В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подростков рассматривается как составная часть девиантного поведения.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, интериоризация ценностей, ценности подросков, подростки
Каждый возраст имеет свои особенности и в то же время свои сложности. Подростковый возраст не является тому исключением. Данный период онтогенетического развития человека считается одним из самых долгих и эмоционально насыщенных. Стоит отметить, что на данной возрастной стадии развития проявляются негативные особенности возрастного кризиса, а также формируется девиантное, отклоняющееся поведение, инициированное влиянием различных идеологий. Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подростковый комплекс». «Подростковый комплекс» характеризуется перепадами общего настроения, то есть, к примеру, переходом от безудержного веселья к унынию и обратно — не имея достаточных на это причин, а кроме того возникновение полярных качеств, выступающих поочередно. Его изучение занимались и продолжают заниматься многие отечественные и зарубежные исследователи, так как именно на данной стадии онтогенетического развития возникают причины аддиктивного поведения.
Характерными особенностями подросткового комплекса выступают: апатия, рассеянность, тревога, равнодушие, грубость, предрасположенность ребёнка к внезапным колебаниям настроения, нервозность, негативизмом, внутренняя конфликтность, конфликтность в общении, противоречивость чувств и желаний и агрессивность поведения. В свою очередь, наиболее часто встречаемыми психологическими особенностями подросткового возраста являются перепады настроения (эмоциональная лабильность) или частые вспышки гнева, категоричность, манипулятивное поведение, построение ультиматумов, бесцельная дерзость и независимость в чём-либо, соперничество с авторитетами и обожествление идеала [4].
Личность подростка, которой характерно в индивидуальных попытках пытается найти собственный универсальный и крайне субъективный способ выживания — уход от насущных проблем. Естественные адаптационные способности личности с аддиктивным поведением нарушены на психофизиологическом уровне. Первоначальными признаками данных нарушений выступают ощущения психосоциального дискомфорта.
Общепсихологический уют может быть сорван в связи с различными причинами, как внутренними, так и внешним. Перепады настроения практически постоянно сопутствуют нашу жизнь, однако каждый член общества по-разному принимает эти психологические состояния и по-разному обращают на это внимание. Одни склонны противодействовать встающим на пути преградам, возлагать на себя обязанность из-за произошедшего и решать возникшие трудности, а другие же с большим трудом выдерживают даже самые краткосрочные и небольшие перемены в настроение и психофизического тонуса. Подобная группа людей, как правило, имеет низкую переносимостью фрустраций. В качестве метода возобновления психологического комфорта они предпочитают аддикцию.
Характерной психологической чертой данного возраста считается так же инициативность эгоистичного поведения, которое отмечается наряду с верностью и самопожертвованием. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение подростков. Выражение дерзости и грубости к другим людям наравне с чрезвычайной ранимостью, резкий переход от оптимистического поведения к мрачному пессимизму. В этот весьма сложный возрастной период детей происходит чрезмерное внимание к оценки сверстниками их внешнего вида, характерных способностей, силы, умений подкрепленных избыточной самоуверенностью, придирчивой критикой и недовольством мнениями взрослых.
Для ребёнка подросткового возраста так же характерна комбинация удивительной чувственности с нездоровой чёрствостью, а болезненной робости — с нагловатостью. Желание получить признание выражается наравне с пренебрежение независимостью, а несогласие с общепринятыми правилами — с намеренным обожествлением случайных «идеалов». Эмоциональная импровизация философское мудрствование, решению сложных философских задач, склонность к фантазированию и излишним вымыслам ребёнка в подростковом периоде находится в сочетании с «сухими расчетами».
Подростковый возраст — самый трудный и очень уязвимый для образования различных нарушений и в то же время самый благоприятный для обучения и принятия норм поведения установленных в обществе.
Многие исследователи и педагоги занимались изучением подросткового возраста и в частности поведением подростков. Так, психиатр и психотерапевт Менделевич В.Д в своей работе «Психология девиантного поведения» характеризовал девиантное поведение подростка как анализ его взаимодействия с окружающей действительностью, в связи с тем, что главным принципом нормы выступает адаптация индивида к своему социальному окружению. Как правило, стремятся уйти от реальности предпочитают, как правило, те подростки, которые относятся к ней крайне неуважительно и оппозиционно и не способны к приспособлению к ней.
