальное количество ответов 5). Можно сделать вывод о том, что относительно этой ценности есть противоположное мнение у лидеров — одни в своей деятельности проявляют честность, а другие нет, т. к. не считают основополагающей.
Рис. 4. Ценности и принципы образа реального лидера, получившие максимальное количество ответов 5
На рис. 4 представлены ценности и принципы реального лидера, получившие максимальное количество ответов 5, т. е. респонденты считают, что эти качества максимально присутствуют в образе реального лидера. На первом месте лидерство, на втором власть и репутация, и на третьем профессионализм.
Рис. 5. Ценности и принципы образа идеального лидера, получившие максимальное количество ответов 1
Следующим пунктом в анализе результатов посмотрим образ идеального лидера в представлениях студентов. Сперва мы посмотрели, каких ценностей и принципов, по их мнению, не должно быть у идеального лидера (рис. 5). Лидером оказалось уважение к традициям, следующими лояльность и власть, на третьем месте партнерство с акционерами.
Рис. 6. Ценности и принципы образа идеального лидера, получившие максимальное количество ответов 5
На рис. 6 представлены ценности и принципы идеального лидера, которые, по мнению студентов, должны быть максимально ярко представлены у идеального лидера. На первом месте стоит эффективность, на втором ответственность и качество, на третьем — стремление к совершенству. Если мы посмотрим рис. 4, то увидим, что образ реального и идеального лидера очень сильно отличается. Максимальное количество ответов 5 в разных образах получили разные принципы и ценности.
Далее проведем факторный анализ. В таблице 1 представлены результаты факторного анализа образа реального лидера. В результате анализа выделилось три фактора и их составляющие. В основу исследования легла трехфакторная модель лидерства: ориентация на результат, ориентация на людей, ориентация на ценности. Результаты анализа подтвердили эту модель.
Таблица 1
Матрица повернутых компонент
|
Компонента |
|||||||
1 |
2 |
3 |
||||||
VAR00017 |
,742 |
|||||||
VAR00018 |
,724 |
|||||||
VAR00016 |
,706 |
,243 |
-,150 |
|||||
VAR00014 |
,701 |
|||||||
VAR00020 |
,674 |
|||||||
VAR00013 |
,663 |
-,116 |
||||||
VAR00019 |
,655 |
-,112 |
||||||
VAR00024 |
,648 |
,159 |
-,308 |
|||||
VAR00021 |
,627 |
-,116 |
,138 |
|||||
VAR00015 |
,625 |
-,277 |
,180 |
|||||
VAR00036 |
,569 |
,176 |
||||||
VAR00030 |
,528 |
,142 |
-,271 |
|||||
VAR00023 |
,489 |
,403 |
||||||
VAR00035 |
,467 |
,307 |
-,236 |
|||||
VAR00012 |
,446 |
,221 |
-,132 |
|||||
VAR00006 |
,445 |
,224 |
||||||
VAR00003 |
,427 |
,161 |
-,118 |
|||||
VAR00005 |
,358 |
,286 |
,198 |
|||||
VAR00038 |
,356 |
,189 |
||||||
VAR00028 |
,356 |
,162 |
,134 |
|||||
VAR00037 |
,286 |
,215 |
,223 |
|||||
VAR00004 |
,581 |
|||||||
VAR00002 |
,502 |
|||||||
VAR00007 |
,500 |
,264 |
||||||
VAR00022 |
,433 |
,490 |
||||||
VAR00033 |
-,159 |
,464 |
||||||
VAR00008 |
,332 |
,425 |
,111 |
|||||
VAR00001 |
-,176 |
,333 |
,207 |
|||||
VAR00025 |
,222 |
,321 |
||||||
VAR00011 |
,276 |
|||||||
VAR00010 |
,253 |
,198 |
||||||
VAR00027 |
,221 |
,648 |
||||||
VAR00026 |
,171 |
-,166 |
,578 |
|||||
VAR00029 |
,566 |
|||||||
VAR00032 |
,147 |
,477 |
||||||
VAR00031 |
-,244 |
,255 |
,451 |
|||||
VAR00034 |
-,138 |
,447 |
||||||
VAR00009 |
,186 |
,277 |
||||||
Метод выделения: Анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. |
||||||||
a. Вращение сошлось за 5 итераций. |
||||||||
Полная объясненная дисперсия |
||||||||
Компонента |
Суммы квадратов нагрузок вращения |
|||||||
Итого |
% Дисперсии |
Кумулятивный % |
||||||
1 |
7,268 |
19,126 |
19,126 |
|||||
2 |
2,720 |
7,157 |
26,283 |
|||||
3 |
2,529 |
6,656 |
32,940 |
|||||
За основу бралась трёхфакторная модель лидерства: первый фактор 1–12 — ориентация на результат, второй 13–24 — ориентация на людей, третий — 25–38 — ориентация на ценности. Факторная структура подтвердила теоретическую модель. По результатам анализа доминирующим фактором является ориентация на людей, на втором месте — ориентация на результат, на третьем — ориентация на ценности. Графически результаты анализа можно изобразить следующим образом (рис. 7).
