В данной статье автором рассматривается интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и отношение педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образовательных учреждениях. В работе также приводятся результаты опроса педагогов дошкольных учреждений на предмет интеграции образовательных областей в современном дошкольном образовании.
Ключевые слова: интеграция, образовательная область, Федеральный государственный образовательный стандарт
Как отмечает Л. В. Трубайчук, принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум [2, c. 4].
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования установлено, что обязательная часть образовательной программы для детей дошкольного возраста предполагает реализацию комплексного подхода, позволяющего обеспечить развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях [4, с. 10].
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип — интеграции образовательных областей. Таким образом, особую значимость приобретает вопрос интегрированного подхода к образованию детей дошкольного возраста.
Известно, что интеграция (от лат. integratio — «соединение») есть взаимосвязанность, системное соединение в единое целое и, соответственно, процесс установления таких связей, как сближение и объединение [3, с. 61]. Под интеграцией в педагогическом процессе понимается одна из сторон процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей [1, с. 161].
Развитие ребенка — это целостный процесс. Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс, который нельзя, да и крайне сложно, разграничить на отдельные области такие, как питание, здоровье, эмоции, образование, становление личностных качеств, религиозных убеждений и так далее.
Целостное развитие личности — одна из приоритетных задач современного гуманистического образования. Ее решение рассматривается нами в контексте целостного подхода. Долгое время главным ориентиром и критерием успешности педагогической работы с ребенком была мера продвинутости детей в знаниях, умениях, навыках, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится целостная личность и ее внутренний мир.
В последнем образовательном стандарте названы следующие образовательные области:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Именно их и нужно интегрировать.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаются такие задачи, как формирование у детей целостного представления о мире и более глубоких, разносторонних знаний. Мир, окружающий детей, познается ими во всем многообразии и единстве; интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, способствует повышению эффективности воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в целях развития детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Изучение проблемы реализации интеграции образовательных областей в дошкольных образовательных учреждениях, включало в себя проведение опроса педагогов по следующим вопросам:
- «Как Вы понимаете идею интеграции?»
- «Нужна ли интеграция образовательных областей в современном дошкольном образовании?»
- «Проводили ли Вы раньше интегрированные занятия?»
- «С какими трудностями сталкиваются педагоги при реализации интеграции образовательных областей?».
Ответить на эти вопросы было предложено педагогам дошкольного учреждения. Было опрошено 18 педагогов, имеющих педагогический стаж от 1 года до 30 лет.
На вопрос: «Как Вы понимаете идею интеграции?» большинство педагогов (94 %) дали исчерпывающие ответы: «взаимосвязанность образовательных областей»; «взаимосвязь предметов»; «объединение различных образовательных областей» и др. Только один педагогов (6 % респондентов) затруднился с ответом.
Отвечая на вопрос «Нужна ли интеграция образовательных областей в современном дошкольном образовании?» 89 % опрошенных педагогов дали положительный ответ. Двое опрошенных (11 %) ответили, что сомневаются в эффективности этого подхода, объясняя это тем, что при интеграции образовательных областей у дошкольников может возникнуть некий «сумбур в голове».
В результате анализа полученных ответов на вопрос «Проводили ли Вы раньше интегрированные занятия?» выявлено, что идея интеграции образовательных областей реализуется педагогами на практике. 83 % опрошенных вводят интегрированные занятия в свои программы и планы. Также выявлено, что 68 % от общего числа опрошенных воспитателей проводят интеграцию образовательных областей в группах с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Например, объединяют чтение художественной литературы с рисованием, чередую физкультурными пятиминутками.
Анализ ответов педагогов на вопрос «С какими трудностями сталкиваются педагоги при реализации интеграции образовательных областей?» позволил сделать вывод, что, применяя метод интеграции образовательных областей, некоторые из них сталкиваются с проблемой структурирования занятий. Однако, несмотря на все изложенное, педагоги признают, что интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, повышает мотивацию, развивает познавательный интерес, дает возможность педагогу реализовать творческие способности.
При этом, как показало исследование, наиболее полное представление о теории и практике интеграции имеют педагоги с опытом работы от 5 до 20 лет. Хуже обстоит дело у педагогов с опытом работы от 1 до 5 лет, а также от 20 до 30 лет, что можно объяснить недостаточной квалификацией (в случае молодых педагогов) и сложностью осваивания нового образовательного стандарта (в случае старшего поколения педагогов).
Дальнейший анализ деятельности педагогического коллектива показал, что 83 % педагогов понимают суть комплексно–тематического принципа планирования образовательного процесса, самостоятельно разрабатывают комплексно–тематические планы, апробируют их в практической работе с детьми, отслеживают эффективность деятельности, исходя из этого, планируют индивидуальную работу с дошкольниками.
Вместе с тем, анализ планов работы воспитателей дошкольных учреждений показывает, что педагоги перенасыщают план различными формами работы в какой-либо одной образовательной области, также бывают случаи, когда воспитатели исключают из плана некоторые виды деятельности, например конструктивную; при планировании работы по взаимодействию с семьями воспитанников часто прослеживается формальный подход, исключающий совместную работу педагогов и родителей по решению образовательных задач развития ребёнка.
На основании исследования можно выделить положительный момент интеграции в ДОУ: внедрение новых технологий. Минусы — в трудностях преодоления, а именно, чтобы перевести образовательный процесс на рельсы интеграции, самому педагогу надо быть профессионально интегрированным в педагогическое и образовательное сообщество.
Таким образом, результаты опроса воспитателей дошкольных учреждений показывают, что педагоги рассматривают интеграцию как целостное явление, выступающее в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса. Ведущей формой становятся не только занятия, но и совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. Внедряя интеграцию образовательных областей, педагоги тем самым обеспечивают целостное развитие воспитанников. У детей формируется познавательный интерес и повышается результативность занятий. Переход от одного вида деятельности к другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный образовательный процесс. Выявленные проблемы с недостаточным пониманием и применением на практике интегрированного обучения дошкольников необходимо решать путем повышения квалификации педагогов, разъяснения им сути и эффективности принципа интеграции образовательных областей.
Литература:
- Алексашина И. Ю. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование. — 2006. — № 1. С. 161–165.
- Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография / Под редакцией Л. В. Трубайчук. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.
- Лаврентьева Н. Г. Интеграция в педагогическом процессе дошкольного учреждения: традиции и современность // Интеграция образования. 2013. № 3. С. 61–64.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».