Советский и российский социолог И. С. Кон считал, что все формы девиантного поведения подростка непосредственно взаимосвязаны. Употребление спиртных напитков и наркотических средств, агрессия в поведении и противоправное поведение образуют единый целостный блок. Приобщение подростка к одному из видов девиантного поведения, крайне увеличивает риск его сопричастности и в другие.
Необходимо подчеркнуть, то что уже в 40-е годы наиболее успешно происходило становление социально-педагогического направления в профилактике отклоняющегося поведения подростков, представленное знаменитыми докторами педагогики, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий. В собственном экспериментально-опытном труде они, в сущности, основали и сформировали ключевые основы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с подростковыми группами населения, а также с трудновоспитуемыми, где важным, актуальным условием работы по воспитанию служит сформированная и организованная педагогом среда воспитания.
Примерно в это же время в работах известных психологов Л. С. Выготского и П. П. Блонского и их последователей была сформирована база возрастной психологии, которая позволяла узнать и осмыслить характерные особенности психологического развития групп подростков на разных этапах, включая этап кризисного развития подростка.
Жизненные ситуации отражают справедливость данного постулата. Принимая во внимание материалы исследователей, мы поддерживаем их суждение о том, что девиантность в подростковом возрасте подчиняется общим закономерностям, то есть какие-либо специфические причин и предпосылки девиантного поведения подростков отсутствуют, но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, общедоступных людям, принадлежащим к различным социальным группам, иначе проявляется по отношению к подросткам.
Аддиктивное поведение подросткового поколения, так же, как и старших возрастных групп населения, отмечается различной степени тяжести: от относительно нормального — до тяжёлой зависимости, которая в будущем способна привести к психическим патология. Доктор психологических наук Змановская Е. В. в своих работах проводит грань между аддиктивным поведением и просто вредные привычками, не являющимися тяжёлой зависимостью и не всегда предполагают собою очевидную опасность или угрозу жизни человека.
При том, что составляющие элементы аддиктивного поведения свойственны практически любому человеку (курение, употребление алкоголя, игромания), но вопрос зависимости на уровне патологии задается тогда, когда желание уйти от насущной реальности начинает преобладать в сознании, становится доминирующим замыслом. Взамен выработки действий по разрешения проблемы «здесь и сейчас» человек, чаще всего, предпочтет выбрать аддиктивную реализацию, тем самым добиваясь более подходящего психологического состояния в настоящий момент, аккумулируя проблемы. Данный «уход от реальности» способен реализовываться самыми различными способами [2].
Некая особенность аддиктивного поведения ребенка, в подростковом возрасте состоит в том, что, уходя от реальности, он неестественно изменяет формирование своего психического состояния, что создаёт иллюзию безопасности и восстановления баланса, вследствие этого процесс начинает «распоряжаться» личностью и пристрастие уже управляет ею.
Для нынешнего общества характерна ориентация аккумулирования изменений во всех сферах жизнедеятельности. Следовательно, напрашивается вывод о том, что уход от вставших на пути проблем — это самый логичный и незамысловатый для аддиктивной личности способ действий. В этой связи, на уровне психофизиологии человека происходит нарушение свойственной его личности способности к адаптации в обществе, также отмечается психологический дискомфорт, основанием которого могут служить как внутренние, так и внешние причины. В процессе жизнедеятельности люди совершенно по-разному реагируют на такие состояния. Характерными особенностями аддиктивной личности выступают непереносимость скачков в настроении и некий психологический дискомфорт.
Мощное воздействие негативных эмоций осуществляют такое давление на личность, следствием которого может послужить дезадаптация личностного «я», проявляющаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на разработку плана действий, что приводит к неконтролированию за поведением, оно становится беспорядочным и нецелесообразным [3]. Доктор психологических наук Соловьёва С. Л. так же считала, что желание поменять присущее душевное состояние по аддиктивному механизму осуществляется с помощью различных аддиктивных агентов [1].
Таким образом, изучив работы отечественных и зарубежных исследователей следует прийти к выводу, что основной характеристикой аддиктивной личности современного подростка является зависимость, которую можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии.
Литература:
- Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. — СПб.: Медицинская пресса, 2001.
- Зайцев Г. К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — СПб.: Акцидент, 1998.
- Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. — Обозр. психиат. и мед. психол. 1991/1. С. 8–15.
- Сирота Н.А, Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2003.