Кластерно-асоциативная методика преподавания китайской лексики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 866 раз

Библиографическое описание:

Андреев, А. Б. Кластерно-асоциативная методика преподавания китайской лексики / А. Б. Андреев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 679-681. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41307/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье рассмотрены основные механизмы кластерного преподавания лексики китайского языка, приведены приемы и методы, которые могут быть применены обучающимися самостоятельно. Актуальность этой темы доказывается тем, что китайский язык является одним из самых сложных языков для изучения, а значит требует нестандартных методов и особого подхода. Одним из таких способов является кластерно-ассоциативная методика. Данная методика позволяет запомнить гораздо большее количество иероглифов, используя меньше времени и прилагая меньше усилий. Более того, кластерно-ассоциативная методика предполагает самостоятельную работу обучаемого, что помимо приобретения языковых навыков развивает творческий потенциал и способность мыслить абстрактно, это является полезным навыком в современном мире. Составление кластеров и выполнение заданий по данной методике требует от обучаемого не только логического подхода, но и использование творческого потенциала, что сказывается позитивным образом на становлении обучаемого как творческая, неординарная личность. Данная методика на начальном этапе была опробована мною в процессе обучения студентов Международной Языковой Студии Развития «Prism Of Reality» китайскому языку. «Prism Of Reality» является образовательным учреждением высокого класса, которое воспитывает всесторонне развитую личность. В соответствии с Политикой Трехъязычия, принятой в Республике Казахстан, студия проводит языковое образование студентов, развивая и укрепляя коммуникативные навыки, социализируя их [1]. По моему мнению, язык — это лишь инструмент выражения мыслей, Студия же учит не только языку, но и развивает способности каждого студента мыслить интересно и нешаблонно. Это именно то, что нужно современному миру. Естественно, что формируя подобную личность очень важно применять те методы и методики, которые преследовали бы сразу несколько целей. Именно такой методикой и является Кластерно-ассоциативная методика обучения.

Прежде всего хотелось бы пояснить, что кластер (от английского cluster — скопление, рой) — это своеобразное объединение нескольких предметов, которые имеют схожие функции и это объединение может рассматриваться как самостоятельная единица [2]. Таким образом становится понятно, что при изучении какого-либо языка единицами кластера будут являться слова. То есть, для создания кластера необходимо отобрать группу слов, которые бы выполняли схоже функции в предложении и имели бы под собой какую-либо ассоциацию. Подбор ассоциаций должен происходить непосредственно обучаемым, поскольку для одного студента слово имеет одну ассоциацию, а для кого-то совсем другую. Что касается видов ассоциаций хотелось бы привести следующую классификацию, которая используется при обучении китайскому языку в Международной Языковой Студии Развития «Prism Of Reality»:

  1. Иероглифическая ассоциация. Подобная ассоциация направлена на подбор слов, которые имеют в своем составе одинаковые иероглифы. Например: 电脑,电影,电视 и т. д.
  2. Ассоциация по ключам. Ключами принято называть часть иероглифа, которая несет в себе либо смысловую, либо фонетическую функцию. В данные кластеры подбираются иероглифы с одинаковыми ключами в своем составе. Например: 狗,猫,狼。
  3. Смысловая ассоциация. При использовании данного метода обучения необходимо кластерно подбирать слова, которые были бы схожи по теме, так же этот вид можно назвать тематической ассоциацией. Например: 椅子,窗户,门 и т. д. Данные слова собраны по теме «мебель».
  4. Тоновая ассоциация. Поскольку китайский язык относится к тоновым языкам, подобная ассоциация, безусловно, имеет место быть. Слова распределяются по кластерам в соответствии с их тоническим звучанием.
  5. Отвлеченные ассоциации. Данный вид ассоциаций очень интересный и часто не поддается логическому объяснению. Обучаемый формирует ассоциации самостоятельно и иногда они не имеют под собой оснований.

Рассмотрев виды кластеров, хотелось бы перейти к процессу формирования задания по кластерной методике. Для составления упражнения по данной системе необходимо учитывать несколько обязательных моментов:

  1. Кластер наиболее эффективен при его графическом изображении. Независимо от возраста обучаемых необходимо попросить их оформить каждый из кластеров в творческой форме, дополнив его различными графическими элементами по желанию обучаемого. Для каждого кластера лучше использовать разные цвета. Данный пункт особенно эффективен для студентов, которые являются визуалами, с развитой зрительной памятью.
  2. Желательно, чтобы все кластеры, которые вы составляете в процессе обучения имели одинаковое количество слов-элементов. В случае, если студент вспомнит ассоциативно-кластерный блок, он будет точно знать, что он содержит, к примеру, 5 слов-элементов. Это натолкнет его на поиск в своей памяти именно такого количества слов по данному кластеру.
  3. Использования разного типа ассоциативных кластеров во время одного занятия не рекомендуется, поскольку это может сбить с толку и усложнит задачу при воспроизведении этих слов по памяти.

