В данной статье рассматривается необходимость проведения совершенствования схемы организации дорожного движения на пересечении ул. Рокоссовского и просп. им Маршала Жукова в г. Волгограде.
Ключевые слова: совершенствование схемы организации дорожного движения, улично-дорожная сеть
Основные методы организации движения состоят в разделении транспортных потоков на однородные группы транспортных средств и рациональном распределении их по видам, месту и времени в целях уменьшения вероятности конфликтов между отдельными видами транспортных средств, а также транспортными средствами, движущимися с различными скоростями и в различных направлениях. [1]
В исторически сложившейся городской улично-дорожной сети при увеличивающихся характеристиках дорожного движения основные (канонические) методы организации дорожного движения уже не могут привести к желаемому результату: снижению транспортных задержек, увеличению скорости сообщения, снижению вероятности возникновения ДТП и др.
Поэтому при совершенствовании организации дорожного движения (ОДД) в современных условиях важную роль играет специалист в данной области с его знаниями, умениями, опытом, способностями и зарубежный опыт решения аналогичных задач.
Пересечение ул. Рокоссовского и пр. им. Маршала Жукова расположено в Центральном районе г. Волгограда является одним из важных транспортных узлов города. Эти дороги являются магистральными улицами общегородского значения регулируемого движения, играют важную роль в жизни города Волгограда, соединяя несколько районов.
Пересечение ул. Рокоссовского и просп. им. Маршала Жукова на протяжении последних десяти лет является проблемным. Ежедневно в часы пик на подходах к нему скапливается большое количество автомобилей. Заторы приводят к ухудшению экологической обстановки в городе, а также необоснованным тратам денежных средств, вследствие простоя транспорта. Работа по совершенствованию организации дорожного движения (ОДД) уже проводилась ранее [2].
На апрель 2017 года интенсивность по ул. Рокоссовского составляет 950 авт./ч. (с Красноармейского района в центр города), в обратном направлении 1087 авт./ч. (с центра города в Красноармейский район), интенсивность по проспекту им. Жукова составляет 1115 авт./ч. (со стороны волги к аэропорту), в обратном направлении 700 авт./ч. (от аэропорта в сторону волги). В составе транспортного потока преобладают легковые транспортные средства (90 %), а также автобусы малой вместимости (9 %). На рассматриваемом пересечении со всех подходов значительный поток транспортных средств совершают левый поворот (45 %). Из-за высокой доли транспортных средств, совершающих лево — поворотного маневр со всех четырех подходов, на перекрестке функционирует трехфазное светофорное регулирование, что в свою очередь ведет к увеличению длительности светофорного цикла до 120 с. Ввиду того, что в часы пик все подходы к перекрестку загружены примерно одинаково (рассчитанный коэффициент загрузки 0,4–0,5) увеличение длительности одной фазы должно привести к уменьшению других фаз в светофорном цикле. Т. е, разгружая одно направление (увеличивая длительность горения зеленого сигнала светофора), мы тем самым загружаем другие направления (уменьшаем длительность горения зеленого сигнала светофора по данным направлениям). Кардинальным и эффективным решением по уменьшению задержек, очередей транспортных средств перед перекрестком является, снижение количества фаз регулирования и организация движения в одной фазе светофорного цикла нескольких транспортных потоков.
В США, Франции используются транспортные развязки, называемые DOUBLE CROSSOVER DIAMOND INTERCHANGE, название которой можно перевести как перекресток с двойным симметричным перестроением, показанная на рисунке 1. [3]
Рис.1. Перекресток с двойным симметричным перестроением
Рис. 2. Схема ОДД на рассматриваемом участке улично-дорожной сети (УДС) и разрешенные направления движения
На рисунке 2 показана будущая схема ОДД на рассматриваемом участке улично — дорожной сети (УДС), и разрешенные направления движения на пересечении проспекта Жукова и улицы Рокоссовского в г. Волгограде.
Данное решение транспортной задачи весьма эффективно. Организация дорожного движения позволяет в одной фазе не оказывать влияния друг на друга транспорту, двигаться прямо и налево по основному направлению, тем самым, снижая число конфликтных точек и фаз регулирования.
Сложность пересечения на старой схеме организации дорожного движения с учетом светофора составляет 212, без светофора 300. На новой схеме ОДД со светофором 0, без светофора 170.
Однако данное решение требует по основному направлению движения наличие прямого участка, наличие площадей для организации возможности транспортным потокам сменить направление движение.
В дальнейшем более подробно будет рассмотрено планировочное решение данной транспортной развязки на пересечении проспекта Жукова и улицы Рокоссовского в г. Волгограде, построена модель дорожного движения на данном участке и проведена оценка эффективности организации дорожного движение по сравнению, существующей.
Литература:
- Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов.– 5-е изд., перераб. и доп. — М: Транспорт, 2001–247 с.
- Евдокимов Е. А. Совершенствование организации дорожного движения на пересечении ул. Рокоссовского и просп. им. Маршала Жукова в Волгограде с помощью пакета прикладных программ AIMSUN [Текст] / Е. А. Евдокимов, Д. В. Сенкин, Д. Д. Сильченков // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. № 6(166)/ ВолгГТУ. — Волгоград, 2015. 47–50 с.
- Сильченков, Д. Д. Применение современных методов проектирования при организации дорожного движения: учеб. пособие / Д. Д. Сильченков, Р. Р. Санжапов, А. В. Шустов; ВолгГТУ. — Волгоград, 2015. — 95 с.