Рис. 7. Трехмерная модель образа реального лидера
На рис. 7 компонента один — это ориентация на людей, компонента 2 — ориентация на результат, компонента 3 — ориентация на ценности.
Теперь приведем результаты факторный анализа образа идеального лидера в представлениях студентов (табл. 2).
Таблица 2
Матрица повернутых компонент
|
Компонента |
||||||
1 |
2 |
3 |
|||||
VAR00015 |
,676 |
,215 |
|||||
VAR00014 |
,675 |
-,124 |
,242 |
||||
VAR00018 |
,667 |
||||||
VAR00019 |
,634 |
||||||
VAR00020 |
,605 |
||||||
VAR00016 |
,574 |
-,123 |
|||||
VAR00013 |
,555 |
||||||
VAR00017 |
,549 |
||||||
VAR00023 |
,542 |
,283 |
|||||
VAR00021 |
,522 |
,236 |
|||||
VAR00024 |
,513 |
,116 |
|||||
VAR00006 |
,510 |
,218 |
,160 |
||||
VAR00022 |
,468 |
-,145 |
,339 |
||||
VAR00012 |
,375 |
,309 |
|||||
VAR00036 |
,340 |
,324 |
|||||
VAR00030 |
,296 |
,233 |
|||||
VAR00029 |
,747 |
||||||
VAR00027 |
,237 |
,725 |
|||||
VAR00031 |
-,171 |
,624 |
,166 |
||||
VAR00026 |
,591 |
||||||
VAR00034 |
,583 |
||||||
VAR00032 |
,574 |
,132 |
|||||
VAR00028 |
,210 |
,403 |
,126 |
||||
VAR00037 |
,218 |
,362 |
,153 |
||||
VAR00033 |
-,293 |
,359 |
,338 |
||||
VAR00007 |
,139 |
,694 |
|||||
VAR00004 |
-,238 |
,618 |
|||||
VAR00002 |
,160 |
,586 |
|||||
VAR00001 |
-,175 |
,351 |
,510 |
||||
VAR00008 |
,228 |
-,154 |
,494 |
||||
VAR00009 |
,419 |
,486 |
|||||
VAR00011 |
,168 |
,479 |
|||||
VAR00010 |
,328 |
,473 |
|||||
VAR00003 |
,172 |
-,142 |
,427 |
||||
VAR00005 |
,267 |
,112 |
,427 |
||||
VAR00025 |
,258 |
,159 |
,332 |
||||
VAR00038 |
,298 |
,256 |
,322 |
||||
VAR00035 |
,171 |
,292 |
|||||
Метод выделения: Анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. |
|||||||
a. Вращение сошлось за 7 итераций. |
|||||||
Полная объясненная дисперсия |
|||||||
Компонента |
Суммы квадратов нагрузок вращения |
||||||
Итого |
% Дисперсии |
Кумулятивный% |
|||||
1 |
5,444 |
14,327 |
14,327 |
||||
2 |
3,857 |
10,151 |
24,478 |
||||
3 |
3,735 |
9,829 |
34,307 |
||||
По результатам факторного анализа в образе идеального лидера также выделилось три фактора. Лидирующем фактором в этом случае становится ориентация на людей, на втором месте ориентация на ценности, на третьем — ориентация на результат. Графически результаты можно изобразить следующим образом (рис. 8).
Рис. 8. Трехмерная модель образа идеального лидера
При обработке данных по образам реального и идеального лидера, выделились различные лидирующие принципы и ценности. В образе идеального лидера у мужчин и женщин есть общие приоритетные ценности и принципы, на которые должен ориентироваться лидер. Для проверки надежности опросника был взят коэффициент устойчивости (надежности) — Альфа Кронбаха. Надежность опросника подтвердилась.
Факторная структура подтвердила теоретическую модель — три компоненты. По результатам факторного анализа стиля поведения реального лидера доминирующим фактором является ориентация на людей, на втором месте — ориентация на результат, на третьем — ориентация на ценности. По результатам факторного анализа стиля поведения идеального лидера лидирующим фактором в этом случае также становится ориентация на людей, на втором месте ориентация на ценности, на третьем — ориентация на результат.
По результатам факторного анализа стиля поведения реального лидера доминирующим фактором является ориентация на людей, на втором месте — ориентация на результат, на третьем — ориентация на ценности. По результатам факторного анализа стиля поведения идеального лидера лидирующим фактором в этом случае также становится ориентация на людей, на втором месте ориентация на ценности, на третьем — ориентация на результат.
Литература:
- Занковский А. Н. Адаптация РМ-метода и его использование для изучения стратегий преодоления проблемных ситуаций в управленческой деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.
- Пожарская Е. Л., Васякин Б. С., Дебердеева Н. А. Проблема стресса и исследование степени стрессоустойчивости сотрудников с использованием существующих методик // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 3. С. 72–77.