Данная методика была опробована во время преподавания китайского языка (начальный уровень) среди студентов Международной языковой студии развития «Prism Of Reality». Использование кластерно-ассоциативной методики в 100 % случаев показала лучший результат, чем простое изучение новой лексики. Среди возрастной категории 13–14 лет процент освоения новых слов с помощью ассоциативно кластерной методики в среднем на 25 % лучше, чем при изучении с помощью обычной методики запоминания. Среди возрастной категории 15–16 лет процент увеличился на 20 %. По моему мнению, эта разница в процентах объясняется наличием более образного мышления у студентов в возрасте 13–14 лет.

Подобный эксперимент проводился несколько раз и всегда показывал увеличение процента запоминания слов. Время, которое необходимо для применения данной методики на занятии составляет 7–10 минут, что вписывается в классическую систему преподавания китайского языка. Таким образом, можно сделать вывод, что кластерно-ассоциативная методика не представляет собой нечто сложное и непонятное. Она вполне рациональна и ее легко можно применить на занятиях.

Современная система образования во многом направлена на решение тестовых задач, что, по мнению многих исследователей, негативно отражается на развитии творческого потенциала и способности мыслить абстрактно. Кластерно-ассоциативный метод может оказаться полезным в решении этой проблемы. Придумывание ассоциаций и группировка слов по этим ассоциациям помогают развить способность к логическому, абстрактному и критическому мышлению. Для изучения и последующего использования языка мало научится решать тестовые задания. Для успеха в этой сфере, как раз необходимо обладать подобными навыками.

Стоит отметить, что данная методика носит универсальный характер. Преподавателями Международной языковой студии развития «Prism Of Reality» была опробована кластерно-ассоциативная методика по отношению к английскому языку. Проведенные эксперименты показали, что ее применение улучшило результативность запоминания новой лексики на 15–20 процентов. Это позволяет открыть простор для иных применений данной методики в процессе обучения и наталкивает на мысль создания специальных пособий, которые были бы разработаны на основе ассоциативно-кластерной методике обучения.

Данная методика кластерно-ассоциативного запоминания информации возможна к применению во многих сферах. Таким образом, студенты Международной языковой студии развития «Prism Of Reality», которые получили рекомендации использовать данную методику при изучении всемирной истории, отмечают, что даты, сгруппированные подобным образом, гораздо проще запомнить.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод:

  1. Кластерно-ассоциативная методика проста в овладении
  2. Она не требует много времени для применения
  3. Методика показывает хороший результат уже после первого применения, что говорит об ее эффективности
  4. Кластерно-ассоциативная методика универсальна по характеру применения.

Литература:

  1. Политика международной языковой студии развития «Prism Of Reality»;
  2. Интернет-ресурс «Википедия», Кластер и его определение, https://ru.wikipedia.org/wiki/Кластер. Дата обращение 17.02.2017
Основные термины (генерируются автоматически): китайский язык, кластерно-ассоциативная методика, Международная языковая студия, методика, кластер, творческий потенциал, возрастная категория, кластерная методика, мое мнение, подобная ассоциация.


Похожие статьи

Корреляция речевых жанров в медицинском дискурсе (на материале произведений русских писателей-врачей)

Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы

Психолого-педагогические аспекты использования электронных учебных комплексов по математике

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы

Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Преодоление психолингвистических барьеров на примере обучения видовременным формам глагола в английском и немецком языках

Научный статус социальной и культурной антропологии: границы дискурсивных закономерностей

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных коммуникаций

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Стилистика и развитие речи на материале научного текста

Похожие статьи

Корреляция речевых жанров в медицинском дискурсе (на материале произведений русских писателей-врачей)

Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы

Психолого-педагогические аспекты использования электронных учебных комплексов по математике

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы

Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Преодоление психолингвистических барьеров на примере обучения видовременным формам глагола в английском и немецком языках

Научный статус социальной и культурной антропологии: границы дискурсивных закономерностей

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных коммуникаций

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Стилистика и развитие речи на материале научного текста

Задать вопрос