На российском рынке интернет-торговля появилась совсем недавно, но она переживает огромный подъем в развитии на протяжении последних 8–10 лет. Онлайн-магазины начинают постепенно вытеснять традиционные офлайн-магазины, поэтому для крупных сетей первоочередной задачей стал выход в онлайн-пространство и недопущение занятия ниши конкурентами. По данным экспертов компании Morgan Stanley, на сегодняшний день объем рынка электронной коммерции составляет более 36 млрд. долларов, а к 2020 году его объем увеличится более чем в 2 раза — до 73 млрд. долларов. Не смотря на то, что электронная коммерция все же относительно молодая отрасль в России, некоторые эксперты считают, что в текущем 2017 году развитие рынка замедлится, но не прекратится, поскольку экономический потенциал онлайн-торговли для получения более заметной доли мирового рынка используется не в полной мере. Если для крупных торговых сетей интернет-магазин — это возможность занять свою нишу в интернет-пространстве, следовать в ногу со временем и возможность сохранить постоянных и привлечь новых клиентов, то мелких предпринимателей интернет-ритейлинг привлекает следующими плюсами:
− Небольшие финансовые вложения;
− Отсутствие необходимости арендовать торговую площадь;
− Низкие финансовые потери в случае неудачи.
Рассмотрим более подробно методологию создания интернет-магазина. Во-первых, прежде чем создать интернет-магазин, предприниматель должен определить, что он будет продавать, есть ли спрос на данный продукт и на сколько приемлем данный вид товара для торговли через интернет. Рассмотрим круговую диаграмму, приводящую данные по анализу рынка интернет-покупок за 2016 год:
Рис. 1. Анализ рынка интернет-покупок в 2016 году
В процентном соотношении рынок интернет-покупок выглядит следующим образом:
Таблица 1
Процентное соотношение товаров на рынке интернет-покупок в 2016 году
Тип товара |
Доля рынка интернет-покупок |
Товары для дома |
3 % |
Спорттовары |
3 % |
Парфюмерия и косметика |
7 % |
Автозапчасти и аксессуары |
7 % |
Обувь |
12 % |
Одежда |
24 % |
Бытовая техника и электроника |
32 % |
Прочее |
12 % |
К числу прочих товаров относятся подарки, зоотовары, офисное оборудование, стройматериалы, украшения и другие.
Скорее всего, в 2017 году рынок не будет подвержен значительным изменениям. Отличным товаром для торговли в интернет-пространстве будет нескоропортящаяся продукция с гарантированными потребительскими свойствами.
После выбора товарной ниши следует оценить конкуренцию. Вы можете пообщаться со службой поддержки магазина-конкурента, оценить качество обслуживания, выявив их недостатки.
Во-вторых, вы должны решить, каким функционалом будет обладать интернет-магазин. Помимо общих элементов, присущих всем торговым площадкам, вашему магазину могут понадобиться специализированные функции, например, калькулятор стоимости транспортного налога или страхового полиса, если вы продаете автомобили.
Определив будущий функционал интернет-магазина, необходимо перейти к следующему этапу — разработке технического задания на создание веб-сайта.
Первым делом определяем структуру будущего сайта, его дизайн и принцип работы. Подбираем необходимое программное обеспечение.
Составив техническое задание, переходим к его реализации. В случае, если опыта в данном вопросе нет, привлекаем исполнителя, который и будет заниматься дальнейшим программным и информационным сопровождением.
Третьим и заключительным этапом является размещение сайта в Интернете и его продвижение. Не забывайте о поддержании информации на сайте в актуальном состоянии и тогда первые заказы не заставят себя долго ждать.
Рассмотрев внутренне строение онлайн-магазина, можно прийти к выводу, что он охватывает основные бизнес-процессы торговой компании, а именно: выбор товара, оформление заказа, проведение взаиморасчетов, отслеживание исполнения заказа.
В рамках онлайн-торговли часто применяется принцип персонализации. Таким образом, основываясь на технологии сбора и анализа статистической информации о клиенте, обеспечивается учет покупательских предпочтений, на основании истории заказов или его обращений. Клиенту предлагается услуги или товары, ориентированные на его запросы и потребности.
Рассмотрим основные компоненты интернет-магазина:
Рис. 2. Основные компоненты интернет-магазина
Интернет-витрина — фронт-офис. Это то, что видит покупателя, приходя в интернет-магазин из поисковой системы или других источников.
Система приема платежей — модуль, предоставляющий пользователю возможность оплатить свои покупки онлайн.
Бэк-офис — то, что не видит покупатель, а именно система, через которую происходит управление и контроль за всем интернет-магазином
Существует несколько моделей построения интернет-магазинов:
- Онлайн-магазин с отсутствующей традиционной торговой сетью (например, ozon.ru);
- Онлайн-магазин, созданный «в нагрузку» к уже существующей торговой сети (например, mvideo.ru).
Несомненным преимуществом обладают магазины второго типа, так как такой симбиоз добавляет новые возможности обоим видам бизнеса.
По наличию товарных запасов интернет-магазины подразделяются на следующие типы:
- Интернет-магазины, имеющие складские товарные запасы;
- Интернет-магазины, не имеющие никаких товарных запасов.
Модель первого типа требует больших денежных затрат на создание складских запасов, в то время как модель второго типа является моделью посредничества между покупателем и производителем, либо дистрибьютором товара. Сказать, какая из моделей является наилучшей не представляется возможной, так как у каждой из них есть свои плюсы и минусы.
Рассмотрим технологию приобретения товаров в интернет-магазине. Графически данный процесс может быть представлен следующим образом:
Рис. 3. Процесс приобретения товара в интернет-магазине
Первое, с чем сталкивается покупатель, заходя на сайт интернет-магазина — это каталог товаров. Именно от подачи материала в каталоге в первую очередь зависит успех интернет-магазина. Процесс покупки можно разбить на несколько этапов:
- Поиск товара, получение необходимой информации о нем и добавление его в корзину;
- Оформление заказа, включающее в себя выбор формы оплаты и способа доставки.
Если процесс покупки внезапно прерывает — текущее состояние корзины сохраняется в течении определенного времени.
Сформировав корзину, покупатель переходит к оформлению заказа, выбирая удобную ему форму оплаты и доставки товара. Одним из самых важных этапов является регистрация пользователя, в ходе которой он сообщает такие данные, как ФИО, адрес, телефон и другую информацию.
Далее данные о покупателе и содержимом его корзины поступают к менеджерам в бэк-офис магазина. Обработка заказа начинается с момента оформления заявки и содержит такие шаги, как резервирование товара на складе, оплата или выписка счета и оформление документов на доставку.
Немаловажным фактором успеха интернет-магазина является качество работы службы доставки. Более подробно рассматривать этот этап не будем, а подведем выводы.
Итак, в данной статье была рассмотрена методология создания интернет-магазина, описаны основные плюсы и минусы создания собственного интернет-магазина, проведен анализ рынка интернет-покупок, рассмотрен процесс создания онлайн-магазина и схема его работы. Интернет-магазин — это просто! Главное — начать!
Литература:
1. Юрасов А. В. Электронная коммерция: учеб. пособие. / А. В. Юрасов. — М.: Дело, 2003. — 408 с.
2. Салбер А. Как открыть интернет-магазин / А. Салбер. — 3-е изд., стер. — М.: СмартБук, 2011. — 316 с.